НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ ФНС РФ от 30.12.2004 N САЭ-3-24/189@ "Об утверждении Методических рекомендаций для налоговых органов по осуществлению учета и использованию в контрольной работе сведений об открытии (закрытии) счетов и изменении номеров счетов"

"Об утверждении Методических рекомендаций для налоговых органов по осуществлению учета и использованию в контрольной работе сведений об открытии (закрытии) счетов и изменении номеров счетов"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2004 г. N САЭ-3-24/189@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОТКРЫТИИ (ЗАКРЫТИИ) СЧЕТОВ
И ИЗМЕНЕНИИ НОМЕРОВ СЧЕТОВ
В целях соблюдения требований части первой Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для налоговых органов по осуществлению учета и использованию в контрольной работе сведений об открытии (закрытии) счетов и изменении номеров счетов.
2. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести утвержденные настоящим Приказом Методические рекомендации до нижестоящих налоговых органов.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Т.В. Шевцову.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
А.Э.СЕРДЮКОВ
Приложение
к Приказу Федеральной
налоговой службы
от 30 декабря 2004 г. N САЭ-3-24/189@
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕТА
И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОТКРЫТИИ
(ЗАКРЫТИИ) СЧЕТОВ И ИЗМЕНЕНИИ НОМЕРОВ СЧЕТОВ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации для налоговых органов по осуществлению учета и использованию в контрольной работе сведений об открытии (закрытии) счетов и изменении номеров счетов (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях единообразия учета налоговыми органами сведений об открытии (закрытии) счетов и изменении номеров счетов и проведения проверки соблюдения банками, организациями и индивидуальными предпринимателями обязанностей, установленных пунктом 2 статьи 23, пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 52 (часть I), ст. 5037), статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2003, N 52 (часть I), ст. 5037), пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3431; 2003, N 52 (часть I), ст. 5037), пунктом 14 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2585; 2004, N 10, ст. 864), пунктом 20 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 43, ст. 4238; 2004, N 10, ст. 864).
1.2. Под банками в настоящих Методических рекомендациях понимаются: кредитные организации (их филиалы); учреждения Банка России, обслуживающие счета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и осуществляющие банковские операции по обслуживанию клиентов, перечень которых установлен статьей 48 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
1.3. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе, выданных:
- по формам N 09-1-2 и N 09-2-2 <*> (с 10.04.04);
- по формам N 12-1-7 и N 12-2-4 <**> (до 10.04.04).
------------------------------------
<*> В соответствии с приложениями N 3 и N 8 к Приказу МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке, снятии с учета юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004, N 5685).
<**> В соответствии с приложениями N 14 и N 24 к Приказу МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.1998, N 1664).
Счета иностранным и международным организациям и дипломатическим представительствам, осуществляющим деятельность в Российской Федерации через отделения и представительства, открываются банками при предъявлении свидетельства об учете в налоговом органе, выданного по форме N 2401 ИМД <*>, в котором указаны ИНН и КПП.
------------------------------------
<*> В соответствии с приложением N 8 к Приказу МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000, N 2258).
Счета иностранным и международным организациям, не имеющим отделений в Российской Федерации, открываются банками при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выданного по форме N 2402 ИМ <*>, в котором указаны КИО и КПП.
------------------------------------
<*> В соответствии с приложением N 9 к Приказу МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000, N 2258).
1.4. Формы бланков "Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" (далее - Сообщение), "Информационного письма налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета" (далее - Информационное письмо), "Извещения банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка" (далее - Извещение) утверждены Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласованным с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2004, N 5978) <*>.
------------------------------------
<*> До вступления в силу указанного Приказа следовало руководствоваться Приказом МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/179@ "Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления" (приложения 1, 2 и 4).
1.5. В целях обеспечения организации работы по учету и контролю налоговых органов в отношении сведений о счетах в банках необходимо на постоянной основе:
- вести список банков, состоящих на учете в налоговом органе;
- выдавать и вести учет номеров бланков Сообщений;
- обеспечивать банки бланками Сообщений (при необходимости);
- вести учет фактов представления банками Сообщений;
- вести учет движения документов, возникающих при документообороте при представлении банками Сообщений, Извещений.
2. Процедура ведения списка банков,
состоящих на учете в налоговом органе
2.1. В составе информационных ресурсов налогового органа ведется список банков, которые состоят на учете в данном налоговом органе.
2.2. В списке банков должны быть заполнены:
- ОГРН (основной государственный регистрационный номер);
- ИНН/КПП банка;
- наименование банка;
- КПП филиала банка;
- БИК (банковский идентификационный код);
- номер корреспондентского счета в Главном территориальном управлении Банка России;
- контактный телефон по вопросам открытия счетов;
- адрес банка с указанием адреса электронной почты;
- дата постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе банка;
- дата приостановления (возобновления) действия лицензии на осуществление банковской деятельности;
- дата отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.
