НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва) от 20.09.2022 № 2-121/2022

Председательствующий по делу Татаринов А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-986/2022

20 сентября 2022 г. г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего - Самойленко А.И.,

судей: Великановой А.В., Новикова М.Ю.,

при секретаре Роговой И.И., с участием представителя истца Валитовой А.Г., ответчика Гагарина Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-121/2022 по апелляционной жалобе ответчика на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 7 июня 2022 г., которым частично удовлетворено исковое заявление войсковой части к военнослужащему этой воинской части Гагарину Дмитрию Андреевичу о взыскании денежных средств в счет возмещения материального ущерба.

Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю., объяснения ответчика в обоснование апелляционной жалобы, объяснения представителя истца, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, войсковой части обратился в суд с иском к Гагарину, в котором указал, что решениями Инспекции Федеральной налоговой службы России по (далее - ИФНС России по ) от ДД.ММ.ГГГГ, войсковая часть привлечена к ответственности за совершение налоговых правонарушений за 2017, 2018 годы в виде штрафа в размере 938 247 руб. Кроме того, воинской части начислены недоимка по земельному налогу в сумме 9 382 468 руб. и пени в размере 3 253 983 руб. 88 коп.

Обжалование войсковой частью указанных решений ИФНС России по в административном, а также в судебном порядке положительных результатов не принесло.

Денежные средства по оплате задолженности по земельному налогу, а также оплата пени и штрафа перечислены воинской частью в июне и декабре 2021 г.

В ходе административного расследования, проведенного в войсковой части , установлено, что причиненный воинской части материальный ущерб в виде уплаченных ею пени и штрафа по недоимке земельного налога в сумме 4 192 230 руб. 88 коп. образовался в результате применения неверной налоговой ставки при производстве расчета земельного налога войсковой части Гагариным Д.А.

В связи с этим войсковой части просил в порядке привлечения Гагарина к полной материальной ответственности взыскать с него в пользу воинской части в счет возмещения материального ущерба 4 192 230 руб. 88 коп.

Решением гарнизонного военного суда исковое заявление удовлетворено частично. Суд пришел к выводу о том, что Гагарин подлежит привлечению к ограниченной материальной ответственности и взыскал с него в пользу войсковой части денежные средства в сумме 99 937 руб. 50 коп., отказав в удовлетворении иска на большую сумму. Кроме того, суд взыскал с Гагарина в доход бюджета муниципального образования г. Реутов государственную пошлину в размере 3 198 руб.

В апелляционной жалобе Гагарин, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывает, что войсковой частью в налоговый орган уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2017 и 2018 год была представлена 27 июля 2019 г., то есть до утверждения 25 декабря 2020 г. должностных обязанностей ответчика, в связи с чем их положения не могли влиять на оценку его действий при рассмотрении настоящего дела.

Суд в решении сослался на положения Наставления по квартирно-эксплуатационному обеспечению внутренних войск МВД России, утвержденного приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, однако указанный нормативный акт опубликован не был и государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ не проходил, в связи с чем и в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» считает, что на него нельзя было ссылаться при разрешении спора.

Обращает внимание на то, что Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии», в соответствии с которым были образованы войска национальной гвардии Российской Федерации, установлено, что до вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих деятельность войск национальной гвардии, действуют нормативные акты, в частности, принятые федеральными органами исполнительной власти. Поскольку названное Наставление утверждено главнокомандующим внутренними войсками МВД России, который не относится к федеральным органам исполнительной власти, то оснований для его применения после вступления в силу Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157, также не имелось.

Считает, что должностные обязанности ответчика, а также Наставление по квартирно-эксплуатационному обеспечению внутренних войск МВД России не содержат положений, возлагающих на ответчика обязанности по осуществлению расчета земельного налога, либо по составлению и представлению налоговой отчетности.

Ссылаясь на ст. 118 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, отмечает, что обязанности по обеспечению соблюдения налоговой дисциплины, составлению и представлению налоговой отчетности возложены на помощника командира войсковой части по финансово-экономической работе – начальника службы (главного бухгалтера).

От представителя истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение суда без изменения.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 3 и ст. 2 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон) военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб, под которым понимается, в том числе произведенные воинской частью, излишние денежные выплаты, включая возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам, а также уплаченные воинской частью неустойки (штрафы, пени) и компенсации в связи с неправомерными действиями (бездействием) военнослужащих.

В силу п. 2 ст. 5 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух ежемесячных надбавок за выслугу лет.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона причины ущерба, его размер и виновные лица подлежат установлению посредством проведения командованием воинской части административного расследования.

Исходя из требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как видно из материалов дела и установлено судом, государству в лице войсковой части причинен ущерб, выразившийся в уплате ею штрафа и пени по недоимке земельного налога за 2017, 2018 годы на общую сумму 4 192 230 руб. 88 коп.

