МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 декабря 2021 г. N 540
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ
КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В соответствии с абзацем тридцать девятым статьи
165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 19, ст. 2331), в целях методического обеспечения деятельности по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля приказываю:
Утвердить методические рекомендации по составлению и представлению отчетности о результатах контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
А.Г.СИЛУАНОВ
Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.12.2021 N 540
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ
КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с абзацем тридцать девятым статьи
165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 19, ст. 2331) (далее - Кодекс) в целях обеспечения единого подхода к составлению и представлению органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) отчетности о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 сентября 2020 г. N 1478 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6055) (далее - Стандарт N 1478).
2. В отчетность о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе в форму отчета о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - Отчет) за отчетный период рекомендуется включать:
а) сведения по проверкам, ревизиям и обследованиям (далее - контрольные мероприятия) при условии принятия руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в соответствии с пунктом 4 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 июля 2020 г. N 1095 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5176) (далее - Стандарт N 1095) решения (за исключением решения о наличии оснований для назначения внеплановой выездной проверки (ревизии);
б) сведения по контрольному мероприятию, по результатам которого назначена внеплановая выездная проверка (ревизия), а также сведения по внеплановой выездной проверке (ревизии) после рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) органа контроля их результатов в совокупности в соответствии с пунктом 6 Стандарта N 1095 (в случае принятия руководителем (заместителем руководителя) органа контроля решения о проведении (назначении) внеплановой выездной проверки (ревизии) в соответствии с пунктами 4 и 5 Стандарта N 1095).
3. В строках 010 - 010/2 Отчета согласно пункту 7 Стандарта N 1478 отражается объем проверенных средств бюджета и средств, предоставленных из бюджета, в ходе проведенных органом контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля контрольных мероприятий в отчетном периоде, из них:
по средствам федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и средствам, предоставленным из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (строка 010/1);
по средствам бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (территориальных государственных внебюджетных фондов) (за исключением средств, предоставленных из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (строка 010/2).
Значение строки 010 Отчета больше или равно значения суммы строк 010/1 и 010/2 Отчета.
Если значение суммы строк 010/1 и 010/2 Отчета не соответствует значению строки 010 Отчета, причины сложившегося расхождения рекомендуется раскрыть в пояснительной записке к Отчету.
Аналогичный подход применяется при заполнении строк 020/1 и 020/2 Отчета.
4. Заполнение строк 010 - 010/2 Отчета целесообразно осуществлять, в том числе с учетом тем контрольных мероприятий и проверяемого периода (например, объем средств, предусмотренный бюджетной сметой в проверяемом периоде, - при проверке осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения; сумма межбюджетного трансферта - при проверке соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета публично-правового образования бюджету другого публично-правового образования субсидии или субвенции либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение).
5. В строке 011 Отчета согласно абзацу четвертому пункта 7 Стандарта N 1478 отражается объем проверенных средств бюджета и средств, предоставленных из бюджета, в ходе проведенных органом контроля контрольных мероприятий при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (из строки 010).
Положениями части 8 статьи 99 Федерального закона
от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, 1652; 2019, N 52, ст. 7767) (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) установлено, что органы контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ) в отношении:
соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ;
определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
соблюдения предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Заполнение строки 011 Отчета осуществляется с учетом вышеуказанных полномочий органов контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В строке 011 Отчета объем проверенных органом контроля средств бюджета и средств, предоставленных из бюджета, в рамках осуществления контроля в сфере закупок, может указываться:
в объеме начальной (максимальной) цены контракта - при проверке определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
в сумме контракта - при проверке соблюдения предусмотренных Федеральным законам N 44-ФЗ требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта:
в сумме произведенных кассовых расходов по исполнению контракта (в части оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги) - при проверке исполнения контракта в проверяемом периоде.
В случае если в отношении одного объекта контроля одновременно проводится несколько из указанных абзацах девятом - одиннадцатом настоящего пункта проверок в целях исключения дублирования сведений об объеме проверенных органом контроля в рамках таких проверок средств бюджета и средств, предоставленных из бюджета, в строке 011 Отчета целесообразно указывать наибольший объем проверенных органом контроля средств бюджета и средств, предоставленных из бюджета, в рамках осуществления контроля в сфере закупок.
Аналогичный подход применяется при заполнении строки 021 Отчета.
6. В случае если при проверке соблюдения порядка, целей и условий предоставления средств из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) объектами контроля являлись как главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, их предоставившие, так и получатели указанных средств, то объем средств, предоставленных (полученных) из бюджета и проверенных в рамках контрольного мероприятия, рекомендуется указывать в Отчете один раз.
