АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, 17
о прекращении производства по делу
г. Архангельск | Дело № А05-13304/2011 |
17 января 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Полуяновой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керниченко Т.Л.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ОГРН 1022901025586; место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Чиркова, дом 35)
к Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН 1022900545535; место нахождения: 163071, г. Архангельск, ул. Тимме, дом 23, корп.1)
о признании незаконным и отмене постановления № 04-32-326-1 от 16.11.2011
при участии в заседании представителей:
от заявителя – не явился (извещен)
административного органа – Леванидова Т.А.
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 04-32-326-1 о назначении административного наказания от 16.11.2011.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного органа заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что данный спор подведомственен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд находит, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением Государственной инспекции труда от 16.11.2011 № 04-32-326-1 Учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Основанием для привлечения Учреждения к ответственности послужило нарушение статей 212, 221, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку Учреждением средства индивидуальной защиты эксплуатируются с истекшим сроком годности; не в полном объеме исполняются требования законодательства в части проведения инструктажей по охране труда; не проводится периодическое обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим; работники учреждения, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль за проведением работ не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда; с рабочими не проводился первичный, повторный инструктажи на рабочем месте; не ведется журнал учета инструкций по охране труда для работников и журнал учета выдачи инструкций по охране труда; личные карточки учета выдачи осужденным средств индивидуальной защиты ведутся ненадлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сформулировано общее правило подведомственности, согласно которому к юрисдикции арбитражных судов относятся разрешение экономических споров и рассмотрение других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 207 АПК РФ).
Из анализа приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, подведомственность спора арбитражному суду определяется исходя из двух основных критериев: характера правоотношений, возникших между спорящими сторонами, и из субъектного состава спорящих. Причем необходимо наличие всех этих условий в совокупности для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 1 Постановления № 12/12 Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.08.1992 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам»в случаях, когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Объективную сторону вменённого Учреждению административного правонарушения составляет нарушение законодательства о труде, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к вопросам её внутренней организации.
Субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, выступает юридическое лицо или предприниматель, допустившее правонарушение в сфере трудовых отношений.
Учреждение выполняет в отношении своих работников функции и обязанности, присущие работодателю и предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, оно привлечено к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.
Учитывая изложенное, обжалуемое Учреждением постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства о труде не нарушает законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не создает препятствий для ее осуществления.
Таким образом, спор между Учреждением и Государственной инспекцией труда возник из трудовых правоотношений, привлечение Учреждения к административной ответственности является следствием нарушения трудового законодательства, а не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому такой спор подведомствен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Аналогичная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 04 ноября 2003 года по делу № 8908/03.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление Учреждения о признании незаконным и отмене постановления № 04-32-326-1 о назначении административного наказания, вынесенного 16.11.2011 Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем, производство по настоящему делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу прекратить.
Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения.
Судья | Н.М. Полуянова |