2.3. Для каждого банка, включенного в указанный список, в установленном порядке заводится дело по учету движения бланков Сообщений. В дело подшиваются:
- копия письма о направлении банку Приказа МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласованного с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2004, N 5978);
- сведения о потребности банка в бланках Сообщений (диапазоне номеров бланков);
- сопроводительные письма к переданным банку бланкам Сообщений (предоставленному диапазону номеров бланков);
- каждое поступившее уведомление налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета (часть 2 бланка Сообщения);
- другие документы по вопросу открытия (закрытия) счетов и изменения номеров счетов.
3. Процедура обеспечения банков бланками
(диапазоном номеров бланков) Сообщений
3.1. Сведения о потребности банка в бланках Сообщений рекомендуется представлять по форме, приведенной в Приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
3.2. При возникновении сомнения в возможности выдачи банку бланков Сообщений, предоставлении диапазона номеров бланков (например, известен факт отзыва или приостановления действия лицензии на осуществление банковской деятельности) налоговый орган вправе письменно обратиться за разъяснениями по данному вопросу в соответствующее территориальное подразделение Банка России.
3.3. Учет и контроль сведений о потребности банка в бланках Сообщений (диапазоне номеров бланков) ведется автоматизированным способом с использованием программных средств налогового органа.
3.4. Рекомендуется регулярная выдача банкам бланков Сообщений или диапазона номеров бланков Сообщений в объеме их месячной потребности. Выдача налоговым органом согласованного количества бланков осуществляется в срок не более трех дней с момента регистрации соответствующих Сведений о потребности банка в бланках.
3.5. Выдача банку бланков (диапазона номеров бланков) Сообщений сопровождается письмом с указанием количества, серии и диапазона номеров бланков Сообщений, передаваемых банку.
После регистрации письма в соответствии с установленным порядком делопроизводства оригинал указанного письма выдается представителю банка, который на визовом экземпляре делает надпись "Получено на руки", указывает свою фамилию, имя, отчество и ставит свою подпись и дату. Сведения с оформленного таким образом письма заносятся в базу данных налогового органа. Визовой экземпляр письма подшивается в дело банка по учету движения бланков сообщения.
3.6. При изготовлении бланков Сообщений необходимо учитывать следующее:
- серия бланка должна состоять из шести знаков (четыре знака - код налогового органа по СОУН и два знака - последние цифры года) и оставаться неизменной в течение всего года;
- нумерация бланков является сквозной и непрерывной в пределах серии;
- номер бланка должен состоять из шести знаков (таким образом, серия и номер бланка содержат двенадцать знаков). Номер бланка, выданный налоговым органом в пределах одного управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, может быть одинаковым, при этом полный номер (серия и номер бланка) является уникальным (например, 774405 000001, 771805 000001);
- номер бланка в каждом территориальном налоговом органе является уникальным и не подлежит повторному использованию;
- ОГРН, БИК, ИНН, КПП банка формируются на основе информационных ресурсов налоговых органов по учету налогоплательщиков (в случае готовности банка самостоятельно изготавливать бланки Сообщений указанные реквизиты заполняются банком на основании данных, содержащихся в свидетельстве о государственной регистрации и в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе);
- с нового календарного года не подлежат применению бланки Сообщений (диапазоны номеров бланков), имеющие серии предыдущего календарного года.
3.7. Налоговые органы изготавливают бланки Сообщений программными средствами, имеющимися в налоговых органах. Бланки Сообщений изготавливаются налоговым органом, в котором банк состоит на налоговом учете по месту своего нахождения (нахождения филиала), и предоставляются банку (филиалу банка) по его письменной заявке.
3.8. Банки после каждой операции открытия (закрытия) банковского счета клиенту (налогоплательщику) в установленный законодательством срок направляют в налоговый орган по месту учета налогоплательщика - клиента банка не отделенные друг от друга заполненные часть 1 и часть 2 Сообщения. При этом заполненная часть 3 бланка Сообщения хранится в банке.
3.9. Налоговые органы ведут учет диапазонов номеров выдаваемых банку бланков Сообщений и не должны допускать выдачу банку бланков, содержащих совпадающие номера в пределах серии.
Одному номеру бланка Сообщения должна соответствовать одна операция открытия (закрытия) счета налогоплательщику - клиенту банка.
3.10. В случае открытия счета для обслуживания обособленного подразделения юридического лица банк в соответствии со статьей 86 НК РФ направляет Сообщение в налоговый орган по месту нахождения юридического лица. Налоговый орган по месту нахождения юридического лица в срок не более чем 3 дня с момента получения Сообщения направляет копию Сообщения в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения; последний подшивает копию Сообщения в учетное дело организации по месту нахождения обособленного подразделения.
3.11. При получении налоговым органом по месту нахождения организации - крупнейшего налогоплательщика Сообщения об открытии (закрытии) счета в банке, представленного в соответствии со статьей 23 и статьей 86 НК РФ, копия такого Сообщения в срок не более чем 3 дня с момента получения направляется в налоговый орган по месту учета организации - крупнейшего налогоплательщика.
4. Порядок учета Сообщений в налоговом
органе по месту нахождения (месту жительства)
налогоплательщика - клиента банка
4.1. В целях контроля за своевременностью уведомления налогоплательщиком - клиентом банка налогового органа об открытии (закрытии) счета должностное лицо налогового органа вносит сведения о поступлении частей бланка Сообщения в базу данных налогового органа.
4.2. Если в ходе сверки налоговым органом выявлены расхождения в реквизитах между Сообщением банка и сообщением налогоплательщика об открытом (закрытом) ему счете, необходимо предпринять действия по выяснению причины указанных расхождений.
4.3. В целях обеспечения контроля со стороны налоговых органов по месту учета банка за своевременностью представления банком Сообщения должностное лицо налогового органа по месту учета налогоплательщика - клиента банка, получив не отделенные друг от друга часть 1 и часть 2 Сообщения, незамедлительно:
- заполняет часть 2 Сообщения, в том числе путем переноса соответствующих сведений из части 1 Сообщения, и направляет часть 2 Сообщения в налоговый орган по месту учета банка. Если банк и налогоплательщик - клиент банка состоят на учете в одном налоговом органе, то должностное лицо налогового органа передает часть 2 Сообщения должностному лицу налогового органа по принадлежности для выполнения необходимых контрольных мероприятий;
- подшивает в дело налогоплательщика часть 1 Сообщения;
- заносит в базу данных налогового органа дату отправки части 2 Сообщения и способ уведомления налогового органа.
4.4. Налоговый орган по месту учета налогоплательщика не позднее рабочего дня, следующего за днем получения Сообщения (Извещения), обеспечивает регистрацию сведений, содержащихся в Сообщении (Извещении), в базе данных налогового органа, а также формирование и направление Информационного письма в банк (об изменении номера счета делает отметку в учетном деле налогоплательщика). Сведения о счетах, содержащиеся в информационном ресурсе "Банковские счета" местного уровня не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, подлежат включению в состав ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
4.5. При вводе и обработке данных, содержащих сведения о счетах налогоплательщиков, необходимо проконтролировать соответствие информации, содержащейся в представленных документах, и информации, содержащейся в базе данных, а также проверить правильность ввода ключевых показателей: БИК, ИНН, КПП и ОГРН банка, ИНН, КПП и ОГРН (ОГРНИП) налогоплательщика - клиента банка, серия и номер свидетельства о государственной регистрации, серия и номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе/свидетельства об учете в налоговом органе, дата открытия (закрытия) счета, номер счета и других.
4.6. Извещение помещается в "Папку учета извещений банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка". В случае, если Извещение представлено банком по счету (счетам) одного налогоплательщика, копия Извещения помещается в учетное дело налогоплательщика.
5. Процедура учета поступления
части 2 Сообщения от налогового органа по месту нахождения
(месту жительства) налогоплательщика в налоговом органе
по месту учета банка
5.1. В целях учета расходования бланков Сообщений и контроля за фактом и своевременностью представления Сообщений налоговый орган, в котором банк состоит на учете по месту своего нахождения (нахождения филиала), ведет учет поступления уведомлений налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета (заполненная часть 2 Сообщения) от налоговых органов по месту учета налогоплательщиков.
5.2. Должностное лицо налогового органа, в котором банк состоит на учете по месту своего нахождения (нахождения филиала), получив Уведомление налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета (часть 2 Сообщения), вносит сведения, содержащиеся в нем, в базу данных налогового органа и подшивает указанное Уведомление в дело банка по учету движения бланков Сообщений.
