НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Архангельской области от 21.02.2013 № А05-5112/12

4200/2013-14843(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000,
тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требований в реестр требований кредиторов

г. Архангельск

Дело № А05-5112/2012

21 февраля 2013 года

Резолютивная часть определения суда вынесена 18 февраля 2013 года. Полный текст определения суда изготовлен 21 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Липониной М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радюшиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заявление уполномоченного органа Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве - Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 165300, <...>)

о включении требований в размере 557 867 руб. 72 коп. в реестр требований кредиторов,

поданное в дело о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 165650, <...>),

при участии в судебном заседании представителя уполномоченного органа – ФИО1 (доверенность от 29.11.2012),

установил:

определением Арбитражного суда Архангельской области от 27 апреля 2012 года принято заявление должника - общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» (далее – должник) о признании его несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве.

Определением суда от 15 мая 2012 года в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим утвержден ФИО2.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2012 года должник признан несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден ФИО2.

Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» 03 ноября 2012 года.


24.12.2012 года в Арбитражный суд Архангельской области поступило заявление уполномоченного органа Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве - Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов 557 867 руб. 72 коп., в том числе 10 982 руб. налогов, 147 643 руб. 04 коп. пеней, 301 833 руб. 20 коп. штрафов, 97 409 руб. 48 коп. пеней по страховым взносам.

Поскольку должник признан несостоятельным (банкротом), поступившее заявление назначено к рассмотрению в настоящем судебном заседании в порядке, предусмотренном статьями 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

14.02.2013 в арбитражный суд поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов 523 235 руб. 96 коп. При этом, как следует из ходатайства, уполномоченным органом дополнительно включены требования о включении в реестр требований кредиторов ранее не заявлявшихся сумм пени по единому налогу на вмененный доход и транспортному налогу.

Уточнение требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса.

В ходе судебного разбирательства представитель уполномоченного органа требование поддержал с учетом уточнения.

Конкурсный управляющий, иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем заявление рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Конкурсный управляющий представил отзыв на заявленные требования, в котором сообщил об отсутствии возражений. Уполномоченный орган также представил экземпляр ходатайства об уточнении требований, на котором имеется отметка конкурсного управляющего о согласии с измененными требованиями.

Заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично на основании следующего.

Как следует из материалов дела, заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов 523 235 руб. 96 коп., в том числе 10 982 руб. налогов, 113 011 руб. 28 коп. пени, 301 833 руб. 20 коп. штрафов, 97 409 руб. 48 коп. пени по страховым взносам.

В подтверждение задолженности в размере 10 982 руб. налогов, 10 973 руб. 29 коп. пени, уполномоченным органом в материалы дела представлены требования об уплате налогов, сбора, пени и штрафов № 8399 от 05.07.2012, 8192 от 03.07.2012, 37822 от 12.12.2012, 13 798 от 08.11.2012, 38380 от 25.12.2012, расчеты пени.

В соответствие со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате


налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Указанные положения применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Согласно статье 70 указанного кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

В пунктах 1, 7 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Отсутствие в материалах дела решений о взыскании за счет денежных средств и имущества налогоплательщика не является препятствием для рассмотрения требований уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника, поскольку сроки давности взыскания налогов, пени и штрафы в судебном порядке соблюдены.

Недоимка по налогам, о включении которой в реестр требований кредиторов должника заявлено уполномоченным органом, возникла до подачи заявления о признании должника банкротом, пени начислены на эту недоимку, а также на недоимку включенную в реестр требований кредиторов определением суда по настоящему делу от 27.07.2012.

В связи с изложенным требование уполномоченного органа в размере 10 982 руб. налогов, 10 973 руб. 29 коп. пени является обоснованным и правомерным.

Пунктом 4 статьи 134, пунктом 1 статьи 137 Закона о банкротстве установлено, что требования уполномоченных органов удовлетворяются в третью очередь.

Вместе с тем, суд не находит оснований для включения в реестр требований кредиторов 9282 руб. 80 коп. пени по требованиям №13798 от 08.11.2012 и №38380 от 25.12.2012 по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения


требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ №35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» при изменении кредитором основания требования его заявление считается поданным в момент соответствующего изменения.

