НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ ФНС России от 26.03.2021 N ЕД-7-16/221@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-16/132@ "Об утверждении Основных положений об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России"

"О внесении изменений в приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-16/132@ "Об утверждении Основных положений об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 26 марта 2021 г. N ЕД-7-16/221@
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ
ФНС РОССИИ ОТ 14.03.2016 N ММВ-7-16/132@ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ ФНС РОССИИ"
В целях повышения эффективности деятельности ФНС России, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, по выполнению технологических процессов ФНС России приказываю:
1. Основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России, утвержденные приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-16/132@, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России в рамках исполнения пункта 18 Функциональных обязанностей владельцев технологических процессов ФНС России, утвержденных приказом ФНС России от 23.01.2020 N ЕД-7-12/41@, при размещении в Системе управления требованиями заявок на автоматизацию выполнения технологических процессов ФНС России в рамках Регламента взаимодействия участников технологических процессов управления требованиями к программному обеспечению АИС ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 29.03.2018 N ММВ-7-12/181@, предусматривать в заявках автоматизацию контрольных действий, направленных на своевременное выявление и пресечение рисков, присущих технологическим процессам ФНС России и включенных в Реестр рисков, порядок ведения которого утвержден приказом ФНС России от 12.03.2018 N ММВ-7-16/140@.
3. Управлению контроля налоговых органов (М.Н. Семенов) направить рекомендации по формированию документов внутреннего контроля, в том числе внутреннего финансового контроля (далее - Рекомендации), в адрес структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, территориальных органов ФНС России, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в срок до 31.03.2021.
4. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы, инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, генеральному директору ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России обеспечить организацию и осуществление внутреннего контроля, в том числе внутреннего финансового контроля, с учетом доведенных в соответствии с п. 3 настоящего приказа Рекомендаций, в том числе актуализировать применяемые документы внутреннего контроля, внутреннего финансового контроля в срок до 01.05.2021.
5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
6. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 07.10.2019 N ММВ-7-16/504@ "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральной налоговой службе, ее территориальных органах, федеральных казенных учреждениях, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы".
7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.ЕГОРОВ
Приложение
к приказу ФНС России
от 26 марта 2021 г. N ЕД-7-16/221@
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ ФНС РОССИИ
1. Общие положения
1.1. Основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее - ТП, Положения) разработаны в целях реализации Концепции внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-16/156@, приказа ФНС России от 11.09.2015 N ММВ-7-12/392@ "О возложении обязанностей по организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществлению внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России на сотрудников ФНС России и ее территориальных органов, на работников ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и его филиалов".
1.2. Настоящие Положения определяют:
общие подходы к организации и осуществлению деятельности, направленной на своевременное и эффективное корректирующее воздействие на риски, присущие ТП, в рамках выполнения и/или координации выполнения ТП, а также в рамках функциональных обязанностей владельца ТП (далее - внутренний контроль), в целях реализации положений раздела 5 Основных положений об управлении рисками и инцидентами в деятельности ФНС России, утвержденных приказом ФНС России от 20.03.2017 N ММВ-7-16/225@;
общие подходы к оценке надежности взаимосвязанной совокупности организационных структур, методик, процессов и ресурсов, обеспечивающей выполнение задач внутреннего контроля (далее - система внутреннего контроля).
Внутренний контроль осуществляется должностными лицами ФНС России и ее территориальных органов (далее - налоговые органы), а также организаций, находящихся в ведении ФНС России, и их филиалов (далее - Организация), в функции которых входит участие в выполнении и/или координация выполнения ТП, а также осуществление функциональных обязанностей владельца ТП (далее - субъекты внутреннего контроля).
1.3. Настоящие Положения применяются в целях организации и осуществления внутреннего финансового контроля, указанного в подпункте 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при выполнении ТП, в рамках которых осуществляются бюджетные процедуры.
В целях организации внутреннего финансового контроля определяются структурные подразделения, участвующие в организации и выполнении бюджетных процедур, в том числе структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения бюджетных процедур, которые утверждаются:
в ФНС России - руководителем ФНС России;
в территориальном органе ФНС России - руководителем (начальником) территориального органа ФНС России;
в Организации - генеральным директором Организации.
1.4. Задачами внутреннего контроля являются:
обеспечение соблюдения сотрудниками налоговых органов, Организации и ее филиалов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также организационно-распорядительных документов и писем ФНС России при выполнении ТП (далее - Требования);
обеспечение эффективности и результативности деятельности налоговых органов и Организации по выполнению ТП;
своевременное выявление и анализ рисков, присущих ТП, осуществляемым должностными лицами налоговых органов и Организации;
обеспечение полноты и достоверности данных, содержащихся в информационных ресурсах, показателей бюджетной отчетности (сводной бюджетной отчетности), а также иной отчетности ФНС России и ее территориальных органов, Организации.
