НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Минфина России от 03.10.2024 N 437 "Об утверждении методических указаний по проведению мониторинга качества финансового менеджмента"

"Об утверждении методических указаний по проведению мониторинга качества финансового менеджмента"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 октября 2024 г. N 437
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
2. Установить, что положения настоящего приказа применяются при организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента начиная с 2025 года по мере организационной и технологической готовности, но не позднее 1 января 2026 года.
3. Признать утратившими силу:
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 1031 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению мониторинга качества финансового менеджмента";
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 991 "О внесении изменений в Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 1031".
Министр
А.Г.СИЛУАНОВ
Утверждены
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 03.10.2024 N 437
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Настоящие Методические указания разработаны в целях обеспечения единых подходов для финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами), главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее при совместном упоминании - субъект мониторинга качества финансового менеджмента) при установлении порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
2. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента устанавливается <1> путем издания ведомственного (внутреннего) акта:
--------------------------------
<1> Пункт 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
а) финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в отношении главных распорядителей средств соответствующего бюджета, главных администраторов доходов соответствующего бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;
б) главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета в отношении подведомственных ему:
распорядителей и получателей бюджетных средств, указанных в перечне подведомственных главному распорядителю бюджетных средств распорядителей и получателей бюджетных средств, сформированном в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением получателей бюджетных средств, подведомственных распорядителям бюджетных средств, находящимся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, и получателя бюджетных средств, являющегося одновременно главным распорядителем бюджетных средств соответствующего бюджета;
администраторов доходов бюджета, указанных в перечне подведомственных главному администратору доходов бюджета администраторов доходов бюджета, сформированном в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением администратора доходов бюджета, являющегося одновременно главным администратором доходов соответствующего бюджета;
администраторов источников финансирования дефицита бюджета, указанных в перечне подведомственных главному администратору источников финансирования дефицита бюджета администраторов источников финансирования дефицита бюджета, сформированном в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением администратора источников финансирования дефицита бюджета, являющегося одновременно главным администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
3. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определяет <2> в том числе:
--------------------------------
<2> Пункт 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
а) правила расчета значений показателей качества финансового менеджмента;
б) правила анализа значений показателей качества финансового менеджмента;
в) правила формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
г) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
В порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента также предлагается определять срок и (или) периодичность проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
4. Показатели качества финансового менеджмента, в отношении которых определены правила, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящих Методических указаний, включают <3> в себя показатели качества:
--------------------------------
<3> Абзац первый пункта 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
а) исполнения бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджетов, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов (далее при совместном упоминании - объект мониторинга качества финансового менеджмента) в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2, 160.2-1 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;
б) управления активами, включая объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества;
в) осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, самостоятельно осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств как государственными (муниципальными) заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. В отношении главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), являющихся одновременно получателями средств бюджета другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и (или) администраторами доходов бюджета другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и (или) администраторами источников финансирования дефицита бюджета другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента:
а) устанавливаемый финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), включает <4> в себя правила расчета и анализа значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
--------------------------------
<4> Подпункт 1 пункта 6 и подпункт 1 пункта 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
б) устанавливаемый главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, включает <5> в себя правила расчета и анализа значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий получателей средств соответствующего бюджета, администраторов доходов соответствующего бюджета, администраторов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, качества управления активами и качества осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
--------------------------------
<5> Подпункт 2 пункта 6 и подпункт 1 пункта 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
6. Правила расчета значений показателей качества финансового менеджмента могут включать в себя:
а) наименования показателей качества финансового менеджмента, в том числе при необходимости направлений оценки показателей качества финансового менеджмента и (или) групп (подгрупп) показателей качества финансового менеджмента;
б) срок и (или) периодичность расчета значений показателей качества финансового менеджмента;
в) описание фактического алгоритма (и (или) формулы) расчета субъектом мониторинга качества финансового менеджмента значений показателей качества финансового менеджмента, включая значение итоговой (сводной, суммарной) оценки качества финансового менеджмента (далее - итоговая оценка), и при необходимости значение или описание фактического алгоритма (и (или) формулы) расчета веса значения показателей качества финансового менеджмента в итоговой оценке (направлении оценки показателей качества финансового менеджмента, группе (подгруппе) показателей качества финансового менеджмента);
г) описание переменных (и (или) источников информации), используемых для расчета значений показателей качества финансового менеджмента.
7. При определении положений, установленных подпунктом "б" пункта 6 настоящих Методических указаний, целесообразно учитывать:
а) количество объектов мониторинга качества финансового менеджмента;
б) обеспеченность субъекта мониторинга качества финансового менеджмента трудовыми и техническими ресурсами;
в) наличие прикладных программных средств и (или) информационных систем, с использованием которых проводится мониторинг качества финансового менеджмента.