Согласно решениям ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ, войсковая часть совершила налоговые правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ, что послужило основанием для предъявления налоговым органом требований к воинской части об уплате штрафа, а также пени, начисленных от неуплаченной суммы земельного налога.

При этом в решении указано, что войсковая часть , представив налоговую декларацию за 2017 год, не уплатила земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером , а также не задекларировала и не уплатила земельный налог в отношении 14 земельных участков, которые в ноябре 2017 года были выделены из состава основного земельного участка с кадастровым номером .

В решении также отмечено, что согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером , данный участок имеет категорию земли - земли для населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства зданий и сооружений, какие-либо ограничения в использовании земельного участка в правоустанавливающих документах не указаны, а исходя из имеющихся на нем объектов (до того, как из данного участка были выделены 14 земельных участков), предназначенных для обеспечения военнослужащих служебным жильем, данный земельный участок является ограниченным в обороте и к нему применяется налоговая ставка в размере 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

В отношении незадекларированных воинской частью 14 земельных участков в решении отмечено, что они образовались путем выдела их из состава основного земельного участка с кадастровым номером . Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на указанные участки за войсковой частью было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то исчисление суммы налога в силу требований п. 7 ст. 396 и п. 1 ст. 391 НК РФ было необходимо производить в соответствии с оставшимся периодом владения участками за 2017 год.

Согласно решению ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ, в представленной войсковой частью налоговой декларации за 2018 год неверно указаны ставки налога в отношении 8 земельных участков, а также неверно указана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .

При этом в решении отмечено, что земельный участок с кадастровым номером в 2017 году был разделен на 14 земельных участков, на территории которых расположены четыре жилых дома, детский сад, общеобразовательная школа, поликлиника, а также строится храм. На участке с кадастровым номером находится придомовая территория и лесополоса. Налоговый орган пришел к выводу о том, что указанные земельные участки не находятся в статусе ограниченных или изъятых из оборота, в связи с чем к ним должна применяться ставка земельного налога в размере 1,5 процента, а не 0,3 процента, которая применена налогоплательщиком – войсковой частью .

Вместе с тем, с целью подтверждения правомерности данных, заявленных в декларации за 2018 год, войсковой частью представлены налоговому органу пояснения, согласно которым на основании распоряжения Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России от 27 февраля 2013 г. «О ставке земельного налога», а также в соответствии с разъяснением Минфина России от 26 февраля 2013 г. войскам национальной гвардии Российской Федерации установлена единая ставка земельного налога в размере 0,3 процента.

Из исследованного в суде апелляционной инстанции ответа строительства войск национальной гвардии от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в войсковую часть , следует, что, по мнению указанного департамента, земельные участки, занятые объектами социально-бытового, культурного, медицинского назначения, не входящие в территорию военных городков и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых нужд военнослужащих и членов их семей, проживающих в местах компактного проживания, следует относить к категории ограниченных в обороте, то есть должна применяться ставка земельного налога в размере 0,3 процента.

Следовательно, изложенная в указанных документах позиция о необходимости исчислении земельного налога в размере, не превышающем 0,3 процента, учитывалась при составлении декларации и уплате земельного налога за 2018 год.

Названные решения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ, обжалованные воинской частью в судебном порядке, признаны арбитражным судом обоснованными.

Денежные средства перечислены истцом в декабре 2021 г.

По результатам проведенного в войсковой части административного расследования с оформлением заключения от 10 февраля 2022 г., установлено, что выявленный материальный ущерб образовался в результате применения неверной налоговой ставки при производстве расчета земельного налога Гагариным, что повлекло причинение государству ущерба в размере 4 192 230 руб. 88 коп.

Давая 9 февраля 2022 г. объяснения в ходе административного расследования, Гагарин пояснил, что согласно своим должностным обязанностям он отвечает за организацию учета недвижимого имущества (зданий, сооружений, земельных участков). Ежегодно им предоставляются в финансовую службу войсковой части данные по оформлению земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования такие как: адрес, кадастровый номер, категория, вид разрешенного использования земельных участков, кадастровая стоимость, правоустанавливающие документы (данные, касающиеся учета недвижимого имущества). За уплату земельного налога он не отвечает.

Кроме того, из объяснений Гагарина, данных им 2 марта 2021 г. в рамках расследования, проведенного по обстоятельствам неверной уплаты земельного налога за 2016 год, следует, что денежные средства на уплату земельного налога выделяются Департаментом строительства федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации на основании запроса войсковой части , который направляется специалистами бухгалтерии воинской части. В запросе указывается общая сумма, необходимая для уплаты земельного налога. При этом сумма денежных средств формируется на основании бланков строгой отчётности «реестр для расчёта земельного налога федеральных государственных учреждений». Указанный бланк он заполнял в части предоставления данных о кадастровых номерах земельных участков, адресе и категории земельных участков, вида разрешённого использования, номеров правоустанавливающих документов на земельные участки, кадастровой стоимости земельных участков и ставке земельного налога, определяемой в соответствии с решением совета народных депутатов . Финансовой службой войсковой части заполнялась информация о счетах для перечисления денежных средств на уплату земельного налога и осуществлялся общий перерасчёт указанных в бланке цифр. Бланк проходит дополнительную экспертизу в Департаменте. После направления заявки до воинской части были доведены денежные средства для уплаты земельного налога.