1.5. Объектом внутреннего контроля является деятельность налоговых органов и Организации, их структурных подразделений, филиалов, должностных лиц по выполнению ими ТП (либо операций ТП).
1.6. Объекты внутреннего контроля указываются в должностных регламентах должностных лиц налоговых органов и должностных инструкциях должностных лиц Организаций, закрепляя тем самым персональную ответственность за осуществление внутреннего контроля.
2. Принципы организации внутреннего контроля
Внутренний контроль основывается на следующих принципах:
1) каждый государственный гражданский служащий налоговых органов и должностное лицо Организации участвует в осуществлении внутреннего контроля (принцип общей вовлеченности);
2) внутренний контроль осуществляется по всем технологическим процессам ФНС России с учетом анализа взаимосвязи и взаимодействия организационных, технологических, информационных и других ресурсов с целью установления причинно-следственных связей реализации Рисков в деятельности по осуществлению ТП (принцип комплексности);
3) масштаб и объем мероприятий внутреннего контроля должен быть соразмерен выявленным Рискам и обеспечивать результативность и эффективность выполнения ТП (принцип эффективности);
4) мероприятия внутреннего контроля должны носить упреждающий характер и быть направлены на пресечение возможных Рисков, а также минимизацию негативных последствий нарушения Требований и неэффективной деятельности по выполнению ТП (принцип своевременности);
5) при организации и осуществлении мероприятий внутреннего контроля должны своевременно учитываться изменения в порядке выполнения ТП, а также внедрение новых ТП (принцип адаптивности и непрерывного совершенствования);
6) организация внутреннего контроля подразумевает приоритетное применение автоматизированных инструментов своевременного выявления и пресечения Рисков, встроенных в программное обеспечение, реализующее выполнение технологических процессов ФНС России (принцип максимальной автоматизации).
3. Осуществление внутреннего контроля
3.1. Внутренний контроль осуществляется путем выполнения контрольных действий:
совершаемых до фактического начала выполнения ТП, операции ТП в целях предотвращения или минимизации воздействия событий и факторов, способных негативно повлиять на выполнение ТП, операции ТП (превентивный контроль). Например, контрольные действия, осуществляемые в отношении рисков, связанных с поступающими документами, сведениями, необходимыми для выполнения ТП, операции ТП;
совершаемых в ходе выполнения ТП, операции ТП в целях своевременного выявления и немедленного устранения возникающих нарушений и отклонений (текущий контроль). Например, проверка оформления документов, подготавливаемых в рамках ТП, на соответствие Требованиям;
совершаемых по результатам выполнения ТП, операции ТП в целях выявления и устранения нарушений и отклонений (последующий контроль). Например, сбор и анализ информации о результатах выполнения ТП, операций ТП подконтрольными налоговыми органами, в том числе посредством дистанционного мониторинга таких результатов.
3.2. К контрольным действиям, в том числе, относятся:
проверка оформления документов, подготавливаемых в рамках ТП, на соответствие Требованиям;
санкционирование операций ТП;
сверка данных;
сбор и анализ информации о результатах выполнения операций ТП, в том числе посредством дистанционного мониторинга таких результатов;
анализ фактических значений показателей результатов выполнения ТП (либо операций ТП), включая анализ соответствия прогнозным (плановым) значениям показателей, нормативным либо иным применяемым для сравнения значениям показателей, анализ динамики значений показателей;
сопоставление данных, получаемых в ходе выполнения ТП, с данными из внешних источников информации;
применение автоматизированных средств контроля в информационных системах;
проверка наличия и состояния объекта движимого и недвижимого имущества, документа;
ограничение доступа к объектам движимого и недвижимого имущества, информации и средствам ее обработки.
3.3. Разработка и описание контрольного действия осуществляется с учетом результатов оценки рисков в соответствии с рекомендациями к проведению анализа и оценки рисков, отраженными в Реестре рисков, порядок ведения которого утвержден приказом ФНС России от 12.03.2018 N ММВ-7-16/140@ "Об утверждении Порядка ведения документа по учету информации о рисках в деятельности ФНС России" (далее - Порядок ведения Реестра рисков), а также сведений из источников информации, перечисленных в пункте 1.3 Порядка ведения Реестра рисков.
При принятии решения о выборе способа воздействия на риски и мероприятий по предотвращению и (или) минимизации риска необходимо учитывать имеющиеся взаимосвязи с иными рисками, включенными в Реестр рисков, с внешним и внутренним контекстами, а также оценивать возможность возникновения новых и (или) модификации имеющихся рисков вследствие реализации таких мероприятий.
3.4. Применяемые контрольные действия подразделяются на:
автоматизированные контрольные действия, встроенные в программное обеспечение, реализующее выполнение ТП, операций ТП, и осуществляемые без участия исполнителя;
полуавтоматизированные контрольные действия, реализованные в программном обеспечении, реализующем выполнение ТП, операций ТП, но осуществляемые с участием исполнителя;
неавтоматизированные контрольные действия, осуществляемые исполнителем без использования программного обеспечения, реализующего выполнение ТП, операций ТП, либо осуществляемые в отношении рисков неавтоматизированного ТП.
4. Документирование внутреннего контроля
4.1. В целях определения ответственных исполнителей за выполнение необходимых контрольных действий, периодичности их выполнения составляются и утверждаются начальником структурного подразделения центрального аппарата ФНС России, территориального органа ФНС России, Организации документы внутреннего контроля (далее - Перечень операций, Карта внутреннего контроля) с применением, при наличии, программного обеспечения.
Перечень операций и Карта внутреннего контроля составляются в случае необходимости организации внутреннего контроля с применением неавтоматизированных и/или полуавтоматизированных контрольных действий.
4.2. В Перечне операций для организации внутреннего контроля отражается, в том числе, следующая информация:
о выполняемом ТП;
о Рисках, присущих ТП (с применением Реестра рисков), и операциях ТП, в ходе которых они возникают, включая информацию о выполняющих их должностных лицах, либо структурных подразделениях, либо подконтрольных налоговых органах или Организации;
о результатах оценки Рисков и принятых на их основании решений о включении контрольных действий по выявлению и минимизации Риска в Карту внутреннего контроля или о нецелесообразности применения контрольных действий в отношении Риска с указанием обоснования такого решения.
4.3. В Карте внутреннего контроля отражается информация о контрольных действиях по выявлению и минимизации Риска, сроках их выполнения, должностных лицах, ответственных за реализацию контрольных действий.
4.4. Информация, отражаемая в документах внутреннего контроля по ТП, в рамках выполнения которых осуществляются бюджетные процедуры, применяется в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков в соответствии с пунктом 10 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н.
4.5. Регистрация выявленных в ходе внутреннего контроля нарушений при выполнении ТП, сведений о причинах их возникновения и предлагаемых мерах по их устранению отражается в отдельном документе внутреннего контроля (журнале внутреннего контроля), содержащем сводную информацию о выявленных нарушениях в деятельности налогового органа, Организации, поступившую из источников информации, перечисленных в пункте 1.3 Порядка ведения Реестра рисков, и мерах по их устранению или пресечению в дальнейшей деятельности.
5. Требования к надежности системы внутреннего контроля
5.1. Система внутреннего контроля считается надежной, если она обеспечивает выполнение задач внутреннего контроля.
5.2. Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется в рамках аудиторского мероприятия на основании сведений из документов внутреннего контроля, а также информации, полученной в ходе аудиторского мероприятия.
5.3. Необходимые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля (шкала оценки надежности, градация оценки надежности) для ТП устанавливаются владельцем ТП.
5.4. Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основании оценки частоты выявленных нарушений по операциям ТП с применением балльной шкалы, установленной владельцем ТП (основной способ оценки надежности системы внутреннего контроля). По решению владельца ТП вместо основного способа может быть применен комплексный способ, базирующийся на оценке величины выявленных по результатам аудиторской проверки негативных последствий нарушений, например, в виде потерь бюджета, с применением балльной шкалы.
5.5. Для оценки надежности рекомендуется следующая градация:
высокая надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается максимальная вероятность выполнения задач внутреннего контроля;
средняя надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается средняя вероятность выполнения задач внутреннего контроля;
низкая надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается низкая вероятность выполнения задач внутреннего контроля.
При необходимости владелец ТП может установить иную градацию (с большим количеством оценочных категорий).
5.6. Результаты оценки надежности системы внутреннего контроля отражаются в таблице "Оценка надежности системы внутреннего контроля" согласно приложению к настоящим Положениям (не приводится).
5.7. При этом выводы и рекомендации по повышению надежности системы внутреннего контроля формируются с учетом анализа следующих обстоятельств:
оценка полноты учета Рисков в целях определения и реализации контрольных действий;
оценка качества и полноты выполнения контрольных действий;
оценка эффективности применяемых контрольных действий в отношении воздействия на соответствующие Риски.
5.8. Оценка надежности внутреннего контроля по ТП, в рамках выполнения которых осуществляются бюджетные процедуры, осуществляемая в ходе проведения мероприятий внутреннего финансового аудита, проводится в соответствии со стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.