НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва) от 17.03.2020 № 2-127/19

Председательствующий в суде первой инстанции – Терентьев К.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-334

17 марта 2020 г. г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего - Самойленко А.И.,

судей: Великановой А.В. и Романова В.С.,

с участием помощника судьи Шепелевой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-127/2019 по апелляционной жалобе представителя ответчика – Государственного учреждения – Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Астраханское региональное отделение ФСС) Биялиевой М.А. на решение 40 гарнизонного военного суда от 10 декабря 2019 г., которым удовлетворён иск Искаковой ФИО9 к Астраханскому региональному отделению ФСС о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Романова В.С., судебная коллегия

установила:

как видно из материалов дела, Искакова ФИО25 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что с 1995 года работает учителем в Федеральном государственном казённом общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № » Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКОУ «Средняя общеобразовательная школа № »), расположенном в <адрес>, постоянно проживает в этом же населённом пункте и не является налоговым резидентом Российской Федерации. С её заработной платы не удерживается налог на доходы физических лиц. С 6 по 25 июня 2019 г. она находилась на амбулаторном лечении. За указанный период ей выплачено пособие по временной нетрудоспособности: за первые три дня работодателем, а за остальной период, начиная с четвёртого дня временной нетрудоспособности, – Астраханским региональным отделением ФСС. При этом с пособия, перечисленного ей ответчиком, был удержан налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 30 процентов, а именно 8 840 руб.

Полагая, что денежные средства были удержаны Астраханским региональным отделением ФСС без достаточных на то оснований, Искакова ФИО26 просила суд взыскать с ответчика в её пользу указанную денежную сумму в качестве доплаты к пособию по временной нетрудоспособности.

Суд первой инстанции иск удовлетворил и взыскал с Астраханского регионального отделения ФСС в пользу истца доплату к пособию за период с 9 по 25 июня 2019 г. в размере 8 840 руб.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить в связи с нарушением судом норм материального права.

В обоснование жалобы ссылается на положения статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», статей 6, 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 207, 208, 209, 224 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

При этом представитель ответчика считает, что с июля 2012 года Астраханское региональное отделение ФСС в рамках пилотного проекта назначает и выплачивает пособия на основании сведений, представленных страхователем. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Во время наступления страхового случая Искакова ФИО27 осуществляла трудовую деятельность в школе, находящейся на территории Республики Казахстан, являющейся страхователем Астраханского регионального отделения ФСС и финансируемой через войсковую часть и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты>».

На основании сведений, поступивших из школы, истцу было назначено пособие в размере 29 465 руб. 93 коп. Поскольку Астраханским региональным отделением ФСС установлено, что истец не является налоговым резидентом Российской Федерации, налоговая ставка составила 30 процентов (8 840 руб.) и пособие выплачено в размере 20 625 руб. 93 коп.

Не соглашается с выводом суда о том, что пособие по временной нетрудоспособности относится к доходу, предусмотренному подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 НК РФ, поскольку оно является гарантированным государством видом страхового обеспечения работников, предусмотренным Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а заработная плата производится в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным полагает, что, поскольку Искакова ФИО28 является налогоплательщиком и нерезединтом Российской Федерации, получила доход в виде пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, который не относится к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей, который подлежал налогообложению и получен от источника в Российской Федерации, то удержание ответчиком НДФЛ с указанного пособия соответствует требованиям налогового законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

Удовлетворяя исковое заявление Искаковой ФИО14., суд первой инстанции исходил из того, что истец состоит в трудовых отношениях с учреждением Министерства обороны Российской Федерации, расположенном на территории Республики Казахстан, по общему правилу (не в рамках реализации пилотного проекта) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается по месту работы, относится к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации и за первые три дня выплачено ей работодателем без удержания НДФЛ, поэтому у ответчика также не имелось правовых оснований для удержания налога из перечисленного истцу пособия по временной нетрудоспособности.

Однако такие выводы гарнизонного военного суда являются ошибочными по следующим основаниям.

Как следует из копий паспорта Искаковой ФИО34 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ г. № ДД.ММ.ГГГГ трудовой книжки № ДД.ММ.ГГГГ и справки № ДД.ММ.ГГГГ о временной регистрации иностранца, истец, являющаяся гражданином Российской Федерации, проживает в <адрес> и работает в ФГКОУ «Средняя общеобразовательная школа № », расположенном в этом же населённом пункте.

В силу пунктов 1, 2 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Если иное не предусмотрено настоящей статьёй, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся, в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что заработную плату Искакова ФИО30 получает в ФГКОУ «Средняя общеобразовательная школа № », и из указанного дохода истца НДФЛ не удерживается.

Из копии листка нетрудоспособности усматривается, что в период с 6 по 25 июня 2019 г. Искакова ФИО17. вследствие заболевания была временно нетрудоспособна и проходила амбулаторное лечение.

В силу пункта 1 части 2 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» застрахованным лицам осуществляется обеспечение пособием по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания за первые три дня временной нетрудоспособности за счёт средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

ФГКОУ «Средняя общеобразовательная школа № » как отдельное юридическое лицо состоит на налоговом учёте в г. Астрахани и зарегистрирована в качестве страхователя в Астраханском региональном отделении ФСС.

В соответствии с общим порядком назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, установленным частями 1, 8 статьи 13, частью 1 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.

Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

Страхователь назначает пособие в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами.

Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Вместе с тем с 1 июля 2012 г. Астраханская область стала участвовать в реализации пилотного проекта на основании постановления Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с

материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 1054).

Указанным постановлением утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее – Положение).

Согласно пункту 1 Положения оно определяет особенности назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования РФ (далее – Фонд), находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее – территориальный орган Фонда), в том числе, пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда (далее соответственно – застрахованные лица, страхователи), в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.

В силу пунктов 2, 3, 6, 8, 9 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.

Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.

В случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (утрата трудоспособности вследствие заболевания), пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем (работодателем) за счёт собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом Фонда за счёт средств бюджета Фонда.

После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальным органом Фонда путём перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Как следует из копии расчётного листка, за первые 3 дня временной нетрудоспособности работодателем истцу перечислено пособие по временной нетрудоспособности, с которого НДФЛ не удержан.

Вместе с тем из выписки из лицевого счёта Полевого учреждения Банка России № , и возражений ответчика на исковое заявление следует, что на основании Положения и представленных ФГКОУ «Средняя общеобразовательная школа № » документов Астраханское региональное отделение ФСС назначило истцу пособие по временной нетрудоспособности начиная с 4 дня временной нетрудоспособности в размере 29 465 руб. 93 коп. и выплатило его в сумме 20 625 руб. 93 коп. путём перечисления денежных средств на банковский счёт Искаковой ФИО18., удержав с него НДФЛ по ставке 30 процентов (8 840 руб.).

Оценивая действия ответчика, связанные с удержанием НДФЛ с пособия Искаковой ФИО19., судебная коллегия исходит из следующего.

Как указывалось выше, исходя из положений статей 207, 209 НК РФ, Искаковой ФИО31 не является налоговым резидентом Российской Федерации, поэтому объектом налогообложения в отношении неё признаются только доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ источником выплаты доходов налогоплательщику является организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством.

Статьёй 183 ТК РФ предусмотрена гарантия работнику при временной нетрудоспособности на получение пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами, которыми устанавливаются размеры и условия его выплаты.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования».

Изложенное свидетельствует о том, что пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, которое предоставляется работникам в рамках трудовых отношений.

Указанное пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица и является компенсацией работнику заработка, утраченного в связи с наступлением страхового случая.

Согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, пособие по временной нетрудоспособности за период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, полученное истцом в соответствии с действующим российским законодательством, произведённое территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, не является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, относится к доходам от источников в Российской Федерации и является самостоятельным объектом налогообложения.

О правовой природе пособия по временной нетрудоспособности, аналогичной изложенной выше, указало в своём письме от 26 августа 2019 г. № Министерство финансов Российской Федерации, которому пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ предоставлены полномочия давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пунктов 1, 2 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 224 НК РФ. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Последний обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 224 НК РФ в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, прямо перечисленных в указанной норме, налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 22 ноября 2019 г. №

Минфин России разъяснил, что статьёй 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 г. (далее – Конвенция).

В соответствии со статьёй 1 Конвенции она применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих договаривающихся государств.

Согласно пункту 1 статьи 15 «Доходы от работы по найму» Конвенции заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, получаемое в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

При этом согласно пункту 2 статьи 15 Конвенции, несмотря на положения пункта 1 данной статьи Конвенции вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если:

а) получатель находится в этом другом государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого государства;

в) вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в другом государстве.

Исключительное право на налогообложение в Российской Федерации доходов в связи с работой по найму, осуществляемой на территории Республики Казахстан, реализуется только при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 2 статьи 15 Конвенции, а также при сохранении физическим лицом, получающими такой доход, статуса налогового резидента Российской Федерации.

В случае если такое физическое лицо утрачивает статус налогового резидента Российской Федерации, но при этом признаётся налоговым резидентом Республики Казахстан для целей применения Конвенции, что должно быть подтверждено сертификатом, выданным соответствующим компетентным органом Республики Казахстан, налогообложение доходов в виде заработной платы и других подобных вознаграждений от работы по найму, осуществляемой на территории Республики Казахстан, осуществляется согласно нормам пункта 1 статьи 15 Конвенции только на территории Республики Казахстан.

Положения Конвенции не применяются, если вышеуказанное физическое лицо утрачивает статус налогового резидента Российской Федерации, но при этом также не приобретает статус налогового резидента Республики Казахстан для целей применения Конвенции. В указанном случае на территории Российской Федерации налогообложение доходов в виде заработной платы и других вознаграждений осуществляется в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что истец в установленном порядке признана налоговым резидентом Республики Казахстан путём получения от компетентного органа Республики Казахстан соответствующего сертификат, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, анализ приведённых выше правовых норм и обстоятельств дела позволяет прийти к выводу о том, что Астраханское региональное отделение ФСС, удержавшее с перечисленного им Искаковой ФИО32 пособия по временной нетрудоспособности НДФЛ, исчисленный в соответствии со статьёй 224 НК РФ, действовало в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации и права истца не нарушило, а вывод суда первой инстанции об обратном не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения суда и принятия нового решения об отказе Искаковой ФИО33 в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 327.1, пунктом 2 статьи 328 и частью 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия, -

определила:

решение 40 гарнизонного военного суда от 10 декабря 2019 г. по иску Искаковой ФИО23 к Государственному учреждению – Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Искаковой ФИО24. отказать.

Председательствующий

Судьи

«Подписи»