Председательствующий по делу Шатохин М.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-130
г. Москва |
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - | ФИО1, |
судей: | Великановой А.В., ФИО2, |
с участием помощника судьи Шиловой Г.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-10569/2019 по апелляционному представлению прокурора комплекса «Байконур» на решение 26 гарнизонного военного суда от 12 ноября 2019 г., которым частично удовлетворён иск названного прокурора в защиту интересов ФИО3 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур (далее – ОПФР по г. Байконур) о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Казахстан, зарегистрирован по месту жительства и проживает <адрес>. С 1997 года он является пенсионером Министерства внутренних дел Республики Казахстан и получает пенсию за выслугу лет, назначенную на основании законодательства данного государства. В 2008-2019 годах ФИО3 работал в российской организации <данные изъяты>, расположенной в <адрес>. В августе 2019 г. он обратился в ОПФР по г. Байконур с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Отказывая решением от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении ФИО3 пенсии, ответчик указал, что базовым юридическим фактом, с которым законодатель связывает право лиц, проходивших службу и получающих пенсию за выслугу лет, на одновременное получение страховой пенсии по старости является получение ими пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Поскольку ФИО3 получает пенсию за выслугу лет, назначенную ему в соответствии с законодательством Республики Казахстан, правовые основания для назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации отсутствуют.
На основании обращения ФИО3 в Прокуратуру комплекса «Байконур», полагая его права нарушенными, прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать за истцом право на назначение страховой пенсии по старости и обязать ОПФР по г. Байконур назначить ему названную пенсию с даты подачи заявления в пенсионный орган, то есть с 7 августа 2019 г.
Суд первой инстанции исковое заявление удовлетворил частично.
Суд признал за ФИО3 право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации и возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о назначении истцу названной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и назначить её при условии снятия ФИО3 с пенсионного обеспечения и прекращения выплаты ему пенсии по законодательству Республики Казахстан с учётом отсутствия иных, установленных судом, препятствий к её назначению.
В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
В апелляционном представлении прокурор, не соглашаясь с решением суда в той части, в которой ему отказано в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности назначить ФИО3 страховую пенсию по старости с даты обращения, просит его отменить.
В обоснование этого указывает, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, с 2008 по 2019 годы работал по трудовому договору в российской организации на космодроме «Байконур» и работодатель отчислял соответствующие взносы в Пенсионный фонд РФ. На день обращения за назначением страховой пенсии по старости ФИО3 достиг возраста, дающего ему право на назначение данной пенсии, имел необходимый страховой стаж и требуемую величину индивидуального пенсионного коэффициента.
Со ссылкой на нормы статей 1, 4, 7 и 10 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» полагает, что российское пенсионное законодательство предусматривает одновременное получение пенсионерами органов внутренних дел Российской Федерации и других государств - участников СНГ пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости при наличии предусмотренных законом оснований для её назначения.
Ссылаясь на статью 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.) и статью 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.), отмечает, что пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации, какие-либо ограничения прав жителей г. Байконур не допускаются.
Обращает внимание на то, что согласно статьям 6 и 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.), участниками которого являются Российской Федерация и Республика Казахстан, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. При переселении в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Данное Соглашение исключает возможность одновременной выплаты пенсии гражданину в двух государствах только в случае, если это пенсия одного и того же вида. Поскольку пенсия за выслугу лет в органах внутренних дел и страховая пенсия по старости относятся к разным видам пенсионного обеспечения, имеют различную правовую природу и источники выплаты (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды соответственно), то законодатель предусматривает возможность одновременного получения этих пенсий. В этой связи полагает, что ФИО3 соответствует критериям, установленным международными соглашениями и федеральным законодательством, позволяющим признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с российским законодательством, а нормы международного или национального права, исключающие возможность признания за ним такого права, отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия исходит из следующего.
Из копий удостоверения личности и адресной справки (л.д. 7), а также справок Департамента полиции <адрес> (л.д. 35 и 76) видно, что гражданин Республики Казахстан ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1989 года постоянно проживает в <адрес>, с 1997 года является пенсионером Министерства внутренних дел Республики Казахстан и получает пенсию за выслугу лет, назначенную на основании Закона Республики Казахстан от 21 января 1993 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего состава органов внутренних дел и их семей» (в последующем Закон Республики Казахстан от 25 апреля 1997 г. № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»).
Как следует из копий трудовой книжки (л.д. 24-31), страхового свидетельства (л.д. 8), выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (л.д. 32-34) и решения ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 14), ФИО3 с декабря 1998 г. по июль 2019 г. работал в российской организации <данные изъяты>, распложенной в <адрес>, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, по состоянию на август 2019 г. имеет страховой стаж более 10 лет, за который начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, и индивидуальный пенсионный коэффициент 37,435.