Требование о включении в реестр требований кредиторов 9282 руб. 80 коп. пени по требованиям №13798 от 08.11.2012 и №38380 от 25.12.2012 заявлено уполномоченным органом в ходатайстве об уточнении заявленных требований от 14.02.2013, поступившем в суд 14.02.2013.

Поскольку в данном случае уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр пени по налогам, не указанным в первоначальном заявлении, суд рассматривает ходатайство об уточнении заявленного требования в данной части как изменение оснований заявленных требований.

Требование о включении в реестр требований кредиторов 9282 руб. 80 коп. пени заявлено за пределами установленного срока.

Следовательно, требование уполномоченного органа в размере 10 982 руб. налогов, 1690 руб. 49 коп. пени подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов, требование в размере 9282 руб. 80 коп. пени подлежит удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр кредиторов, имущества должника.

В подтверждение задолженности в размере 102 037 руб. 99 коп. пени, 301 833 руб. 20 коп. штрафа уполномоченным органом в материалы дела представлены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.09.2012 №07-05/67 дсп, от 30.11.2012 №05-06/6730 дсп, требования об уплате налогов, сбора, пени и штрафов № 12925 от 11.10.2012, 37482 от 04.12.2012, расчеты пени.

Как следует из решения №07-05/67 дсп от 17.09.2012, должнику начислены пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), а также должник привлечен к ответственности в виде штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неперечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом.

Нарушения сроков перечисления НДФЛ имели место в 2011, январе-июне 2012 года.

Согласно статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №25 от 22.06.2006 года, требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Вместе с тем, указанная позиция не может быть распространена на требования о взыскании пеней, начисляемых в порядке пункта 7 статьи 75 Налогового Кодекса


Российской Федерации, и штрафа, наложенного на основании статьи 123 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Специальный режим требования об уплате удержанной у налогоплательщика суммы налога обусловлен тем, что должник исполняет не собственную обязанность, а налоговое обязательство иного лица, действуя в качестве налогового агента. При этом денежные средства, которые должник - налоговый агент должен перечислить в бюджет, принадлежат не должнику, а иным налогоплательщикам.

Допуская просрочку в исполнении этой обязанности, должник совершает уже собственное правонарушение, за которое предусмотрены взимание пени и привлечение к налоговой ответственности по статье 123 Налогового Кодекса Российской Федерации. При этом сумма пени и штрафа уплачивается должником за счет собственных средств, являясь, в отличие от обязанности по перечислению удержанной суммы налога, собственным обязательством должника.

В постановлении президиума Высшего арбитражного суда РФ от 03.07.2012 №2941/12 выражена правовая позиция, что квалификация требования об уплате штрафа за совершение налогового правонарушения зависит от даты совершения правонарушения.

Суд полагает, что аналогичная позиция может быть применена и к пени за несвоевременную уплату НДФЛ, поскольку в данном случае пени, являясь собственным обязательством должника, не могут следовать судьбе основного обязательства, не являющегося обязательством должника.

Дело о банкротстве должника возбуждено 26.04.2012 года.

Согласно приложению №2 к акту выездной налоговой проверки от 22.08.2012 №07-05/36 срок перечисления НДФЛ (дата выдачи заработной платы) за апрель 2012 наступил 30.04.2012, за май 2012 – 31.05.2012, за июнь 2012 – 29.06.2012. Следовательно, датами совершения правонарушения в данных случаях являются соответственно 30.04.2012, 31.05.2012, 29.06.2012. Поскольку указанные даты имели место после возбуждения в отношении должника дела о банкротстве, пени и штрафы, начисленные за несвоевременное перечисление НДФЛ в указанные периоды, не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.

Согласно статье 123 Налогового кодекса РФ штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ налоговым агентом составляет 20% от суммы, подлежащей перечислению. Согласно таблице расчета фактически выданной заработной платы и сроков перечисления НДФЛ (приложение №2 к акту от 22.08.2012 №07-05/36) сумма НДФЛ за 2011, январь-март 2012 составляет 1 146 086 руб. Сумма штрафа составляет 1 146 086 * 20%, т.е. 229 217 руб. 20 коп.

