НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда (Забайкальский край) от 22.09.2020 № 33А-373/20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-373/2020

22 сентября 2020 года город Чита

2-й Восточный окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Гордиенко Ю.А., судей – Бояркина Д.В. и Дуняшина О.О., при секретаре судебного заседания Эрдынееве Ц.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-55/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000<...> Мурзабековой Н.А. об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ»), связанных со снижением выплаты дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 по итогам 2019 года и о взыскании в этой связи компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе административного истца Мурзабековой Н.А. на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 25 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Гордиенко Ю.А., изложившего содержание решения суда первой инстанции, обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, окружной военный суд

установил:

Мурзабекова проходила военную службу по контракту в войсковой части 00000 в должности <...>, при этом по приказу начальника <...> гарнизона от 4 мая 2018 года 00000 на неё были возложены обязанности помощника начальника местного <...> гарнизона по правовой работе (л.д. 11-13).

Согласно рапорту непосредственного начальника административного истца (военного дирижера) от 15 декабря 2019 года, он просит командира войсковой части 00000 произвести выплату дополнительного материального стимулирования Мурзабековой в размере 50000 рублей (л.д. 71).

Вместе с тем приказом командира войсковой части 00000 от 15 декабря 2019 года 00000 Мурзабековой дополнительная выплата по результатам прохождения военной службы за 2019 год в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 установлена в размере 200 рублей (л.д. 73).

При этом согласно тексту телеграммы вышестоящего командования расчётная сумма материального стимулирования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в подразделениях, входящих в состав батальонных (ротных) тактических групп по перечню, утверждённому начальником Генерального штаба ВС РФ, составляет 25000 рублей, для остальных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту – 20000 рублей (л.д. 114).

В соответствии с приказами командира войсковой части 00000 от 31 января 2020 года 00000 и от 17 марта 2020 года 00000, Мурзабекова уволена с военной службы в отставку с объявлением благодарности, и с 31 марта 2020 года исключена из списков личного состава части (л.д. 72, 74).

Считая свои права выплатой материального стимулирования в указанном размере нарушенными, полагая, что имеет право на получение данного стимулирования в размере не менее 50000 рублей, Мурзабекова оспорила связанные с этим действия командира войсковой части 00000, обратившись с соответствующим административным исковым заявлением в суд.

Решением Борзинского гарнизонного военного суда от 25 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

При этом суд исходил из того, что права административного истца нарушены не были, поскольку командиром войсковой части 00000 при принятии решения о выплате дополнительного материального стимулирования по итогам 2019 года оценивалась исполнение Мурзабековой не только должностных обязанностей по занимаемой штатной воинской должности, но также и исполнение ею обязанностей помощника начальника местного Борзинского гарнизона по правовой работе, а вопрос об установлении конкретного размера указанной выплаты относится к исключительной компетенции должностного лица.

В апелляционной жалобе Мурзабекова просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и принять новое решение об удовлетворении административного иска, приводя в обоснование доводы, которые сводятся к следующему.

Суд не принял во внимание, что определение размера материального стимулирования не связано исключительно с усмотрением командира воинской части.

На апелляционную жалобу представителем командира войсковой части 00000 по доверенности Каменевой В.А. поданы возражения, в которых она просит обжалуемое решение суда оставить без изменения. При этом внимание суда обращено на то, что командиром воинской части при принятии решения о выплате административному истцу материального стимулирования по итогам 2019 года оценивалось не только исполнение должностных обязанностей по занимаемой штатной воинской должности, но и исполнение ею обязанностей помощника начальника местного Борзинского гарнизона по правовой работе, что Мурзабекова при этом имела три неснятых дисциплинарных взыскания за 2018 год (выговоры от командира войсковой части 11111 по приказам от 24 января 2018 года 00000, от 24 января 2018 года 00000 и от 17 октября 2018 года 00000) и одно не снятое дисциплинарное взыскание за 2019 год (строгий выговор от командира войсковой части 11111 от 18 февраля 2019 года).

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на неё окружной военный суд приходит к следующему.

Как определено ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющуюся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты.

Согласно п. 2, 3, 6, 7 и 11 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 (далее – Порядок), расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2). Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учётом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (п. 3). Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объёмов бюджетных средств в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил производится по приказам командиров (начальников, руководителей), издаваемым на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. (п. 6). Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объёмов бюджетных средств, доведённых на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п. 7)

Не представляются к дополнительному материальному стимулированию:

военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершённые грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке;

лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей;

военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учёту нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями

Из приведённых правовых норм следует, что одним из условий выплаты военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, вышеуказанного дополнительного материального стимулирования при отсутствии к этому препятствий, перечисленных в п. 11 Порядка, являются результаты исполнения им должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

При этом дополнительное материальное стимулирование не является обязательной выплатой, поскольку выплачивается за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ в пределах доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и лицам гражданского персонала, а минимальный размер указанного дополнительного материального стимулирования действующими нормативными правовыми актами не установлен.

