Председательствующий по делу Кортовенков Д.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-851
г. Москва |
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - | ФИО1, |
судей: | ФИО2, Манохина В.В., |
присекретаре ФИО3, с участием представителя административного истца ФИО4, представителя административного ответчика ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-225/2020 по апелляционной жалобе того же представителя административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 4 июня 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части № подполковника ФИО6 об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наём жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Коверда проходит военную службу в войсковой части № (г. Москва).
Решением 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – 1 отдел) Коверда с 4 мая 2012 года включен в список на предоставление служебного жилья, а решениями жилищного органа от 13 января 2017 года и 3 мая 2018 года в указанный список включены члены его семьи (супруга и три дочери). При этом он осуществляет поднаём жилого помещения по месту службы г. <адрес>
Приказом командира войсковой части № от 17 декабря 2019 года № 614 Коверде, установлена выплата ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 декабря 2019 года.
Сообщением 1 отдела от 10 января 2019 года Коверде предоставлено служебное жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, от получения которого он отказался 7 февраля 2019 года.
Приказом командира войсковой части № от 15 февраля 2019 года № 58 Коверде прекращена выплата денежной компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 года в связи с его отказом от предложенной служебной квартиры.
Посчитав свои права нарушенными, Коверда 2 марта 2020 года обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командира войсковой части от 15 февраля 2019 года № 58 в части прекращения выплаты ему компенсации за наем жилого помещения и обязать указанное должностное лицо принять меры к выплате указанной компенсации с 1 марта по 1 декабря 2019 года.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление удовлетворил частично и возложил обязанность на командира войсковой части № повторно рассмотреть вопрос об установлении к выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 28 октября по 1 декабря 2019 года.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части гарнизонный военный суд Коверде отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования Коверды в полном объеме.
В обоснование жалобы, приводит положения п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) ст. 38, 46, 376 КАС РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», а также обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении и отмечает, что приказом командира войсковой части № от 17 декабря 2019 года № 614 были восстановлены права административного истца на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилья начиная с 1 декабря 2019 года.
Ссылаясь на ст. 219 КАС РФ, указывает, что несвоевременное рассмотрение жалобы вышестоящим органом является одной из причин для восстановления срока обращения с административным исковым заявлением.
Так, 29 апреля 2019 года Коверда в порядке ст. 106 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, обратился с рапортом к командиру войсковой части №, в котором просил считать его мотивированно отказавшимся от предлагаемых ранее жилых помещений и возобновить выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения. О том, что ему отказали в праве на выплату ежемесячной денежной компенсации с 1 марта 2019 года, Коверде стало известно 25 декабря 2019 года, когда им был получен соответствующий приказ командира воинской части о прекращении выплаты.
Считает, что у командования отсутствовали основания для прекращения выплаты компенсации за поднаем жилья и указывает, что жилищные условия Коверды не изменялись как на момент принятия первоначального решения о производстве выплаты за наем жилого помещения, так и на момент прекращения и последующего возобновления выплаты с 1 декабря 2020 года.
Обращает внимание на то, что в действующем законодательством правовая норма, предоставляющая право командиру воинской части прекращать выплаты вследствие отказа военнослужащего от предоставляемого помещения маневренного фонда при уже заключенном договоре коммерческого найма жилья. Необеспеченность административного истца жилым помещениям подтверждается его нахождением в настоящее время в списках на получение денежной компенсации за наем жилья.
Ссылаясь на п. 3 - 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года (далее - Инструкция), считает, что Коверда обоснованно отказался от предложенного служебного жилья.
Приводя положения Инструкции об организации в Вооруженных Силах РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 года за № 303, указывает, что данный нормативный правовой акт не содержит оснований прекращения выплаты компенсации за наем жилого помещения в связи с отказом от предложенного жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абз. 2 п. 1 и п. 3 ст. 15 Закона военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих – граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих – граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
По смыслу ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 105 и ч. 1 ст. 106 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда помимо служебных жилых помещений относятся служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда и общежития, норма предоставления которых составляет не менее 6 кв.м. жилой площади на одного человека.
Анализ приведенного законодательства позволяет прийти к выводу, что выплата военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения осуществляется лишь в случае невозможности обеспечения его жилищным органом по месту прохождения военной службы или в близлежащем населённом пункте каким-либо специализированным жилым помещением из расчёта не менее 6 кв.м. жилой площади на одного человека.
Из содержания п. 5 Инструкции следует, что при поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу.
В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены сообщения о предоставлении жилых помещений, согласия с предоставлением жилых помещений в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения указанные служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим, включенным в список на предоставление служебных жилых помещений.
Согласно п. 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года № 303, выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
Как видно из материалов дела, сообщением 1 отдела от 10 января 2019 года № 67/16/ТС Коверде распределено специализированное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, от получения которого он отказался 7 февраля 2019 года. Выпиской из приказа командира войсковой части № от 15 февраля 2019 года № 58 подтверждается, что административному истцу с 1 марта 2019 года выплата денежной компенсации за наём жилых помещений прекращена.
С учетом изложенных обстоятельств дела и принимая во внимание, что Коверде жилищным органом было предложено специализированное жилое помещение по нормам, предусмотренным действующим законодательством, от получения которого он отказался, а также учитывая, что Коверда последовательно уклонялся от обеспечения служебным жилым помещением, отказавшись и от распределенного 11 февраля 2019 года 1 отделом специализированного жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: г. <адрес>, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для производства выплаты административному истцу денежной компенсацией за наём жилья в период с 1 марта по 28 октября 2019 года, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления в этой части.
Доводы автора жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства, по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Кроме того, вопреки доводу жалобы, гарнизонный суд пришел к правильному выводу и о пропуске Кавердой срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно разъяснениям изложенными в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ подается в военный суд в трехмесячный срок со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Как видно из материалов дела и верно установил суд первой инстанции, об оспариваемом приказе командира войсковой части № от 15 февраля 2019 года № 58 административный истец был проинформирован командованием 25 апреля 2019 года, что подтверждается записью в журнале учета объявления приказов, директив и других служебных документов личному составу и должностным лицам войсковой части №.
Кроме того, 15 апреля 2019 года Коверда обратился к командованию с рапортом о прекращении выплаты компенсации, что подтверждает его извещенность об этом.
Между тем, в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного приказа командира войсковой части № административный истец обратился только 2 марта 2020 года, при этом уважительных причин пропуска срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ не привел.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что Коверда 29 апреля 2019 года обратился с рапортом к командиру войсковой части №, в котором выразил несогласие с прекращением выплаты денежной компенсации, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 219 КАС РФ об уважительности причины пропуска срока обращения в суд свидетельствует нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение жалобы вышестоящим должностным лицом, а не должностным лицом чьи действия оспариваются.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения гарнизонного военного суда, а жалоба представителя административного истца по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 4 июня 2020 года по административному исковому заявлению ФИО6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО4 – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи