НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ ФНС России от 07.07.2021 N ЕД-7-1/641@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 19.07.2017 N ЕД-7-1/561@ (в редакции приказов ФНС России от 18.09.2018 N ММВ-7-1/540@, от 08.05.2019 N СА-7-1/238@, от 21.01.2020 N ЕД-7-1/37@, от 14.05.2021 N ЕД-7-1/485@)"

"О внесении изменений в приказ ФНС России от 19.07.2017 N ЕД-7-1/561@ (в редакции приказов ФНС России от 18.09.2018 N ММВ-7-1/540@, от 08.05.2019 N СА-7-1/238@, от 21.01.2020 N ЕД-7-1/37@, от 14.05.2021 N ЕД-7-1/485@)"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 7 июля 2021 г. N ЕД-7-1/641@
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФНС РОССИИ
ОТ 19.07.2017 N ЕД-7-1/561@ (В РЕДАКЦИИ ПРИКАЗОВ ФНС РОССИИ
ОТ 18.09.2018 N ММВ-7-1/540@, ОТ 08.05.2019 N СА-7-1/238@,
ОТ 21.01.2020 N ЕД-7-1/37@, ОТ 14.05.2021 N ЕД-7-1/485@)
В целях организации и проведения работы по оптимизации и своевременной автоматизации в АИС "Налог-3" форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы приказываю:
1. Внести в приказ ФНС России от 19.07.2017 N ЕД-7-1/561@ "О создании Рабочей группы по вопросам оптимизации статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы" (в редакции приказов ФНС России от 18.09.2018 N ММВ-7-1/540@, от 08.05.2019 N СА-7-1/238@, от 21.01.2020 N ЕД-7-1/37@, от 14.05.2021 N ЕД-7-1/485@) изменения, изложив приложение N 2 "Порядок проведения работы по подготовке к утверждению форм статистической налоговой отчетности и форм сведений ФНС России, а также организации их автоматизации" в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы методологического и организационного обеспечения сбора и обработки данных статистической налоговой отчетности.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.ЕГОРОВ
Приложение
к приказу ФНС России
от 7 июля 2021 г. N ЕД-7-1/641@
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К УТВЕРЖДЕНИЮ ФОРМ
СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ФОРМ СВЕДЕНИЙ ФНС
РОССИИ, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ АВТОМАТИЗАЦИИ
1. Основные положения
1.1. Настоящий порядок разработан в целях регламентирования действий участников по разработке, согласованию, утверждению и организации автоматизации формирования в программном обеспечении АИС ФНС России (далее - ПО) форм статистической налоговой отчетности и форм сведений ФНС России (далее - формы отчетности) с учетом положений Регламента взаимодействия участников технологических процессов управления требованиями к программному обеспечению АИС ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 29.03.2018 N ММВ-7-12/181@ (далее - Регламент СУТ).
1.2. Настоящий порядок распространяется на:
- вновь разрабатываемые формы отчетности;
- формы отчетности, утвержденные приказами ФНС России (в том числе ранее автоматизированные), в случае необходимости внесения в них изменений (при наличии оснований).
1.3. Аналитическое управление осуществляет ведение Реестра заявок для автоматизации форм отчетности (приложение N 1 к настоящему порядку) на основании информации, получаемой от структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, осуществляющих разработку и методологическое сопровождение форм отчетности (далее - СП ЦА-Инициатор) в рамках исполнения настоящего порядка.
2. Подготовка проектов форм отчетности
2.1. СП ЦА-Инициаторы разрабатывают следующие материалы по формам отчетности (далее - Материалы по формам отчетности):
- проекты форм отчетности для включения в проекты приказов об их утверждении на соответствующий отчетный год;
- проекты методических указаний по порядку формирования отчетов по формам отчетности;
- контрольные соотношения для показателей форм отчетности по каждому разделу;
- контрольные соотношения для показателей форм отчетности, сопоставимых с аналогичными показателями в других формах отчетности.
2.2. В проектах методических указаний по порядку формирования отчетов по формам отчетности СП ЦА-Инициаторы указывают:
- источники информации, на базе которых производится формирование показателей отчетов по формам отчетности, с указанием дат и номеров приказов (с учетом изменений и дополнений, актуальных на соответствующие отчетные периоды), которыми утверждены информационные ресурсы, журналы, реестры и т.д.;
- порядок формирования показателей отчетов по формам отчетности на основании реквизитов соответствующих источников информации, фактического наличия необходимой информации в АИС "Налог-3", а также сроки формирования отчетности;
- порядок утверждения сформированных отчетов по формам отчетности;
- порядок корректировки отчетов по формам отчетности;
- фамилию, инициалы и контактный телефон (ВТС и городской номер) сотрудника, предоставляющего консультации по порядку формирования показателей отчетов по формам отчетности;
- дату и номер приказа ФНС России (Минфина России) об утверждении форм налоговых деклараций, а также дату и номер государственной регистрации этого приказа в Минюсте России (с учетом изменений и дополнений, актуальных на соответствующие отчетные периоды), если при формировании показателей отчетов по формам отчетности используются сведения из налоговых деклараций.