Вышеназванным Порядком (п.7) установлен лишь максимальный размер стимулирования (пятикратный размер расчётной суммы исходя из численности личного состава и объёмов высвобожденных денежных средств). Истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств на эти цели в силу п. 3 Порядка не допускается.

Именно в рамках полномочий, предоставленных указанным Порядком, командиры воинских частей определяют конкретные размеры дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала, что, вопреки утверждению в жалобе, относится к исключительной компетенции должностного лица, наделённого правом оценить результаты исполнения подчинёнными должностных обязанностей в периоде, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

При этом следует учесть, что в соответствии с названным Порядком определяется лишь расчётный размер дополнительного материального стимулирования на одного военнослужащего воинской части, а не размер денежных средств, подлежащих к выплате каждому военнослужащему, и этот размер может быть ниже расчётного, установленного на соответствующий период, поскольку не является минимальным гарантированным размером дополнительного материального стимулирования. Кроме того, на установление должностным лицом размера дополнительного материального стимулирования конкретному военнослужащему не может повлиять указание размера этой выплаты в рапорте его непосредственного начальника, в компетенцию которого не входит установление размера этой выплаты.

Как следует из материалов дела, препятствий для выплаты материального стимулирования Мурзабековой, перечисленных в п. 11 Порядка, не имелось. Не являются таковыми и наличие у неё дисциплинарных взысканий за 2018 год и одного дисциплинарного взыскания за 2019 год, поскольку при принятии решения о возможности выплаты дополнительного материального стимулирования за 2019 год подлежали учёту дисциплинарные взыскания за этот же год и лишь за совершение грубых дисциплинарных проступков. Доказательств этого, а также того, что Мурзабекова в 2019 году имела неудовлетворительные оценки по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, должностными лицами не представлено.

Вместе с тем должностным лицом согласно материалам дела при принятии решения о размере выплаты Мурзабековой дополнительного материального стимулирования по итогам 2019 года учтены результаты исполнения ею должностных обязанностей как по занимаемой воинской должности, так и возложенных на неё обязанностей помощника начальника местного Борзинского гарнизона по правовой работе, за ненадлежащее исполнение которых в 2019 году она была привлечена к дисциплинарной ответственности (данные сведения подтверждены соответствующими записями в служебной карточке административного истца). При этом размер дополнительного материального стимулирования Мурзабековой установлен должностным лицом в пределах его полномочий в соответствии с приведёнными выше требованиями нормативных правовых актов, которыми минимальный размер этой выплаты не определён. Не могло повлиять на установление командиром воинской части оспариваемого размера указанной выплаты и указание в рапорте непосредственного начальника Мурзабековой о выплате ей этого материального стимулирования в размере 50000 рублей, поскольку этот начальник в отличие от командира данной воинской части, такими полномочиями не наделён. Истребование же дополнительных средств на выплату дополнительного материального стимулирования, которое не является обязательным, в силу п. 3 Порядка не допускается.

При изложенных обстоятельствах следует прийти к выводу, что командир воинской части, установив административному истцу оспариваемый размер дополнительного материального стимулирования по итогам 2019 года, действовал в пределах предоставленных ему прав и компетенции, а поэтому прав административного истца не нарушил. Не были нарушены права Мурзабековой и действиями ФКУ «ЕРЦ МО РФ», поскольку данное учреждение выплатило административному истцу дополнительное материальное стимулирование в оспариваемом размере в соответствии с предоставленными должностными лицами сведениями.

В этой связи, а также в силу ст. 151 ГК РФ, требования Мурзабековой о компенсации морального вреда, связанные, по её мнению, с недоплатой дополнительного материального стимулирования по итогам 2019 года, то есть с нарушением её имущественных прав, удовлетворению не подлежали.

К аналогичным выводам пришёл и гарнизонный военный суд.

С учётом изложенного приведённые в жалобе доводы не ставят под сомнение правильность принятого по делу решения. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд

определил:

решение Борзинского гарнизонного военного суда от 25 мая 2020 года по административному делу № 2а-55/2020 по административному исковому заявлению Мурзабековой Н.А. оставить без изменения, а её апелляционную жалобу ? без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение вступают в законную силу со дня вынесения апелляционного определения и могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 35 КАС РФ.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд, а затем в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Судья-председательствующий Ю.А. Гордиенко

Судьи: Д.В. Бояркин

О.О. Дуняшин