6. Учет сведений, поступающих
от банков и налоговых органов в электронном виде
по телекоммуникационным каналам связи в соответствии
с Приказами МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/180@
и от 30.06.2004 N САЭ-3-24/401@
6.1. При работе со сведениями о счетах юридического лица и индивидуального предпринимателя, поступающих (передаваемых) от банков и налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налоговые органы:
- руководствуются Приказом МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/180@ "О направлении информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи";
- руководствуются Порядком электронного обмена между налоговыми органами информацией об открытии, закрытии (изменении номеров) банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляемой банками в налоговые органы (приложение N 1 к Приказу МНС России от 30 июня 2004 г. N САЭ-3-24/401@ "О введении в промышленную эксплуатацию программно-технического комплекса "Банковские счета");
- применяют Руководство пользователя по работе с программным комплексом;
- ежедневно в конце рабочего дня обеспечивают мониторинг электронного обмена сведениями о счетах по журналам регистрации, включая анализ выявленных ошибок по протоколам и контроль наличия ответной части (Информационного письма) на каждое полученное Сообщение (мониторинг осуществляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика);
- ежедекадно обеспечивают мониторинг электронного обмена сведениями о счетах по электронным журналам регистрации, включая анализ выявленных ошибок по протоколам и контроль наличия ответной части (Информационного письма) на каждое Сообщение (мониторинг осуществляется налоговым органом, в котором банк состоит на налоговом учете по месту своего нахождения (нахождения филиала), и управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации (межрайонной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных));
- обязаны распечатывать на бумажном носителе и помещать в учетное дело налогоплательщика часть 1 "Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета", полученную в электронном виде.
6.2. При работе с информацией о банках, имеющих картотеку неоплаченных расчетных документов клиентов на перечисление обязательных платежей в бюджет, допускающих несвоевременное перечисление платежей клиентов в бюджет, находящихся в процессе реструктуризации или конкурсного производства, к которым Банком России применена мера воздействия в виде ограничения на осуществление операций по перечислению платежей в бюджет, информацией о выставленных инкассовых поручениях (распоряжениях), о приостановлении операций по счетам, налоговые органы:
- руководствуются Порядком электронного обмена между налоговыми органами информацией о банках, имеющих картотеку неоплаченных расчетных документов клиентов на перечисление обязательных платежей в бюджет, допускающих несвоевременное перечисление платежей клиентов в бюджет, находящихся в процессе реструктуризации или конкурсного производства, к которым Банком России применена мера воздействия в виде ограничения на осуществление операций по перечислению платежей в бюджет, информацией о выставленных инкассовых поручениях (распоряжениях), о приостановлении операций по счетам, налоговые органы (приложение N 2 к Приказу МНС России от 30 июня 2004 г. N САЭ-3-24/401@ "О введении в промышленную эксплуатацию программно-технического комплекса "Банковские счета");
- используют указанную информацию при осуществлении контрольных мероприятий в соответствии с Методическими рекомендациями МНС России по организации работы налоговых органов по проведению контрольных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений, связанных с исполнением банками (филиалами) расчетных документов на перечисление обязательных платежей клиентов в бюджетную систему Российской Федерации (доведены письмом МНС России от 19.12.2003 N ШС-14-24/139дсп);
- используют указанную информацию при осуществлении контрольных мероприятий в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке осуществления контроля налоговыми органами за своевременностью исполнения банками поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени (доведены письмом МНС России от 22.08.2003 N ШС-14-24/90дсп@).
6.3. При формировании, ведении и использовании информационного ресурса "Банковские счета" налоговые органы:
- руководствуются Приказом МНС России от 27.02.2004 N БГ-3-15/160 "О создании информационного ресурса "Банковские счета";
- обеспечивают ведение территориального информационного ресурса "Банковские счета", в том числе регулярно осуществляют анализ полноты и достоверности включенных в информационный ресурс сведений и подготавливают информационные массивы для передачи на вышестоящий уровень. При этом сведения о счетах, содержащиеся в информационном ресурсе "Банковские счета" местного уровня, не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, подлежат включению в состав ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
7. Проверка своевременности представления
сведений о счетах в банках, их достоверности
и использование сведений в контрольной работе
7.1. Рекомендуемая форма, по которой налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели сообщают об открытии или закрытии счетов, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах". Обязательные для представления формы сообщений банком в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей об открытии (закрытии) счета или изменении номеров счетов утверждены Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
7.2. Контроль за фактом и своевременностью представления банками в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов налоговые органы осуществляют на основании имеющихся сведений (данных).
7.3. При недостаточности имеющихся сведений (данных) налоговые органы в соответствии со статьями 31, 86, 87 НК РФ, статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" вправе направлять в банки соответствующие запросы и требования (в том числе и вне рамок налоговых проверок).