2.3. Порядок представления предложений по внесению изменений и дополнений в формы отчетности, методические указания и контрольные соотношения, ранее утвержденные приказами ФНС России, аналогичен порядку представления проектов форм отчетности для включения в проекты приказов ФНС России, изложенному в пунктах 1 - 4 настоящего порядка.
3. Согласование и организация автоматизации формирования
форм отчетности
3.1. Для согласования материалов по формам отчетности и организации автоматизации форм отчетности в ПО с учетом действующего разделения функций налогового администрирования между децентрализованными и централизованными компонентами АИС "Налог-3" и с учетом фактического наличия необходимой информации в АИС "Налог-3", СП ЦА-Инициатор для каждой формы отчетности в соответствии с Регламентом СУТ:
- размещает в Системе управления требованиями (далее - СУТ) проект заявки (простой или стандартной) с приложением материалов по форме отчетности, описания вносимых изменений и мотивированного обоснования внесения изменений (согласно приложению N 2 к настоящему порядку);
- осуществляет в СУТ согласование заявки с Аналитическим управлением и с заинтересованными СП ЦА ФНС России.
При оформлении таких заявок необходимо указать принадлежность доработок к статистической отчетности, для чего в СУТ поле "Компоненты АИС "Налог-3", подлежащие разработке (модернизации, модификации)" Инициатор выбирает значение из всплывающего списка "Разработка/внесение изменений в формы и ПО статистической отчетности".
3.2. По согласованным заявкам в СУТ в соответствии с Регламентом СУТ выполняются действия по их рассмотрению, уточнению, а также действия по подготовке, рассмотрению, уточнению и согласованию результатов экспертизы.
Для незначительных доработок в отношении форм, ранее автоматизированных в АИС "Налог-3", оформляются простые заявки. Трудозатраты на программную реализацию простых заявок составляет до 15 рабочих дней в соответствии с пунктом 6.6.1 Регламента СУТ.
После согласования экспертизы простой заявки, выполняемой в соответствии с пунктом 18 Регламента СУТ, заявка принимает статус процесса "Ожидает принятия (издания) нормативного правового акта или издания (регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) ОРД" для подготовки приказа ФНС России.
Заявки на разработку или значительную доработку статистической налоговой отчетности (стандартные заявки) после согласования результатов экспертизы переводятся в статус "Задокументирована. Ожидает обсуждение на заседании секции".
3.3. Заявки на разработку или значительную доработку статистической налоговой отчетности (стандартные заявки) рассматриваются на заседании секции N 22 Методологического совета ФНС России по совершенствованию системы налогового администрирования (далее - секция N 22) в порядке, установленном Регламентом СУТ. При принятии на секции N 22 положительного решения, заявки переводятся Модератором в статус "Ожидает принятия (издания) нормативного акта или издания (регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) ОРД" для подготовки приказа ФНС России об утверждении соответствующих форм отчетности.
3.4. При подготовке проекта приказа ФНС России об утверждении (внесении изменений) соответствующих форм отчетности сроки ввода в действие форм (редакции форм) устанавливаются с учетом экспертного заключения о планируемых трудозатратах и сроках реализации, указанных в заявке в соответствии с Регламентом СУТ.
3.5. После утверждения приказа:
- Аналитическое управление вносит изменения в Заявку в части заполнения поля "Реквизиты ОРД, которыми утверждена отчетность";
- заявки передаются в реализацию;
- в течение пяти рабочих дней СП ЦА, отвечающее за сбор и обработку данных, размещает в СУТ проект заявки на разработку макетов выходных форм (в случае, если к заявке на согласование формы и методических указаний не были приложены макеты выходных форм).
3.6. СП ЦА, инициировавшее автоматизацию, осуществляет в соответствии с пунктом 23.4 Регламента СУТ контроль реализации заявки, в том числе в части корректности:
- реализованного алгоритма работы программного обеспечения;
- формы отчетности;
- исходных данных, используемых при формировании отчета;
- полученных в отчете данных.
4. Утверждение форм отчетности приказом ФНС России
4.1. Для проведения работ по подготовке и выпуску приказа по формам отчетности, требующим незначительных доработок, материалы по формам отчетности от СП ЦА-Инициатора должны представляться при наличии заявки в статусе "Ожидает принятия (издания) нормативного акта или издания (регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) ОРД" не позднее чем за 1 месяц до даты сборки версии АИС "Налог-3", предшествующей дате сбора отчета.
4.2. Для проведения работ по подготовке и выпуску приказа в отношении новых форм, требующих автоматизации в АИС "Налог-3", и форм, ранее автоматизированных в АИС "Налог-3" и требующих существенных доработок, Материалы по формам отчетности от СП ЦА-Инициатора должны представляться при наличии заявки в статусе "Ожидает принятия (издания) нормативного акта или издания (регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) ОРД" не позднее чем за 3 месяца до даты сборки версии АИС "Налог-3", предшествующей дате сбора отчета.
