НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Архангельской области от 22.09.2017 № А05-9615/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Архангельск

Дело № А05-9615/2017

29 сентября 2017 года

Резолютивная часть определения объявлена 22 сентября 2017 года

Определение в полном объёме изготовлено 29 сентября 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Советская 7 (1-4)"(ОГРН <***>; место нахождения: 163020, <...>)

к ответчику - государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>),

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 (место жительства: г.Архангельск)

о признании незаконным требования, указанного в письме от 20.07.2017 №10-581/469,

при участии в заседании представителей:

заявителя: ФИО1 (председатель правления);

ответчика: ФИО2 (доверенность от 26.04.2017);

третьего лица: ФИО1 (паспорт),

установил:

товарищество собственников жилья "Советская 7 (1-4)" (далее – заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) (далее – ответчик, фонд) о признании незаконным требования, указанного в письме от 20.07.2017 №10-581/469 о возложении обязанности на заявителя в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления предоставить в фонд корректирующие индивидуальные сведения за 2014 год на ФИО1 (далее - ФИО1) с исключением из стажа кода РКС/заменой на МКС в период с 22.12.2014 по 26.12.2014.

Определением суда от 24.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1

В обоснование предъявленных требований товарищество указало, что считает представленные им сведения индивидуального (персонифицированного) учета с включением в стаж кода РКС в период с 22.12.2014 по 26.12.2014 на третье лицо достоверными, поскольку последний в указанный период на условиях полного рабочего дня исполнял должностные обязанности в районе Крайнего Севера.

В судебном заседании представитель заявителя на предъявленных требованиях настаивал.

В судебном заседании представитель ответчика с заявлением товарищества не согласился по мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к нему, указав, что факт направления застрахованного лица в командировку в район Крайнего Севера не позволяет сделать вывод о наличии смешенного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях; уведомление носит рекомендательный характер и не обязывает страхователя предоставить уточненные сведения по спорному периоду.

В судебном заседании ФИО1 поддержал позицию заявителя, указав, что его размер пенсии уменьшился.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Товарищество представило в фонд сведения о страховом стаже застрахованного лица (ФИО1) для установления трудовой пенсии, в которых отразило код территориальных условий периода работы с 22.12.2014 по 26.12.2014 – РКС.

В ходе камеральной проверки достоверности представленных индивидуальных сведений, содержащих специальный страховой стаж, фонд пришел к выводу об отсутствии документов, подтверждающих работу в течении полного рабочего дня в г.Северодвинске с 22.12.2014 по 26.12.2014, о чем составил акт №529 от 14.07.2017.

Письмом от 14.07.2017 №6/4895 ответчик сообщил товариществу об том, что обязанность страхователя предоставлять достоверные индивидуальные сведения на работников закреплена Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон №27-ФЗ).

Письмом от 20.07.2017 №10-581/469 фонд уведомил заявителя о том, что для приведения в соответствие лицевого счета застрахованного лица с трудовой книжкой (и/или другими первичными документами) товариществу необходимо представить корректирующие индивидуальные сведения за 2014 год на ФИО1 с исключением из стажа кода РКС/ заменой на МКС в период с 22.12.2014 по 26.12.2014 в соответствии с актом камеральной проверки №529 от 14.07.2017.

Несогласившись с указанным требованием товарищество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его незаконным.

Оценив представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства в обоснование своей позиции, суд считает производство по делу подлежит прекращению ввиду следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В числе указанных сведений страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 5 части 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Закона №27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета является в том числе обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу части 1 статьи 8 Закона №27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Частью 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Аналогичным образом пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н (далее – Инструкция), определено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ).

Частями 6 -11 статьи 17 Закона №27-ФЗ установлено, что:

- при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте;

- акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма;

- лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений;

- акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц;

- территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица;

- по результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Предложение фонда, изложенное в письме от 20.07.2017 №10-581/469 о предоставлении в течении 5 рабочих дней с даты получения уведомления корректирующих индивидуальных сведений является следствием исполнение обязанности фонда, предусмотренной частью 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ.

Указанное уведомление носит процедурный характер, ответственность за его невыполнение законодательством Российской Федерации не предусмотрена, значение такого уведомления заключается в стимулировании заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снижении напряженности во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР.

Так, согласно пункту 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

С учетом этого, поскольку уведомление, изложенное в письме от 20.07.2017 №10-581/469, носит процедурный, рекомендательный характер, не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей и не порождает прав ни у него, ни у иных лиц, оно не отвечает критериям ненормативного акта, обжалование которого допускается в арбитражном суде.

При привлечении к ответственности за представление недостоверных сведений товарищество не лишено возможности оспорить соответствующее решение в установленном порядке.

Ссылки третьего лица об уменьшении размера его пенсии не свидетельствуют о том, что такое уменьшение явилось следствием направления оспариваемого уведомления. При наличии спора относительно размера пенсии ФИО1 не лишен возможности обратиться в суд общей юрисдикции для его разрешения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

С учетом изложенного, производство по делу подлежит прекращению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

Государственная пошлина в Арбитражный суд Архангельской области уплачивается по коду бюджетной классификации 182 108 01000 01 1000 110.

В платежном поручении №158 от 26.07.2017 указан код бюджетной классификации 821 113 01994 04 0000 130, следовательно оно не подтверждает факт уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет за рассмотрение дела арбитражным судом и уплаченная по нему сумма не может быть возвращена арбитражным судом из федерального бюджета в рамках рассмотрения настоящего дела.

При этом, заявитель не лишен возможности уточнить реквизиты произведенного платежа и обратиться в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины (представив подлинное платежное поручение и данные об уточнении платежа), либо обратиться с таким заявлением к соответствующему лицу, являющемуся администратором платежа с кодом бюджетной классификации 821 113 01994 04 0000 130.

Руководствуясь статьями 150, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу прекратить.

Настоящее определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения.

Судья

Б.В. Болотов