НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ ФНС России от 21.04.2021 N ЕД-7-15/389@ "Об утверждении Порядка ведения информационного ресурса "Реестр рисков контрольно-надзорной деятельности"

"Об утверждении Порядка ведения информационного ресурса "Реестр рисков контрольно-надзорной деятельности"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 21 апреля 2021 г. N ЕД-7-15/389@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА
"РЕЕСТР РИСКОВ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В целях обеспечения ведения информационного ресурса "Реестр рисков контрольно-надзорной деятельности" приказываю:
1. Утвердить Порядок ведения информационного ресурса "Реестр рисков контрольно-надзорной деятельности" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего деятельность Управления камерального контроля.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.ЕГОРОВ
Утвержден
приказом ФНС России
от 21 апреля 2021 г. N ЕД-7-15/389@
ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА
"РЕЕСТР РИСКОВ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий порядок регламентирует принцип ведения информационного ресурса "Реестр рисков контрольно-надзорной деятельности" информационно-аналитической системы контрольного блока (далее - ИР "Реестр рисков" КНД), размещенного на контуре опытной эксплуатации АИС "Налог-3" (Налоговое администрирование/ИАС КБ/Реестр рисков/Основной режим) и на контуре промышленной эксплуатации АИС "Налог-3" (Налоговое администрирование/ИАС КБ/Реестр рисков/Основной режим), структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России (далее - СП ЦА ФНС России) в целях обеспечения единообразного подхода по его формированию.
1. Цель и задачи формирования ИР "Реестр рисков" КНД.
Целью формирования ИР "Реестр рисков" КНД является систематизация информации о рисках (потенциальных нарушениях налогоплательщиками (далее - НП) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, приводящих к фискальным последствиям).
Основными задачами формирования ИР "Реестр рисков" КНД являются:
- централизованная организация риск-ориентированного подхода, применяемая для определения возможных действий по минимизации (устранению) риска;
- установление единого стандарта описания рисков;
- хранение, актуализация информации о рисках;
- установление единого подхода к оценке уровня риска;
- единообразное применение мер по минимизации (устранению) рисков;
- стандартизация правил выявления объектов (налогоплательщиков (налоговых агентов) или деклараций налогоплательщиков (налоговых агентов)) с признаками рисков;
- автоматизация процессов работы алгоритмов формирования критериев, характеризующих степень риска налогоплательщика (налогового агента).
II. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О РИСКАХ
2. Начальники СП ЦА ФНС России (Управления камерального контроля, Контрольного управления, Управления налогового мониторинга, Управления трансфертного ценообразования, Управления международного сотрудничества и валютного контроля, Управления налогообложения юридических лиц, Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов, Управления досудебного урегулирования налоговых споров) по согласованию с заместителем руководителя ФНС России, координирующим деятельность данного СП ЦА ФНС России, назначают ответственных лиц за методологическое сопровождение риска (далее - Ответственные).
3. Ответственным предоставляется возможность описать риск по направлениям деятельности, относящимся к их компетенции, путем создания и ведения паспорта риска.
Паспорт риска представляет собой совокупность информации о риске, источнике информации о риске, мерах, направленных на снижение риска, и регламенте их применения. Ответственные заполняют в обязательном порядке все необходимые разделы.
Порядок заполнения разделов паспорта риска описан в руководстве пользователя (ftp://fap.regions.tax.nalog.ru:21/AisNalog3/AisNalog3_PROM/21_3_10_1/Doc/Документация) и инструкциях на рабочее место для должностных лиц СП ЦА ФНС России по исполнению операций технологического процесса 103.06.00.00.0160 "Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок", размещенных в Глоссарии ФНС России.
4. Паспорт риска формируется на основании одного или нескольких источников:
- публикаций в СМИ;
- запросов СМИ;
- обращений граждан, объединений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассмотренных в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ;
- жалоб, рассмотренных в соответствии с иным законодательством Российской Федерации;
- сведений об инцидентах, поступивших из Системы инцидент-менеджмента Правительства Российской Федерации (IMS);
- инцидентов информационной безопасности;
- материалов, поступивших из правоохранительных и надзорных органов;
- информации, поступившей на "Телефон доверия" ФНС России;
- материалов аудиторских проверок ФНС России;
- информации о результатах проверок, проведенных внешними контролирующими органами;
- информации от территориальных органов ФНС России, организаций, находящихся в ведении ФНС России;
- рисков налоговых органов, определенных в соответствии с Порядком ведения документов по учету информации о рисках в деятельности ФНС России, утвержденным приказом ФНС России от 12.03.2018 N ММВ-7-16/140@;
- результатов проведенных мероприятий налогового контроля;
- мотивированного мнения налогового органа, которое отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
- организационно-распорядительных документов Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти.
Допускается формирование паспорта риска на основании иных источников, не предусмотренных настоящим Порядком.
При формировании паспорта риска на основе рисков налоговых органов, определенных в соответствии с Порядком ведения документов по учету информации о рисках в деятельности ФНС России, утвержденным приказом ФНС России от 12.03.2018 N ММВ-7-16/140@, необходимо указать в паспорте риска код и наименование риска технологического процесса ФНС России.
5. В паспорте риска при необходимости определяются правила оценки уровня риска, ранжирования и приоритизации выявляемых рисков.
Указанные в настоящем пункте правила определяются Ответственными.