4.3. По заявкам, находящимся в статусе "Ожидает принятия (издания) нормативного акта или издания (регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) ОРД", СП ЦА-Инициатор не позднее 1 сентября года, предшествующего году формирования отчета, с учетом сроков, указанных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего порядка, представляет заместителю руководителя ФНС России, координирующему деятельность Аналитического управления, и в Аналитическое управление служебную записку о готовности форм отчетности для утверждения на соответствующий отчетный год.
4.3.1. Служебная записка и прилагаемые к ней материалы по формам отчетности, подготовленные СП ЦА-Инициатором:
- должны быть согласованы с заместителем руководителя ФНС России (лицом, исполняющим его обязанности), координирующим деятельность СП ЦА-Инициатора;
- направляются в электронном виде по системе электронного документооборота ЦА ФНС России.
СП ЦА-Инициатор:
- указывает в служебной записке номера заявок в СУТ и их статус, а также информацию, необходимую для внесения в Реестр заявок для автоматизации форм отчетности по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему порядку;
- обеспечивает соответствие материалов по формам отчетности, прилагаемых к служебной записке для включения в приказ ФНС России и вложенных в заявку в СУТ для реализации в программных средствах.
Также к служебной записке СП ЦА-Инициатор прикладывает обоснование необходимости внесения изменений по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему порядку, в которой приводится мотивированное обоснование внесения изменений, указывается дата, начиная с которой вводятся в действие внесенные изменения и дополнения, но не ранее дат, соответствующих положениям пунктов 4.1 и 4.2 настоящего порядка.
4.3.2. В случае отсутствия по тем или иным основаниям (отпуск, командировка, болезнь) заместителя руководителя ФНС России, курирующего деятельность Аналитического управления, служебная записка и материалы по формам отчетности, подготовленные СП ЦА-Инициатором, направляются в Аналитическое управление. При этом указанная служебная записка обязательно должна быть согласована с заместителем руководителя ФНС России или лицом, исполняющим его обязанности, координирующим деятельность СП ЦА-Инициатора.
4.4. Аналитическое управление не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения служебной записки, указанной в пункте 4.3 настоящего порядка, рассматривает материалы по формам отчетности.
В отношении форм отчетности, по которым материалы не соответствуют требованиям настоящего порядка, Аналитическое управление направляет служебной запиской в адрес СП ЦА-Инициатора мотивированный отказ от включения формы отчетности в проект приказа ФНС России об утверждении форм отчетности на соответствующий отчетный год (далее - проект приказа) до устранения замечаний.
4.5. СП ЦА-Инициаторы, не представившие в срок, установленный пунктом 4.3 настоящего порядка, информацию о готовности форм отчетности для утверждения, независимо от причин представляют руководителю ФНС России докладную записку с объяснением причин нарушения сроков представления материалов по формам отчетности.
Материалы по формам отчетности, подготовленные СП ЦА-Инициаторами с нарушением сроков, установленных пунктом 4.3 настоящего порядка, могут быть учтены при разработке проекта приказа об утверждении форм отчетности и при организации их автоматизации только после получения соответствующего поручения руководителя ФНС России.
Аналитическое управление на основании представленных материалов по формам отчетности готовит проект приказа об утверждении соответствующих форм отчетности и направляет на согласование в установленном порядке. При этом к проекту приказа прилагаются материалы по формам отчетности.
4.6. В течение 5 (пяти) рабочих дней, начиная с рабочего дня получения электронной версии проекта приказа, структурные подразделения ЦА ФНС России согласовывают полученные материалы.
4.7. В случае возникновения каких-либо замечаний в ходе согласования представленного проекта приказа в Аналитическое управление направляется письмо с объяснением причин отказа от согласования представленных материалов.
4.8. Возникшие разногласия при согласовании представленного проекта приказа и материалов подлежат урегулированию в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения Аналитическим управлением обоснования причин отказа от согласования.
При невозможности снятия разногласий в указанный срок Аналитическое управление исключает из проекта приказа формы отчетности и материалы, по которым возникли разногласия. При этом, если в проекте приказа имеются формы и материалы к ним, по которым отсутствуют разногласия, продолжается согласование проекта приказа в отношении оставшихся форм отчетности.
Исключенные формы отчетности и материалы к ним подлежат включению Аналитическим управлением в новый проект приказа после урегулирования разногласий.
Приложение N 1
к Порядку проведения работы
по подготовке к утверждению форм
статистической налоговой отчетности
и форм сведений ФНС России,
а также организации их автоматизации
Реестр заявок для автоматизации форм отчетности
Код СП ЦА
Наименование СП ЦА, ответственного за разработку и методологию отчетности
Индекс формы
Наименование формы статистической налоговой отчетности
N заявки в системе управления требованиями
Статус заявки
Примечание (комментарии)
1
2
3
4
5
6
7
Приложение N 2
к Порядку проведения работы
по подготовке к утверждению форм
статистической налоговой отчетности
и форм сведений ФНС России,
а также организации их автоматизации
Пояснительная записка
N п/п
Вносимые изменения
Основания для внесения изменений