МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2021 г. N СД-7-1/1200@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ
ДОХОДОВ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ТЕКУЩИЙ ГОД, ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 сентября 2021 года N 1557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и приказами Минфина России от 17.11.2021 N 182н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2021 г. N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)" и
от 06.06.2019 N 85н (ред. от 12.05.2020) "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения", в целях реализации полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части прогнозирования доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой, приказываю:
1. Утвердить Методику прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период согласно приложениям к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 14 июля 2021 года N ЕД-7-1/662@ "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по разработке проектов показателей администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и перспективу.
Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
Д.С.САТИН
Приложение N 1
Утверждены
приказом ФНС России
от 30 декабря 2021 г. N СД-7-1/1200@
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ПОСТУПЛЕНИЙ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методика прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период (далее - Методика) разработана в целях реализации ФНС России полномочий главного администратора доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в части прогнозирования поступлений доходов, администрируемых ФНС России, а также направлена на обеспечение полноты поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период.
Методика разработана в соответствии с общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - Общие требования).
При расчете параметров доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации применяются следующие методы прогнозирования:
прямой расчет, основанный на непосредственном использовании прогнозных значений объемных и стоимостных показателей, уровней ставок и других показателей, определяющих прогнозный объем поступлений прогнозируемого вида доходов;
усреднение - расчет, осуществляемый на основании усреднения годовых объемов доходов не менее чем за 3 года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает 3 года;
индексация - расчет с применением индекса потребительских цен или другого коэффициента, характеризующего динамику прогнозируемого вида доходов;
экстраполяция - расчет, осуществляемый на основании имеющихся данных о тенденциях изменений поступлений в прошлых периодах;
иной способ, который описывается в Методике.
При прогнозировании доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации используются макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемые Минэкономразвития Российской Федерации.
Для расчета прогнозируемых поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации используются показатели форм статистической налоговой отчетности (о начислении, поступлении налогов, о задолженности по налогам и сборам, о налоговой базе и структуре начислений по видам налогов), а также материалы органов государственной статистики, аналитическая информация о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, материалы министерств, ведомств и т.д.
При формировании в текущем финансовом году оценки поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, в том числе, может учитываться фактическое поступление доходов за истекшие месяцы текущего года на основании данных статистической отчетности ФНС России.
В отношении региональных и местных налогов совокупный прогноз поступлений определяется с учетом данных, представленных территориальными налоговыми органами.
В соответствии с Общими требованиями Методика прогнозирования разработана по каждому виду (в отдельных случаях, по решению главного администратора доходов - подвиду) доходов, администрируемых ФНС России согласно утвержденной табличной форме.
Сокращения, используемые в тексте Методики прогнозирования
-
НК РФ -
Налоговый кодекс Российской Федерации;
-
БК РФ -
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
-
УК РФ -
Уголовный кодекс Российской Федерации;
- РФ - Российская Федерация;
- ПП РФ - постановление Правительства Российской Федерации;
- ДФО - Дальневосточный федеральный округ;
- СЗФО - Северо-Западный федеральный округ;
- ФК - Федеральное казначейство;
- СД при ВС РФ - Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации;
- СНГ - Содружество Независимых Государств;
- ОПС - обязательное пенсионное страхование;
- НПА - нормативно-правовые акты;
- Показатели СЭР - показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, разрабатываемые Минэкономразвития Российской Федерации;
- ВВП - валовый внутренний продукт;
- ФЗП - фонд заработной платы;
- ИПЦ - индекс потребительских цен;
- ЕСГ - Единая система газоснабжения;
- СРП - Соглашение о разделе продукции;
- ЕГРЮЛ - Единый государственный реестр юридических лиц;
- ЕГРИП - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- КБК - код бюджетной классификации;
- СВУ - субъекты внутриведомственного управления;
- ВБР - водно-биологические ресурсы;
- ВО - водные объекты;
- ВВО - внутренние водные объекты;
- Госпошлина - государственная пошлина;
- КТС - колесные транспортные средства;
- НДС - налог на добавленную стоимость;
- ТС - транспортные средства;
- отчет 1-НМ - статистическая налоговая отчетность по форме N 1-НМ "Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации";
- отчет 4-НМ - статистическая налоговая отчетность по форме N 4-НМ "Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации";
- отчет 5-П - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-П "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций";
- отчет 5-НДФЛ - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-НДФЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами";
- отчет 5-ДДК - статистическая налоговая отчетность по форме N 1-ДДК "Отчет о декларировании доходов физическими лицами" и прогнозируемого фонда заработной платы;
- отчет 1-НДС - статистическая налоговая отчетность по форме N 1-НДС "Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость";
- отчет 5-АЛ - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-АЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на спирт, алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво";
- отчет 5-ТИ - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-ТИ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на табачные изделия";
- отчет 5-НП - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-НП "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на нефтепродукты";
- отчет 5-АМ - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-АМ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на автомобили легковые и мотоциклы";
- отчет 5-МН - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам";
- отчет 5-НИО - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-НИО "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций";
- отчет 5-ТН - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-ТН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу";
- отчет 5-ИБ - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-ИБ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на игорный бизнес";
- отчет 5-НДПИ - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-НДПИ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых";
- отчет 5-ВН - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-ВН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по водному налогу";
- отчет 5-ЖМ - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-ЖМ "Отчет о структуре начислений по сбору за пользование объектами животного мира";
- отчет 5-ВБР - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-ВБР "Отчет о структуре начислений по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов";
- отчет 5-НДД - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-НДД "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья";
- отчет 7-УС - статистическая налоговая отчетность по форме N 7-УС "Отчет о начисленных и уплаченных суммах утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним";
- отчет 8-УС - статистическая налоговая отчетность по форме N 8-УС "Отчет о начисленных и уплаченных суммах утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним";
- отчет 5-ТС - статистическая налоговая отчетность по форме N 5-ТС "Отчет о структуре начислений по торговому сбору";
- отчет ВП - статистическая налоговая отчетность по форме N ВП "Сведения о результатах проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах".