8. При определении положений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящих Методических указаний, предлагается обеспечивать сопоставимость расчета значений показателей качества финансового менеджмента объектов мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе путем применения одного или нескольких из следующих подходов:
а) определение нескольких итоговых оценок по показателям качества исполнения бюджетных полномочий, качества управления активами и качества осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, рассчитываемых по объектам мониторинга качества финансового менеджмента, которыми исполняются соответствующие полномочия;
б) пропорциональное перераспределение веса оценки по показателю качества финансового менеджмента в итоговой оценке (направлении оценки показателей качества финансового менеджмента, группе (подгруппе) показателей качества финансового менеджмента):
в случае отсутствия у объекта мониторинга качества финансового менеджмента информации, используемой для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе по причине неосуществления полномочий, указанных в пункте 4 настоящих Методических указаний;
в случае несопоставимости сведений, используемых для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе наличия у отдельных объектов мониторинга качества финансового менеджмента бюджетных данных, отнесенных к сведениям, составляющим государственную тайну, в размере не менее 45%;
в) определение групп (подгрупп) показателей качества финансового менеджмента по видам расходов и доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иным данным и способам их классификации, установленным нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами);
г) исключение из расчета значений показателей качества финансового менеджмента информации (данных, сведений), приводящей к заведомо неравным условиям расчета значения показателя качества финансового менеджмента в отношении отдельного объекта мониторинга качества финансового менеджмента, обусловленного особенностями его деятельности;
д) применение разных показателей качества финансового менеджмента для объектов мониторинга качества финансового менеджмента и (или) коэффициентов, определяемых путем установления значения или фактического алгоритма (и (или) формулы) исходя в том числе из типа и (или) наличия (количества) подведомственных объекту мониторинга качества финансового менеджмента государственных (муниципальных) учреждений, доли расходов объекта мониторинга качества финансового менеджмента в объеме расходов субъекта мониторинга качества финансового менеджмента (сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета) или участия объектов мониторинга качества финансового менеджмента в государственной (муниципальной) программе (других документах стратегического планирования);
е) отказ от расчета значений показателей качества финансового менеджмента в случае начала деятельности вновь созданного объекта мониторинга качества финансового менеджмента в течение периода, за который проводится мониторинг качества финансового менеджмента.
9. При определении переменных (и (или) источников информации), используемых для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, предлагается обеспечить однократность ввода и исключение дублирования процедур сбора информации об объектах мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе путем обеспечения информационного взаимодействия информационных систем, определенных статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в которых производится расчет значений показателей качества финансового менеджмента и представляется (направляется, утверждается, доводится) информация (данные, сведения), используемая для расчета значений показателей качества финансового менеджмента.
10. Правила анализа значений показателей качества финансового менеджмента могут включать в себя подход к оценке значений показателей качества финансового менеджмента, позволяющей определить качество финансового менеджмента в объекте мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе путем применения одного или нескольких из следующих подходов:
а) определение значения или описания фактического алгоритма (и (или) формулы) максимального (целевого) значения показателей качества финансового менеджмента (итоговой оценки, оценки по направлению оценки показателей качества финансового менеджмента, оценки по группе (подгруппе) показателей качества финансового менеджмента), в том числе с учетом целевых значений показателей государственных программ и других документов стратегического планирования;
б) определение порядка присвоения категорий качества финансового менеджмента, характеризующих качество финансового менеджмента;
в) определение бюджетных рисков, взаимосвязанных с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, организация (обеспечение выполнения) и выполнение которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента;
г) установление положений о формировании (составлении) рейтинга объектов мониторинга качества финансового менеджмента.
11. При определении правил расчета значений показателей качества финансового менеджмента субъекту мониторинга качества финансового менеджмента, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящих Методических указаний, предлагается учитывать путем обеспечения сопоставимости отдельных показателей качества финансового менеджмента правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, определенные субъектом мониторинга качества финансового менеджмента соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, указанным в подпункте "а" пункта 2 настоящих Методических указаний.