7.4. В рамках контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами в отношении банков или налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) по вопросам соблюдения банками и налогоплательщиками обязанностей и установленных законодательством сроков представления сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов, налоговый орган:
- с помощью программных средств формирует списки банков, организаций, индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка представления сведений о счетах, для последующего привлечения к ответственности;
- устанавливается правильность направления банком Сообщения (Извещения) (в налоговый орган по месту учета организации или индивидуального предпринимателя). При неверном адресовании Сообщение (Извещение) подлежит возврату в банк с указанием причины возврата. При этом, если возможно определить налоговый орган, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете, копия Сообщения (Извещения) направляется в указанный налоговый орган;
- уточняются сведения о банке (в соответствии со списком банков), сведения об организации (индивидуальном предпринимателе) (в соответствии с данными, имеющимися у налогового органа);
- проверяется наличие в Сообщении данных серии и номера свидетельства о государственной регистрации (свидетельства о постановке на учет в налоговом органе/свидетельства об учете в налоговом органе) в соответствии с пунктом 1 статьи 86 НК РФ и статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
- сопоставляются дата открытия (закрытия) счета, дата отправления банком Сообщения (не позднее пяти дней после соответствующего открытия (закрытия) счета), дата отправления соответствующего сообщения организацией (индивидуальным предпринимателем) (не позднее десяти дней после открытия (закрытия) счета);
- проводится проверка соблюдения банком пункта 9 статьи 76 НК РФ, в соответствии с которым при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
7.5. Если в ходе сверки налоговым органом выявлены расхождения в сведениях, содержащихся в Сообщении банка и в сообщении организации (индивидуального предпринимателя), или расхождения между сведениями, содержащимися в указанных документах, и сведениями, имеющимися у налогового органа, - необходимо предпринять действия по выяснению причины указанных расхождений, в том числе путем направления в банк запроса об уточнении отдельных реквизитов, предоставлении выписки (копии или распечатки соответствующих файлов, каталогов) из Книги регистрации открытых счетов (которую банк ведет в соответствии с разделом 2 части III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П).
При этом направление запросов налоговых органов в адрес кредитных организаций мотивируется осуществлением мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (письмо МНС России от 27.05.2004 N 24-2-02/410).
7.6. Если налогоплательщик - организация и индивидуальный предприниматель не представил сведения об открытии или закрытии счетов в банке в установленный срок (статья 23 НК РФ), налоговый орган привлекает их к ответственности в соответствии со статьей 118 НК РФ.
7.7. Если банк не представил сведения об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (абзац 2 пункта 1 статьи 86 НК РФ), налоговый орган привлекает банк к ответственности, установленной пунктом 2 статьи 132 НК РФ. Кроме того, в отношении должностного лица банка составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и направляется для рассмотрения в суд.
7.8. Если банк открыл счет организации, индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе/свидетельства об учете в налоговом органе (абзац 1 пункта 1 статьи 86 НК РФ), налоговый орган привлекает банк к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 132 НК РФ. Кроме того, в отношении должностных лиц банка составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 15.7 КоАП РФ, который направляется для рассмотрения в суд.
7.9. Если банк открыл счет организации при наличии у него решения о приостановлении операций по счетам организации (пункт 9 статьи 76 НК РФ), налоговый орган привлекает банк к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 132 НК РФ. Кроме того, в отношении должностного лица банка составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 15.7 КоАП РФ, который направляется для рассмотрения в суд. Одновременно с проверкой соблюдения банком пункта 9 статьи 76 НК РФ рекомендуется проверить соблюдение банком требований пункта 4 статьи 76 НК РФ, при его несоблюдении налоговый орган привлекает банк к ответственности, установленной статьей 134 Кодекса. Кроме того, в отношении должностных лиц банка составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.9 КоАП РФ, который направляется для рассмотрения в суд.
7.10. Особой проверке подлежат сведения, содержащиеся в Извещении, в связи с тем, что в ходе сверки сведений, содержащихся в них, и сведений, которыми располагают налоговые органы, могут быть установлены факты непредставления ранее банком Сообщений.
7.11. При обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении организацией (индивидуальным предпринимателем) нарушений законодательства о налогах и сборах, указанных в пунктах 7.6 - 7.9 настоящих Методических рекомендаций, налоговый орган осуществляет производство в порядке, установленном статьей 101.1 НК РФ. По нарушениям, указанным в пунктах 7.6 - 7.9, в отношении должностного лица банка налоговый орган осуществляет производство в порядке, установленном КоАП РФ.
7.12. В рамках проведения выездной налоговой проверки по одному или нескольким налогам банка - налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), организации (индивидуального предпринимателя) возможна проверка за тот же проверяемый период и вопросов представления (своевременного представления) банком - налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом), организацией (индивидуальным предпринимателем) в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов.
7.13. Включение в выездную налоговую проверку вопросов соблюдения банками, организациями или индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации по представлении в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов целесообразно при получении от правоохранительных, контролирующих и иных органов, а также из обращений граждан (организаций) сведений о счетах, которыми налоговый орган ранее не располагал.