Указанная сумма подлежит включению в реестр требований кредиторов.

Согласно таблице расчета фактически выданной заработной платы и сроков перечисления НДФЛ (приложение №2 к акту от 22.08.2012 №07-05/36) сумма НДФЛ за апрель 2012 составляет 125 168 руб., за май 2012 122 274 руб., за июнь 2012 113 638 руб.

Сумма пени, начисленная на указанные суммы НДФЛ, составляет 10 747 руб. 60 коп. исходя из следующего расчета:

1) 125 168 * 0,026666667% * 31 = 1034, 72 руб., где:

0,026666667% – размер пени согласно статье 75 Налогового кодекса;

31 – количество дней просрочки с 30.04.2012 по 30.05.2012;

2) 247 442 * 0,026666667 * 29 = 1913, 55 руб., где:

247 442 руб. – сумма задолженности по НДФЛ за апрель-май 2012;


29 - количество дней просрочки с 31.05.2012 по 28.06.2012;

3) 361 080 * 0,026666667 * 81 = 7799, 33 руб., где:

361 080 руб. - сумма задолженности по НДФЛ за апрель-июнь 2012;

81 – количество дней просрочки с 29.06.2012 по 17.09.2012.

4) 1034, 72 + 1913, 55 + 7799, 33 = 10747, 60 руб.

Таким образом, сумма пени, подлежащая включению в реестр требований кредиторов, составляет 91 290 руб. 39 коп. (102 037, 99 – 10 747, 60).

Как следует из решения №05-06/6730ДСП от 30.11.2012, должник привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налоговым агентом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года.

Декларация представлена должником 29.10.2012 при сроке представления 22.10.2012.

Исходя из изложенной выше правовой позиции Высшего арбитражного суда, что квалификация требования об уплате штрафа за совершение налогового правонарушения зависит от даты совершения правонарушения, требование о взыскании штрафа по решению №05-06/6730ДСП не подлежит включению в реестр требований кредиторов.

Пунктом 39 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 разъяснено, что если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.

Данный вывод соотносится с позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 63 от 23 июля 2009 года «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве».

Таким образом, учитывая, что требования уполномоченного органа в размере 83 363 руб. 60 коп. (пени в размере 10 747 руб. 60 коп. и штраф в размере 72 616 руб. (72 416 + 400) относятся к текущим, производство по заявлению в данной части подлежит прекращению.

В подтверждение задолженности в размере 97 409 руб. 48 коп. пени уполномоченным органом в материалы дела представлены требование №03902140198681 от 30.10.2012, таблицы начисления пени.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах) сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. При этом особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 3 статьи 1 Закона о страховых взносах).

Согласно части 1 и 2 статьи 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок


производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном указанным законом.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 3 статьи 19 Закона о страховых взносах).

В силу статьи 22 указанного закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Статьей 25 Закона о страховых взносах установлено, что пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

Пени начислены на суммы недоимки, включенные в реестр требований кредиторов определением Арбитражного суда от 27.07.2012 за период процедуры наблюдения.

Отсутствие в материалах дела решений о бесспорном взыскании не является препятствием для рассмотрения требований уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника, поскольку сроки давности взыскания пеней в судебном порядке соблюдены.

Следовательно, требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов 97 409 руб. 48 коп. пени по страховым взносам является обоснованным.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 184, 185, 223, 224 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 100, 134-137, 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Признать требования уполномоченного органа обоснованными и включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» в размере 430 589 руб. 56 коп., в том числе 10 982 руб. налогов, 92 980 руб. 88 коп. пени по налогам, 229 217 руб. 20 коп. штрафов, 97 409 руб. 48 коп. пеней по страховым взносам.

Признать требование уполномоченного органа к общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» обоснованным в размере 9282 руб. 80 коп. пени по налогам и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Производство по требованию в части включения в реестр требований кредиторов 83 363 руб. 60 коп. прекратить.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области.

Судья

М.В. Липонина




2 А05-5112/2012

3 А05-5112/2012

4 А05-5112/2012

5 А05-5112/2012

6 А05-5112/2012

7 А05-5112/2012

8 А05-5112/2012