12. Правила формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, могут включать в себя перечень информации (данных, в том числе данных бюджетной отчетности объектов мониторинга качества финансового менеджмента, сведений) (далее - информация (данные, сведения), используемой субъектом мониторинга качества финансового менеджмента для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, и могут содержать в том числе один или несколько из следующих способов получения информации (данных, сведений):
а) указание на информационное взаимодействие информационных систем, определенных статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в которых производится расчет значений показателей качества финансового менеджмента и (или) представляется (направляется, утверждается, доводится) субъекту мониторинга качества финансового менеджмента информация (данные, сведения), используемая для расчета значений показателей качества финансового менеджмента;
б) указание на источники информации (данных, сведений), представляемой субъекту мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с положениями нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), устанавливающих порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
в) определение формы, порядка ее заполнения (при необходимости) и срока представления информации (данных, сведений), необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, представляемой объектом мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга качества финансового менеджмента;
г) указание на переменные, используемые для расчета показателей качества финансового менеджмента, сведения по которым представляют объекты мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга качества финансового менеджмента с периодичностью, указанной для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, по запросу субъекта мониторинга качества финансового менеджмента при проведении мониторинга качества финансового менеджмента за соответствующий период;
д) указание на использование общедоступной информации (данных, сведений), размещенной на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
13. Правила формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, могут содержать правила расчета значений показателей качества финансового менеджмента в случаях несвоевременного представления (непредставления) информации (данных, сведений), указанной в подпунктах "в" и "г" пункта 12 настоящих Методических указаний, и (или) отсутствия информации (данных, сведений), необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
14. При выборе источника информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, субъекту мониторинга качества финансового менеджмента целесообразно руководствоваться приоритетностью:
а) информации (данных, сведений), представляемой (формируемой, составляемой, собираемой) в рамках исполнения полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления), над информацией (данными, сведениями), представляемой объектами мониторинга качества финансового менеджмента;
б) информации (данных, сведений) государственных информационных систем (муниципальных информационных систем, созданных на основании решения органа местного самоуправления) и общедоступной информации (данных, сведений), размещенной на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", над информацией (данными, сведениями), представляемой объектами мониторинга качества финансового менеджмента.
15. Правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента могут включать в себя:
а) состав или форму отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;
б) срок и (или) периодичность формирования, утверждения и (или) представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;
в) получателя (получателей) отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента или указание на его представление посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
г) порядок использования информации (данных, сведений), содержащейся в отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента (при необходимости), в том числе определение случаев необходимости проведения объектами мониторинга качества финансового менеджмента мероприятий, направленных на достижение максимальных (целевых) значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (за исключением усиления внутреннего финансового контроля (внутреннего контроля), и формы (порядка ее заполнения) и срока представления объектами мониторинга качества финансового менеджмента информации о планируемых к проведению (проведенных) мероприятиях, направленных на достижение максимальных (целевых) значений показателей качества финансового менеджмента.
16. В порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, устанавливаемом финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), в целях организации реализации пункта 8 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации целесообразно указывать один или несколько из следующих способов оформления решения о принятии финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) полномочий главного распорядителя средств соответствующего бюджета, главного администратора доходов соответствующего бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита соответствующего бюджета по проведению мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных ему распорядителей средств соответствующего бюджета, получателей средств соответствующего бюджета, администраторов доходов соответствующего бюджета, администраторов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета (далее - полномочия):
а) подписание соглашения о передаче полномочий;
б) оформление служебных писем о согласовании передачи полномочий, в том числе их визирование (подписание) руководителем или иным уполномоченным им лицом финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом), принимающего полномочия, и главного распорядителя средств соответствующего бюджета, главного администратора доходов соответствующего бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;
в) оформление документа с грифом (листом) согласования руководителя или иного уполномоченного им лица финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом), принимающего полномочия, и главного распорядителя средств соответствующего бюджета, главного администратора доходов соответствующего бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита соответствующего бюджета или протокола о передаче полномочий.
17. В случае отсутствия в порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), положений, указанных в пункте 16 настоящих Методических указаний, решение о принятии финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) полномочий предлагается оформлять соглашением о передаче полномочий.
18. В указанных в пунктах 16 и 17 настоящих Методических указаний документах целесообразно установить дату и срок передачи полномочий, порядок отмены (изменения) решения о передаче полномочий, положения о представлении информации (об обмене информацией) в рамках передачи полномочий.
19. В случае принятия финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) полномочий целесообразно в целях проведения соответствующего мониторинга качества финансового менеджмента предусмотреть:
а) в порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных ему как главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) как главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, положения о проведении им мониторинга качества финансового менеджмента по принятым полномочиям в соответствии с таким порядком;
б) в документе, оформленном в соответствии с пунктами 16 или 17 настоящих Методических указаний, положения о проведении им мониторинга качества финансового менеджмента по принятым полномочиям в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента в отношении распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, передавшему полномочия, в случае отсутствия порядка, указанного в подпункте "а" настоящего пункта.
20. Главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, передавшему финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом) полномочия, нецелесообразно издавать ведомственный (внутренний) акт, устанавливающий порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.