7.14. Сведения о счетах организаций и индивидуальных предпринимателей в банках, которыми располагает налоговый орган, используются:
- при принятии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей) на основании и в порядке, установленных в статье 76 НК РФ;
- при направлении в банк, в котором открыты счета организации (индивидуального предпринимателя), инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов на основании и в порядке, установленном статьей 46 НК РФ;
- при необходимости получения от банков справок, документов и информации по операциям и счетам организаций (индивидуальных предпринимателей) в целях их дальнейшего использования при проведении мероприятий налогового контроля.
8. Особенности организации проверки факта
и своевременности представления банком сведений о счетах
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
8.1. При выявлении факта непредставления (несвоевременного представления) банком сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган проводит контрольные мероприятия в соответствии с разделами 8 и 9 настоящих Методических рекомендаций только при отсутствии указанных сведений, поступивших от банка на бумажном носителе.
8.2. В этом случае налоговый орган в соответствии с договором о совместных действиях по организации и функционированию документооборота по открытию, закрытию счета и изменению номера счета между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заключенным со специализированным оператором связи в рамках Приказа МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/180@ (далее - Договор), направляет соответствующие запросы оператору связи о подтверждении факта (своевременности) представления банком сведений об открытии (закрытии) счета и изменении номеров счетов.
8.3. В случае осуществления указанных проверочных действий налоговым органом самостоятельно в обязательном порядке привлекается специалист специализированного оператора связи. Порядок привлечения специалиста регламентирован статьей 96 НК РФ.
8.4. В разделах 8 и 9 настоящих Методических рекомендаций используются следующие термины и определения:
НОБ - налоговый орган, который выполняет функции по приему и обработке информации об открытии, закрытии (изменении номеров) банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступающей от банков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
специализированный оператор связи (далее - Оператор) - организация, предоставляющая услуги по обмену информацией между банками и налоговыми органами в рамках системы представления информации об открытии, закрытии (изменении номеров) банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
удостоверяющий центр - юридическое лицо, выдающее в соответствии с федеральным законом сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования. Осуществляет по обращениям пользователей сертификатов ключей подписей подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей;
ЭЦП НОБ - электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП), владельцем сертификата ключа которой является должностное лицо налогового органа, который выполняет функции по приему и обработке информации об открытии, закрытии (изменении номеров) банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступающей от банков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, уполномоченное использовать средства электронной цифровой подписи в рамках системы представления информации об открытии, закрытии (изменении номеров) банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
ЭЦП банка - ЭЦП, владельцем сертификата ключа которой является должностное лицо банка, уполномоченное использовать средства электронной цифровой подписи в рамках системы представления информации об открытии, закрытии (изменении номеров) банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
ЭЦП Оператора - ЭЦП, владельцем сертификата ключа которой является должностное лицо Оператора, уполномоченное использовать средства электронной цифровой подписи в рамках системы представления информации об открытии, закрытии (изменении номеров) банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
подтверждение Оператора - электронный документ, формируемый Оператором, в котором указаны дата и время отправки банком в электронном виде Сообщения (Извещения);
раздел хранилища данных в электронном виде, соответствующий Сообщению, - совокупность документов в электронном виде, относящихся к Сообщению, представленному в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, включающая:
- Сообщение, подписанное ЭЦП банка;
- подтверждение Оператора в электронном виде, соответствующее данному Сообщению, подписанное ЭЦП Оператора и заверенное ЭЦП банка (ЭЦП НОБ);
- Информационное письмо и (или) протокол ошибок, подписанные ЭЦП НОБ;
раздел хранилища данных в электронном виде, соответствующий Извещению, - совокупность документов в электронном виде, относящихся к Извещению об изменении номеров банковских счетов клиентов банка, представленному в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, включающая:
- Извещение, подписанное ЭЦП банка и заверенное ЭЦП НОБ;
- подтверждение Оператора в электронном виде, соответствующее данному Извещению, подписанное ЭЦП Оператора.
8.5. В ходе проверки (до начала проверки подлинности ЭЦП) представителю (представителям) банка предоставляется возможность убедиться в работоспособности программного обеспечения, установленного на аттестованном автоматизированном рабочем месте сотрудника налогового органа (возможно использование переносного автоматизированного места типа ноутбук), путем проведения стандартной процедуры тестирования, предусмотренной технической документацией на сертифицированное программное средство проверки подлинности ЭЦП.