7. Отчет согласно пункту 8 Стандарта N 1478 представляется с пояснительной запиской, включающей, в том числе информацию (сведения) об объеме бюджетных средств, затраченных на содержание органа контроля, в составе которой целесообразно отражать сведения о расходах бюджета бюджетной системы Российской Федерации на реализацию органом контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также расходы бюджета бюджетной системы Российской Федерации на обеспечение деятельности органа контроля.
Расчет значения указанного показателя может быть осуществлен органами контроля с применением используемых ими до вступления в силу федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля подходов к определению объема бюджетных средств, затраченных на содержание органа контроля, с указанием особенностей такого расчета в пояснительной записке к Отчету.
При раскрытии в пояснительной записке к Отчету указанной информации (сведений) целесообразно отражать расходы бюджета бюджетной системы Российской Федерации на реализацию органом контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) контроля (например, заработная плата, командировочные расходы, услуги связи, транспортные расходы).
При расчете объема бюджетных средств, затраченных на содержание органа контроля, также могут быть учтены расходы бюджета бюджетной системы Российской Федерации на обеспечение деятельности органа контроля (например, коммунальные услуги, фонд заработной платы административно-управленческого персонала, расходы на текущее содержание помещений). В случае если такие расходы бюджета бюджетной системы Российской Федерации относятся к нескольким структурным подразделениям, то они распределяются между структурными подразделениями расчетным путем, в том числе пропорционально численности работающих сотрудников в указанных подразделениях.
В случае, если полномочия по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля возложены на структурные подразделения финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), то в пояснительной записке к Отчету рекомендуется указывать информацию об объеме бюджетных средств, израсходованных непосредственно на обеспечение деятельности структурного подразделения, на которое возложены соответствующие полномочия по контролю, и информацию об объеме бюджетных средств, затраченных на реализацию им соответствующих полномочий по контролю, с раскрытием методики расчета указанных бюджетных расходов в пояснительной записке к Отчету.
8. В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Стандарта N 1478 пояснительная записка к Отчету должна содержать информацию (сведения) о количестве нарушений, выявленных органом контроля.
При отражении в пояснительной записке к Отчету информации (сведений) о количестве нарушений, выявленных органом контроля, рекомендуется раскрывать информацию о применяемых органом контроля методиках и подходах к подсчету количества выявленных нарушений.
9. Согласно подпункту "д" пункта 8 Стандарта N 1478 пояснительная записка к Отчету должна содержать информацию (сведения) о реализации результатов контрольных мероприятий.
Согласно пункту 6 Стандарта N 1095 акт, заключение и иные материалы контрольного мероприятия подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в срок не более 50 рабочих дней со дня подписания акта, заключения.
С учетом указанного срока рассмотрения результатов контрольного мероприятия соответствующее решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о реализации результатов контрольного мероприятия может быть принято после предусмотренной пунктом 10 Стандарта N 1478 даты представления органом контроля Отчета и пояснительной записки к нему.
В этой связи в пояснительной записке к Отчету дополнительно рекомендуется раскрывать информацию (сведения) о контрольных мероприятиях, по которым на предусмотренную пунктом 10 Стандарта N 1478 дату представления органом контроля Отчета и пояснительной записки к нему руководителем (заместителем руководителя) органа контроля приняты решения в соответствии с пунктами 4 и 5 Стандарта N 1095, но не направлены представления и (или) предписания объекту контроля, информация в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы и (или) не завершена реализация результатов контрольного мероприятия.
Информация (сведения) о контрольных мероприятиях, по которым на предусмотренную пунктом 10 Стандарта N 1478 дату представления органом контроля Отчета и пояснительной записки к нему, руководителем (заместителем руководителя) органа контроля не приняты решения в соответствии с пунктами 4 и 5 Стандарта N 1095, целесообразно отражать в Отчете за период, в котором руководителем (заместителем руководителя) органа контроля принято указанное решение.
10. В соответствии с пунктом 10 Стандарта N 1478 Отчет и пояснительная записка к нему представляются органом контроля ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, соответственно:
Федеральным казначейством в Министерство финансов Российской Федерации;
органом контроля субъекта Российской Федерации высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
органом контроля главе местной администрации муниципального образования соответствующего муниципального образования, если иное не установлено муниципальным правовым актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Кодекса органы контроля могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты), обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
При этом федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля не содержат положений, позволяющих определять ведомственным правовым актом (стандартом) органа контроля должностное лицо, которому представляется Отчет.
Таким образом, нормы, касающиеся представления органом контроля Отчета в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 10 Стандарта N 1478, не могут быть установлены ведомственным правовым актом (стандартом) органа контроля.