МЕТОДИКА
прогнозирования поступлений доходов в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации
N п/п | Код главного администратора доходов | Наименование главного администратора доходов | КБК <1> | Наименование КБК доходов | Наименование метода расчета <2> | Формула расчета <3> | Алгоритм расчета <4> | Описание показателей <5> |
1. | 182 | ФНС России | 10101010000000110 | Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам | прямой | Основная формула расчета налога: Прибыльорганизаций = Прибыльосновная (+/-) F Расчет составляющих основной формулы: Прибыльосновная = (VНБ ОСН. x S) x Kсоб. + (Pперерасчет x Kсоб.) + Кр - Vльгот | Расчетный уровень собираемости определяется согласно данным отчета 1-НМ как частное от деления суммы поступившего налога на сумму начисленного налога. Расчет прогнозного объема поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам, осуществляется по следующим компонентам: Прибыльорганизаций - сумма налога на прибыль организаций, тыс. рублей; Прибыльосновная - сумма налога на прибыль организаций, облагаемая по основной налоговой ставке, тыс. рублей; В целях определения суммы налоговой базы для исчисления налога на прибыль по основной ставке (VНБ ОСН.) определяется: - соотношение прибыли для расчета к прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по показателям, сложившимся в предыдущих налоговых периодах. Прибыль для расчета получена как разница между доходами от реализации и расходами, уменьшающими сумму доходов от реализации, с учетом внереализационных доходов и расходов на основании информации, содержащейся в отчете 5-П; - сохраняя это отношение, производится расчет суммы прибыли для налогообложения на последующие годы; - прибыль для целей налогообложения уменьшается на сумму прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, а также сумму убытков, учтенных в уменьшение налоговой базы, увеличивается на налоговую базу по операциям с ценными бумагами. Выпадающие доходы в связи с применением льгот, освобождений и преференций, предоставляемых в рамках действующего законодательства РФ о налогах и сборах и (или) иных нормативных правовых актов РФ, при формировании прогнозного объема поступлений учитываются: - в налогооблагаемой базе в виде исключения стоимостных показателей, не подлежащих налогообложению, либо облагаемых по ставке 0; - в виде применения налоговой ставки отличной от основной ставки. Объем выпадающих доходов определяется в рамках прописанного алгоритма расчета прогнозного объема поступлений налога. При расчете прогнозного объема поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в консолидированные бюджеты субъектов РФ, могут быть использованы иные показатели расчета, которые не включены в методику прогнозирования ФНС России, при этом необходимо строгое соблюдение требований, установленных постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 574, в том числе применение прямого метода расчета. Изменение методологии расчета прогнозного объема поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в консолидированные бюджеты субъектов РФ, необходимо согласовывать с финансовыми органами субъекта РФ. | Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам, рассчитывается с использованием следующих показателей: - показатели СЭР; - динамика фактических поступлений по налогу согласно данным отчета 1-НМ. - динамика налоговой базы по налогу согласно данным отчета 5-П, сложившаяся за предыдущие периоды; VНБ ОСН. - сумма налоговой базы для исчисления налога на прибыль по основной ставке, тыс. рублей; S - ставка налога, %; Pперерасчет - сумма налога по годовым перерасчетам, тыс. рублей; Кр - сумма поступлений по результатам контрольной работы на основании динамики показателей, содержащихся в отчете ВП, тыс. рублей; Vльгот - сумма налога на прибыль организаций, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот и преференций, предусмотренных статьей 284 НК РФ, тыс. рублей; Kсоб. - расчетный уровень собираемости, с учетом динамики показателя собираемости по данному виду налога, сложившегося в предшествующие периоды, учитывает работу по погашению кредиторской и дебиторской задолженности по налогу, %; F - корректирующая сумма поступлений (возвратов), которые привели к отклонению расчетного показателя налога от фактически сложившегося показателя в текущем периоде или в ретроспективе. Применение данного показателя также возможно при прогнозировании поступлений налога на очередной финансовый год и плановый период исходя из ретроспективных данных, тыс. рублей. |
2. | 182 | ФНС России | 10101020010000110 | Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашений о разработке месторождений нефти и газа | прямой | Основная формула расчета налога: |