8.6. В ходе проведения проверки налоговый орган использует:
1) при установлении факта представления банком Сообщения (Извещения):
- открытый ключ ЭЦП банка и сертификат ключа подписи банка, действительные на момент представления Сообщения, а также дискету (дискеты) с разделом хранилища данных банка, соответствующим данному сообщению;
- открытый ключ ЭЦП НОБ и сертификат ключа подписи НОБ, действительные на момент представления Сообщения, а также дискету (дискеты) с разделом хранилища данных НОБ, соответствующим данному Сообщению;
- электронный архив НОБ, содержащий Сообщения (Извещения) и Информационные письма, и электронный архив банка, содержащий Сообщения (Извещения) и Информационные письма;
2) при установлении действительных даты и времени представления Сообщения (Извещения):
- открытый ключ ЭЦП банка и сертификат ключа подписи банка, действительные на момент представления Сообщения, а также дискету (дискеты) с документами в электронном виде, содержащимися в разделе хранилища данных банка, соответствующем данному Сообщению;
- открытый ключ ЭЦП НОБ и сертификат ключа подписи НОБ, действительные на момент представления Сообщения, являющегося предметом спора, а также дискету (дискеты) с документами в электронном виде, содержащимися в разделе хранилища данных НОБ, соответствующем данному Сообщению;
- электронный архив НОБ, содержащий Сообщения (Извещения) и Информационные письма, и электронный архив банка, содержащий Сообщения (Извещения) и Информационные письма.
8.7. Дополнительно у Оператора запрашиваются открытый ключ ЭЦП Оператора, сертификат ключа подписи Оператора, действительные на момент представления Сообщения, являющегося предметом спора, а также подтверждения Оператора в электронном виде, соответствующие Сообщению, являющемуся предметом спора, хранящиеся в хранилище данных Оператора.
8.8. В том случае, если функции НОБ выполняет управление ФНС России по субъекту Российской Федерации или межрайонная инспекция по централизованной обработке данных, то управление ФНС России по субъекту Российской Федерации или межрайонная инспекция по централизованной обработке данных в целях проведения контрольных мероприятий обязаны обеспечить предоставление налоговому органу, в котором состоит на учете по месту своего нахождения банк, открытый ключ и сертификат ключа подписи НОБ и подписи Оператора.
9. Особенности проведения проверки факта
и своевременности представления банком сведений о счетах
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
9.1. Проводится определение принадлежности и актуальности сертификатов ключа подписи НОБ и самого банка, а при необходимости и сертификата ключа подписи Оператора. Каждый представленный сертификат ключа подписи должен быть действителен на момент представления Сообщения, являющегося предметом спора, т.е. должны выполняться следующие условия:
а) срок действия сертификата ключа подписи не истек;
б) действие сертификата ключа подписи не приостановлено;
в) сертификат ключа подписи не аннулирован.
9.2. Определение принадлежности, актуальности и целостности открытых ключей ЭЦП НОБ и самого банка, а при необходимости и открытого ключа ЭЦП Оператора. Проверка принадлежности, актуальности и целостности открытого ключа ЭЦП проводится путем визуального сравнения распечатки данного открытого ключа и соответствующих реквизитов, зафиксированных в сертификате ключа подписи.
При положительном результате сравнения проверенные открытые ключи ЭЦП принимаются к использованию в дальнейшей работе проверяющим.
9.3. Осуществляется проверка соответствия идентификатора сообщения, представленного банком, с идентификатором сообщения, имеющегося в налоговом органе.
9.4. При отрицательном результате проверок по любому из пунктов 9.1, 9.2, 9.3 настоящих Методических рекомендаций дальнейшая проверка не проводится. Банк подлежит привлечению к установленной ответственности.