6. Ответственные заполняют в обязательном порядке следующий реквизитный состав сведений:
- краткое описание (наименование) риска - текстовое поле, предназначенное для описания риска;
- подробное описание риска - текстовое поле, предназначенное для развернутого описания риска;
- вид профиля риска - утвержденный перечень профилей риска, сформированный по принципу группировки, исходя из потенциальных нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- период проверки объектов с признаками риска;
- вид налога;
- вид нормативно-правового акта, в соответствии с которым по отношению к налогоплательщику (налоговому агенту) применяются санкции со стороны уполномоченных органов за совершенное противоправное деяние (действие или бездействие);
- наименование статьи нормативно-правового акта;
- пункт (подпункт) статьи нормативно-правового акта;
- владельцы риска (указывается ответственное СП ЦА ФНС);
- пользователи паспорта - ответственные СП ЦА, использующие паспорт риска в деятельности, относящейся к их компетенции;
- ответственные за согласование паспорта риска (указываются Ответственные, к компетенции которых относятся вопросы, связанные с созданием и ведением паспорта риска);
- технологические процессы (в случаях автоматизированного выявления рисков).
Указанный реквизитный состав должен обеспечивать интеграцию информационно-аналитической системы контрольного блока с информационным ресурсом "Налоговые споры", функционирующим в соответствии с приказом ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-9/848@ "Об утверждении Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 23.01.2018 N ММВ-7-9/36@".
По паспортам рисков Управления камерального контроля указываются технологические процессы информационно-аналитической системы контрольного блока 103.06.00.00.0120 "Управление рисками контрольно-надзорной деятельности", 103.06.00.00.0130 "Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов".
III. ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ КОДА ПАСПОРТА РИСКА
7. После заполнения всех обязательных полей паспорта риска присваивается код паспорта риска.
Требования к формированию кода паспорта риска:
Код паспорта риска - состоит из 11 цифровых значений и имеет структуру AA.DDMMYY.NNN, где:
AA - номер СП ЦА ФНС России, сформировавшего паспорта риска;
DDMMYY - дата формирования паспорта риска;
NNN - порядковый номер паспорта риска для каждого СП ЦА ФНС России за сутки формирования паспорта риска.
Например, 15.160821.005, где:
15 - Управление камерального контроля;
160821 - дата формирования, 16 августа 2021 года;
005 - порядковый номер паспорта риска Управления камерального контроля за указанную дату.
IV. ВЕДЕНИЕ ИР "РЕЕСТР РИСКОВ" КНД
8. ИР "Реестр рисков" КНД ведется на основании сформированных, согласованных и утвержденных паспортов рисков, за исключением случаев, когда заместитель руководителя ФНС России определяет, что процесс согласования и (или) утверждения паспортов рисков, сформированных СП ЦА ФНС России, работу которых он координирует, не требуется.
9. Ответственные проводят согласование составленных паспортов рисков, находящихся в статусе "в разработке", с начальником (и.о. начальника) СП ЦА ФНС России.
10. По усмотрению Ответственные направляют проект паспорта риска на согласование в заинтересованные СП ЦА ФНС России.
Заинтересованные СП ЦА ФНС России в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения проекта паспорта риска согласовывают его, либо отказывают в согласовании с направлением предложений по внесению изменений, дополнений в проект паспорта риска. Об отказе в согласовании паспорта риска соответствующие СП ЦА ФНС России сообщают письмом, оформленным в установленном порядке (в паспорте риска фиксируются реквизиты письма).
В случае согласия с представленными предложениями Ответственные осуществляют доработку проекта паспорта риска. Доработанный проект паспорта риска направляется на повторное согласование заинтересованным лицам.
В случае несогласия с представленными предложениями в течение 2 (двух) рабочих дней Ответственными инициируется и проводится рабочее совещание. По итогам совещания к паспорту риска прикладывается оформленный и согласованный протокол совещания.
По результатам совещания в течение 2 (двух) рабочих дней принимается решение о согласовании паспорта риска или о направлении на доработку паспорта риска.
При отсутствии согласованной позиции с СП ЦА ФНС России по проекту паспорта риска проводится совещание у заместителя руководителя ФНС России, координирующего работу СП ЦА ФНС России - Ответственного за методологическое сопровождение риска. По итогам совещания к паспорту риска прикладывается оформленный и согласованный протокол совещания.
Согласованному паспорту риска присваивается статус "согласован". Паспорта рисков со статусом "согласован" отображаются в разделе "Паспорта на утверждении".
11. Согласованный проект паспорта риска в течение 1 (одного) рабочего дня направляется на утверждение заместителю руководителя ФНС России, координирующему работу Ответственных.
Утвержденному заместителем руководителя ФНС России, координирующему работу Ответственных, паспорту риска присваивается статус "утвержден". Паспорта рисков со статусом "Утвержден" отображаются в разделе "Реестр утвержденных паспортов".
В случае отклонения паспорта риска заместителем руководителя ФНС России, координирующего работу СП ЦА ФНС России - Ответственного за методологическое сопровождение риска, работа с паспортом риска прекращается.
12. Ответственные владельцы риска обязаны обеспечивать актуальность информации по утвержденному паспорту риска.
13. Если паспорт риска изначально был заведен под риск, выявление которого было не автоматизировано, то при автоматизации процесса необходимо создать новую версию паспорта риска, которая должна пройти этапы согласования.
14. Если в паспорт риска вносятся изменения, в том числе с заполнением ранее незаполненных полей, в связи с необходимостью, выявленной в процессе управления риском, то создается новая версия паспорта риска, которая проходит все этапы согласования и утверждения (при необходимости).
15. Неактуальный паспорт риска удаляется Ответственными с указанием основания. Для удаления паспорта риска Ответственным необходимо оформить докладную записку на заместителя руководителя ФНС России, координирующего работу соответствующего СП ЦА ФНС России, с указанием причины.
Удаленные паспорта рисков, а также паспорта рисков, которые утратили силу (например, нормативно-правовой акт, на основании которого сформирован паспорт риска, устарел), отображаются в разделе "Паспорта, утратившие силу".