НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Архангельской области от 22.09.2022 № А05-1598/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении в реестр требований кредиторов

г. Архангельск

Дело № А05-1598/2022

22 сентября 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Мазур Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безердян Ю.Б.,

рассмотрев в судебном заседании заявление уполномоченного органа Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве - Федеральной налоговой службы

о включении в реестр требований кредиторов требования в размере 7407 руб. 83 коп.,

поданное в дело о несостоятельности (банкротстве) Лагутина Сергея Сергеевича (дата рождения: 28.06.1984; место рождения: гор. Няндома Архангельской обл.; место жительства: пос. Ерцево Коношского р-на Архангельской обл.; СНИЛС: 108-938-385-95, ИНН 291201733718),

без привлечения лиц, участвующих в деле,

установил: 21.02.2022 в Арбитражный суд Архангельской области поступило заявление должника – Лагутина Сергея Сергеевича (далее – должник) о признании несостоятельным (банкротом). Определением от 06.04.2022 заявление принято, возбуждено производство по делу о банкротстве гражданина.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31.05.2022 должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина; финансовым управляющим утвержден Смирнов Филипп Юрьевич.

Сообщение о введении процедуры опубликовано в газете «Коммерсантъ» 11.06.2022, сведения о введении процедуры включены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 02.06.2022.

22.07.2022 в Арбитражный суд Архангельской области поступило заявление уполномоченного органа Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве - Федеральной налоговой службы (далее – уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 7407 руб. 83 коп.

Определением суда от 10.08.2022 требование уполномоченного органа (после устранения обстоятельств, послуживших оставлению без движения) принято к рассмотрению, установлен срок для предъявления возражений по требованию – до 31.08.2022; сторонам разъяснено, что при отсутствии возражений относительно данного требования, оно будет рассмотрено без привлечения лиц, участвующих в деле, на основании пункта 5 статьи 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

От уполномоченного органа поступили письменные пояснения и дополнительные документы.

Поскольку в отношении должника введена процедура банкротства – реализация имущества гражданина, возражения по существу не заявлены, требование уполномоченного органа о включении требований в реестр подлежит рассмотрению в судебном заседании в порядке, установленном пунктом 5 статьи 100 Закона о банкротстве.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требование уполномоченного органа подлежит удовлетворению на основании следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» установлено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

Проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно требований между должником, лицами, имеющими право заявлять возражения, и предъявившим требование кредитором. В случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам; а также соблюдение уполномоченным органом срока принудительного взыскания задолженности.

В качестве доказательств наличия задолженности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу уполномоченным органом представлены требование, налоговое уведомление, расчеты пеней, сведения о наличии у должника в заявленный налоговый период имущества.

На основании пункта 1 части 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ установлена обязанность по уплате транспортного налога налогоплательщиками, которыми в силу статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ (в том числе автомобили, мотоциклы, другие самоходные машины). Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки по региональным налогам (транспортный налог) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Главой 32 НК РФ установлен порядок уплаты налога на имущество физических лиц, плательщиками которого признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Согласно статье 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год. В соответствии со статьей 406 НК РФ налоговые ставки по региональным налогам (налог на имущество физических лиц) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Таким образом, сведения, оформленные в виде выписок налогового органа, полученные в порядке взаимодействия между органами исполнительной власти (налоговыми органами, подразделениями Министерства Внутренних дел Российской Федерации, органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) являются достоверными, полученными на основании положений действующего законодательства, и подтверждают принадлежность вышеуказанных объектов недвижимого имущества, учитывая, что объекты являются основанием для исчисления соответствующих налогов физическому лицу.

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных статьей 72 НК РФ, является пеня. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Как предусмотрено статьей 57 НК РФ, сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1, 2 указанной статьи).

Приложенные к заявлению уполномоченного органа требование, уведомление вынесены в порядке и в сроки, установленные законом, должником не оспорены (данные сведения отсутствуют в материалах дела). Сроки давности взыскания налогов, пеней соблюдены.

В соответствии с пунктом 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, при решении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Недоимка по налогам, которую уполномоченный орган просит включить в реестр, возникла до возбуждения дела о банкротстве, и с учётом изложенногов Обзоре ВС РФ от 20.12.2016 текущей не является.

Пени начислены на задолженность, образовавшуюся до возбуждения в отношении должника дела о банкротстве, за период до введения в отношении должника процедуры конкурсного производства.

Таким образом, требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов задолженности в общей сумме 7 407 руб. 83 коп., в том числе 7 223 руб. налогов, 184 руб. 83 коп. пеней является обоснованным и подлежит включению в реестр.

В силу пункта 4 статьи 134, пункта 1 статьи 137 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов удовлетворяются в третью очередь. Требование по уплате пеней, в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве, учитывается отдельно в реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.

Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 100, 134-137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

признать обоснованным и включить в третью очередь реестра требований кредиторов Лагутина Сергея Сергеевича требование уполномоченного органа в размере 7 407 руб. 83 коп., в том числе 7 223 руб. налогов, 184 руб. 83 коп. пеней.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области.

Судья

Е.Н. Мазур