9.5. В случае положительного результата проверок в соответствии с пунктами 9.1, 9.2, 9.3 настоящих Методических рекомендаций проводится непосредственно сама проверка и анализ представленного в электронном виде Сообщения (Извещения) в следующем порядке:
1) НОБ не получено Сообщение (Извещение). При этом банк представляет документы, подтверждающие факт представления Сообщения (Извещения):
- налоговый орган рассматривает Сообщение (Извещение), подписанное ЭЦП банка и заверенное ЭЦП НОБ, и осуществляет проверку подлинности данного Сообщения (Извещения) в электронном виде путем проверки подлинности ЭЦП банка и ЭЦП НОБ;
- если в результате проверки будет установлена подлинность данного Сообщения (Извещения) в электронном виде, предъявленного банком, такое Сообщение (Извещение) считается представленным. При этом налоговый орган обязан осуществить внесение и учет сведений о таком счете в свою базу данных;
- если проверка подлинности ЭЦП НОБ или ЭЦП банка под Сообщением (Извещением) в электронном виде, предъявленным банком, дает отрицательный результат, такое Сообщение (Извещение) считается не представленным. В этом случае банк подлежит привлечению к установленной законодательством ответственности;
2) НОБ направил в банк в электронном виде Информационное письмо. По данным банка Информационное письмо не получено:
- налоговый орган осуществляет сверку подлинности Информационного письма налогового органа о получении Сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета (протокол ошибок при обработке сообщения) в электронном виде, подписанное ЭЦП НОБ и заверенное ЭЦП банка, в электронном виде путем проверки подлинности ЭЦП НОБ и ЭЦП банка;
- если в результате проверки будет установлена подлинность данного Информационного письма (протокола ошибок) в электронном виде, такое Информационное письмо (протокол ошибок) считается полученным банком;
- если проверка подлинности ЭЦП НОБ или ЭЦП банка под Информационным письмом (протоколом ошибок) в электронном виде дает отрицательный результат, такое Информационное письмо (протокол ошибок) считается не полученным банком;
3) НОБ не направлял в банк Информационное письмо. Банк предоставляет сведения о том, что Информационное письмо им получено:
- налоговый орган осуществляет рассмотрение Информационного письма (протокола ошибок) в электронном виде, подписанное ЭЦП НОБ и заверенное ЭЦП банка, путем проверки подлинности ЭЦП НОБ и ЭЦП банка;
- если в результате проверки будет установлена подлинность данного Информационного письма (протокола ошибок) в электронном виде, предъявленного банком, такое Информационное письмо (протокол ошибок) считается направленным налоговым органом в банк. При этом налоговый орган обязан осуществить внесение и учет Информационного письма в свою базу данных;
- если проверка подлинности ЭЦП НОБ или ЭЦП банка под Информационным письмом (протоколом ошибок) в электронном виде, предъявленным банком, дает отрицательный результат, такое Информационное письмо (протокол ошибок) считается не направленным налоговым органом в банк;
4) в НОБ Сообщение (Извещение) поступило с нарушением сроков. По сведениям банка Сообщение (Извещение) направлено своевременно:
- налоговый орган осуществляет рассмотрение подтверждения Оператора в электронном виде, подписанное ЭЦП Оператора и заверенное ЭЦП банка, соответствующее Сообщению, посредством проверки подлинности ЭЦП Оператора и ЭЦП банка;
- если в результате проверки будет установлена подлинность данного подтверждения Оператора в электронном виде, предъявленного банком, такое Сообщение (Извещение) считается представленным в срок, указанный в данном подтверждении Оператора;
- если проверка подлинности ЭЦП НОБ или ЭЦП банка под подтверждением Оператора в электронном виде, предъявленным банком, соответствующим оспариваемому Сообщению, дает отрицательный результат, такое Сообщение считается представленным с нарушением сроков. В этом случае банк подлежит привлечению к установленной законодательством ответственности.
9.6. Проверка подлинности ЭЦП осуществляется посредством стандартной процедуры, предусмотренной технической документацией на сертифицированное программное средство проверки подлинности электронных цифровых подписей. Проверка осуществляется в присутствии специалиста Оператора и представителя банка.
Приложение
к Методическим рекомендациям
для налоговых органов
по осуществлению учета
и использованию в контрольной
работе сведений об открытии
(закрытии) счетов и изменении
номеров счетов
                              Представляется в ___________________
                                                  (наименование
                                                налогового органа)
                              ____________________________________
                              ____________________________________
                              ____________________________________

                                    ┌──┬──┬──┬──┐
                                  N │  │  │  │  │
                                    └──┴──┴──┴──┘
                                (код налогового органа)

                             Сведения
          о потребности банка в бланках "Сообщение банка
             налоговому органу об открытии (закрытии)
                        банковского счета"

Наименование банка _______________________________________________
                            (полное наименование банка,
                             филиала/представительства,
__________________________________________________________________
           учреждения Центрального банка Российской Федерации)
адрес банка ______________________________________________________
             (адрес банка, филиала/представительства, учреждения
__________________________________________________________________
             Центрального банка Российской Федерации)
    ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐               ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
БИК │ │ │ │ │ │ │ │ │ │          ОГРН │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
    └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘               └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘

    ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐              ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
ИНН │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │          КПП │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
    └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘              └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘

              ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
N корр. счета │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
              └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
┌───────────┬────────────┬──────────────┬───────────┬────────────┐
│  Остаток  │  Получено  │Израсходовано │В том числе│ Необходимо │
│бланков на │  бланков в │  бланков в   │   брак    │ бланков на │
│дату заявки│ предыдущем │  предыдущем  │           │ __________ │
│           │   месяце   │    месяце    │           │(месяц, год)│
├───────────┼────────────┼──────────────┼───────────┼────────────┤
│     1     │      2     │      3       │     4     │     5      │
├───────────┼────────────┼──────────────┼───────────┼────────────┤
│           │            │              │           │            │
└───────────┴────────────┴──────────────┴───────────┴────────────┘
______________________________________________  ______  __________
 (наименование должности представителя банка)   (дата)   (подпись)