Согласно копиям заявления о назначении пенсии (л.д. 19) и решения ОПФР по г. Байконур от 26 августа 2019 г. № (л.д. 14) ФИО3 7 августа 2019 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), однако названным решением ему отказано на том основании, что получаемая истцом пенсия за выслугу лет назначена на основании пенсионного законодательства Республики Казахстан, а не в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, проживающих на территории г. Байконур, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
В соответствии со статьями 1, 4 и 1, 3, 5 названных Соглашений соответственно г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителями г. Байконур признаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур. Пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям г. Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд РФ (его территориальные органы).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 4 того же Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости является одним из видов страховых пенсий (статья 6).
Исходя из требований частей 1-3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учётом положений Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и Приложение № 3 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», на момент обращения ФИО3 с заявлением о назначении пенсии в ОПФР г. Байконур право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 10 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, исходя из приведённых норм и обстоятельств дела, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что ФИО3 имеет право на назначение страховой пенсии по старости, поскольку отвечает условиям, предусмотренным Федеральным законом «О страховых пенсиях», а именно: постоянно проживает в г. Байконуре, работал на территории этого города, за период его работы работодателем начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, достиг возраста 60 лет, имеет страховой стаж более 10 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента 37,435.
Вместе с тем, обязанность ответчика назначить ФИО3 пенсию суд необоснованно поставил в зависимость от необходимости снятия истца с пенсионного обеспечения в Республике Казахстан и прекращения получения им пенсии за выслугу лет в этом государстве.
Между тем ни нормами российского законодательства, ни нормами международного права не предусмотрено в качестве основания для отказа иностранному гражданину в назначении страховой пенсии по старости получение им пенсии за выслугу лет в связи с прохождением ранее службы в органах внутренних дел, назначенной в соответствии с законодательством другого государства.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Согласно части 2 статьи 5 того же закона в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Одновременное получение истцом пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) не ставит его в более привилегированное положение по отношению к гражданами Российской Федерации, поскольку пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьёй 7 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» предусмотрено право граждан, проходивших службу, в том числе в органах внутренних дел Российской Федерации, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости на одновременное получение ими пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости).
При этом в силу частей 2, 4 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж не включаются периоды, учтённые при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, а при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтённые при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Как следует из материалов дела, периоды военной службы и службы в органах внутренних дел Республики Казахстан, учтённые при назначении ФИО3 пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством названного государства, не включены ответчиком в его страховой стаж при рассмотрении вопроса о назначения пенсии по старости.
Кроме того, согласно статьям 1, 6 и 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.), участниками которого являются Российская Федерация и Республика Казахстан, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
В соответствии со статьями 1, 2, 4 Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (г. Ашгабат, 24 декабря 1993 г.) пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства. Органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Таким образом, обращение ФИО3, получающего пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Республики Казахстан, в ОПФР г. Байконур с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» не противоречит требованиям международного права и российского законодательства, поскольку он не претендует на получение пенсии одного и того же вида в двух государствах, а периоды службы истца, учтённые при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством Республики Казахстан, не включены в страховой стаж при рассмотрении вопроса о назначении ему страховой пенсии по старости.
Помимо этого, суд первой инстанции не учёл разъяснения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в котором обращено внимание судов на необходимость чёткого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придёт к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части возложения на ОПФР г. Байконур обязанности повторно рассмотреть вопрос о назначении ФИО3 страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации и назначить её при условии снятия истца с пенсионного обеспечения и прекращения выплаты ему пенсии по законодательству Республики Казахстан с учётом отсутствия иных, установленных судом, препятствий к её назначению, а также в части отказа возложить на ответчика обязанность назначить пенсию с момента обращения в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием в этой части нового решения.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В этой связи, учитывая, что истец в установленном законом порядке обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано и, принимая во внимание разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ, на ОПФР г. Байконур следует возложить обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, то есть с 7 августа 2019 г.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьёй 329 и частью 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 12 ноября 2019 г. по иску прокурора комплекса «Байконур» в интересах ФИО3 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур в части возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос о назначении ФИО3 страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации и назначить её при условии снятия истца с пенсионного обеспечения и прекращения выплаты ему пенсии по законодательству Республики Казахстан с учётом отсутствия иных, установленных судом, препятствий к её назначению и отказа в возложении на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с момента обращения в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу в этой части новое решение.
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур назначить ФИО3 страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, то есть с 7 августа 2019 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
«Подписи»