Из объяснений войсковой части по ФИО9 усматривается, что с целью предоставления налоговой декларации в налоговой орган Гагарин производит расчёт земельного налога, который представляет в финансовую службу воинской части. На основании данного расчёта бухгалтер заполняет декларацию и направляет её по электронным средствам передачи данных в налоговый орган. Ответственным подразделением за планирование, истребование и расходование денежных средств на оплату земельного налога, согласно бюджетной сметы войск, является квартирно-эксплуатационное отделение тыла.

В суде апелляционной инстанции представитель истца подтвердила обстоятельства, на которые начальник финансовой службы сослался в своих объяснениях.

Согласно должностным обязанностям , утверждённым воинской части ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности ответчика входит организация учёта федерального недвижимого имущества (зданий, сооружений, земельных участков), находящегося в пользовании войсковой части , своевременное оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества. Он обязан контролировать наличие и правильность оформления правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, земельные участки, находящиеся в оперативном управлении воинской части; своевременно подготавливать и направлять потребность денежных средств по квартирно-эксплуатационной службе в центральный аппарат войск национальной гвардии.

Из изложенного следует, что на ответчике лежала обязанность правильного исчисления и применения ставок земельного налога за 2017 и 2018 годы, которые учитывались при расчете налога по земельным участкам, а также, как обладающего информацией о статусе и категории земельных участков, исходя из их юридического и фактического использования, обязанность по уточнению и включению информации о земельных участках, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования) в войсковой части в реестр для расчета земельного налога федеральных государственных учреждений, на основании которого до войсковой части доводились денежные средства для уплаты земельного налога, а после его представления в финансовую службу воинской части – заполнялась декларация по земельному налогу и представлялась в налоговый орган.

Между тем, вследствие неуплаты должностными лицами воинской части налога за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером , исходя из ошибочного мнения о статусе этого земельного участка как изъятого из оборота, а также ввиду неправильной организации за 2017 год учёта 14 земельных участков и неправильного применения действующего законодательства, вследствие чего они не были задекларированы, войсковая часть была привлечена дважды к ответственности за налоговое правонарушение, повлекшее уплату ею штрафа и пени, то есть воинской части был причинен материальный ущерб.

При этом Гагарин, как должностное лицо, непосредственно отвечающее за учет недвижимого имущества, на которого возложена обязанность контролировать наличие и правильность оформления правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, непосредственно заполнил реестры для расчета земельного налога, внеся в них неверные сведения в отношении спорных земельных участков.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения Кустова на основании п. 2 ст. 5 Закона к ограниченной материальной ответственности является обоснованным и соответствует доказательствам, представленным стороной истца.

Что касается мнений должностных лиц, приведенных в названном распоряжении Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, а также в разъяснении Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ, применительно к обстоятельствам уплаты земельного налога за 2018 год, то, принимая во внимание допущенные ответчиком упущения при исчислении налоговой ставки, а также незадекларированные земельные участки за 2017 год, они не могут повлиять на обоснованность выводов суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что уточненные налоговые декларации за 2017 и 2018 год были представлены в налоговый орган в июле 2019 года, а представленные стороной истца должностные обязанности ответчика были утверждены 25 декабря 2020 г. не могут служить основанием для отмены решения суда, так как в суде апелляционной инстанции Гагарин подтвердил, что указанные функциональные обязанности он исполнял и в 2017, 2018 годах. Кроме того, из объяснений представитель истца следует, что срок хранения должностных обязанностей составляет один год.

В соответствии со ст. 118 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, помощник командира полка по финансово-экономической работе - начальник службы (главный бухгалтер) обязан обеспечивать соблюдение налоговой дисциплины, составлять и представлять в установленные сроки налоговую отчётность, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней по перечислению налогов и других обязательных платежей, и указанная воинская должность предусмотрена в войсковой части 3111.

Вместе с тем, учитывая, что подаче воинской частью отчётности в налоговой орган предшествует формирование реестра для расчёта земельного налога с целью истребования в вышестоящем уполномоченном органе денежных средств для уплаты земельного налога, то ссылка ответчика в апелляционной жалобе на указанные положения Устава внутренней службы, является несостоятельной.

Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Реутовского гарнизонного военного суда от 7 июня 2022 г. по иску войсковой части к Гагарину Дмитрию Андреевичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2022 г.

«Подписи»