НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

<Письмо> Минфина СССР от 13.04.1990 N 51 "О переводе театров и концертных организаций страны на новые условия хозяйствования" (вместе с "Положением об условиях и оплате труда работников театров", утв. Минкультуры СССР 17.08.1989, "Положением об условиях и оплате труда работников в концертных организациях", утв. Минкультуры СССР 09.06.1989)

"О переводе театров и концертных организаций страны на новые условия хозяйствования" (вместе с "Положением об условиях и оплате труда работников театров", утв. Минкультуры СССР 17.08.1989, "Положением об условиях и оплате труда работников в концертных организациях", утв. Минкультуры СССР 09.06.1989)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ПИСЬМО
от 13 апреля 1990 г. N 51
О ПЕРЕВОДЕ
ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАНЫ
НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Министерство финансов СССР в дополнение к ранее разосланным материалам сообщает для сведения и руководства:
Положение о переводе театров страны на новые условия хозяйствования, одобренное Комиссией по совершенствованию планирования, управления и хозяйственного механизма от 22 ноября 1988 г., протокол N 136, раздел III (Приложение 1);
Положение о переводе концертных организаций страны на новые условия хозяйствования, одобренное Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма от 6 декабря 1988 г., протокол N 138, раздел II (Приложение 2);
Положение об условиях и оплате труда работников театров, утвержденное Министерством культуры СССР 17 августа 1989 г. и Союзом театральных деятелей СССР 10 августа 1989 года по согласованию с Министерством финансов СССР и ЦК профсоюза работников культуры (Приложение 3);
Положение об условиях и оплате труда работников в концертных организациях, утвержденное Министерством культуры СССР 9 июня 1989 г. по согласованию с Министерством финансов СССР и ЦК профсоюза работников культуры (Приложение 4).
Заместитель Министра финансов СССР
В.Г.ПАНСКОВ
Заместитель начальника Отдела
финансирования социального развития
Л.А.ЛЫСЕНКО
Приложение 1
к письму Министерства финансов СССР
от 13 апреля 1990 г. N 51
Одобрено
Комиссией по совершенствованию планирования,
управления и хозяйственного механизма
от 22 ноября 1988 г., протокол N 136,
раздел III
О ПЕРЕВОДЕ ТЕАТРОВ СТРАНЫ НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
В целях дальнейшего повышения идеологической и социальной роли театрального искусства, усиления его воздействия на формирование у советских людей коммунистического мировоззрения, эстетических взглядов и высокой общественной активности, развития инициативы театральных коллективов, повышения их ответственности за достижения высоких результатов работы при рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также учитывая итоги проведения комплексного эксперимента по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров:
1. Министерству культуры СССР перевести с 1 января 1989 г. театры системы Министерства на новые условия хозяйствования.
Перевод на новые условия хозяйствования театров, не находящихся в ведении Министерства культуры СССР, осуществляется по решению соответствующих министерств, ведомств и общественных организаций.
2. Установить, что за счет средств государственного бюджета СССР, государственных бюджетов союзных и автономных республик, местных бюджетов по нормативам образуются фонды развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности соответствующих органов управления культурой.
Министерству культуры СССР, Союзу театральных деятелей СССР совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР утвердить порядок образования фондов развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности, а также методические указания по определению дифференцированных нормативов образования этих фондов.
Указанные фонды расходуются на финансирование деятельности театров, концертных организаций и коллективов по установленным для них нормативам бюджетного финансирования, а также целевые творческие заказы по созданию новых спектаклей и концертных программ; проведение гастролей, театрально-концертное обслуживание сельского и детского зрителя, приобретение произведений драматического и музыкального искусства, проведение фестивалей, конкурсов и осуществление других мероприятий, направленных на развитие искусства и совершенствование культурного обслуживания населения.
3. Главной формой планирования и организации деятельности театров является пятилетний план экономического и социального развития с распределением по годам, разрабатываемый и утверждаемый театром самостоятельно на основе территориальных и отраслевых целевых комплексных программ, служащих основой для выдачи театрам исходных данных по формированию ими годовых и пятилетних планов.
При этом особое внимание должно быть уделено достижению высокого идейно-художественного уровня репертуара, повышению занятости художественно-творческого персонала, совершенствованию форм и методов привлечения и обслуживания зрителей, расширению творческих связей с трудовыми коллективами предприятий и учреждений, развитию материально-технической базы театров.
4. Вышестоящие органы управления культурой доводят театрам следующие исходные данные для планирования:
а) контрольные цифры по количеству обслуживаемых зрителей;
б) государственный заказ на ввод в эксплуатацию основных объектов;
в) лимиты государственных централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов;
г) стабильные экономические нормативы:
норматив бюджетного финансирования из фонда развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности в расчете на одного зрителя (до перехода на финансирование по этому нормативу доводится лимит бюджетного финансирования);
норматив образования фонда творческо-производственного и социального развития из хозрасчетного дохода (при форме распределения дохода, предусмотренной подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления);
норматив образования валютного фонда, определяемый в установленном порядке.
Министерству культуры СССР и Союзу театральных деятелей СССР утвердить до 1 января 1989 г. по согласованию с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС методические указания по определению дифференцированных нормативов бюджетного финансирования театров из фонда развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности и порядок применения этих нормативов.
5. Установить, что в доходы театров включаются:
сборы от продажи билетов и прочие доходы от платных услуг населению;
поступления от оказания услуг, проведения работ и мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными организациями;
поступления из фонда развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности;
прочие поступления.
6. Театры по решению трудового коллектива могут применять следующие формы распределения их доходов:
а) по первой форме:
из доходов театра возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, выплаты по обязательствам сторонним организациям (в том числе расчеты с банком, установленные отчисления творческим союзам и ВААПу), после чего формируется хозрасчетный доход коллектива;
из средств хозрасчетного дохода выплачивается основная заработная плата по действующим окладам, тарифным ставкам и расценкам для оплаты труда лиц, работающих в театре на условиях постоянного, срочного и разового договоров. После выплаты основной заработной платы из средств хозрасчетного дохода образуется остаточный доход, который направляется по нормативам, устанавливаемым трудовым коллективом на создание фонда творческо-производственного и социального развития и фонда поощрения. Сумма выплат по основной заработной плате и фонд поощрения составляют единый фонд оплаты труда;
б) по второй форме:
из доходов театра возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, выплаты по обязательствам сторонним организациям (в том числе расчеты с банком, установленные отчисления творческим союзам и ВААПу), после чего формируется хозрасчетный доход коллектива;
единый фонд оплаты труда образуется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда творческо-производственного и социального развития по нормативу, устанавливаемому вышестоящей организацией.
Средства фонда творческо-производственного и социального развития используются театрами с согласия трудовых коллективов на укрепление материально-технической базы, жилищное и культурно-бытовое строительство, прирост норматива собственных оборотных средств, социально-культурные, бытовые и другие нужды коллективов театров.
7. Для решения приоритетных социальных проблем, ликвидации территориальных диспропорций в обеспеченности населения театральными услугами, а также для проведения специальных мероприятий (фестивалей, смотров, конкурсов, создания новых спектаклей и т.п.) органы управления культурой могут выдавать театрам целевые творческие заказы, как правило, на конкурсной договорной основе. В договоре определяются объем, структура и качество работ (услуг), порядок обеспечения материальными и финансовыми ресурсами, предоставления льгот и другие условия. Предусмотренные договором работы (услуги) оплачиваются по централизованно установленным или договорным ценам и тарифам.
Предоставить право государственным и общественным учреждениям и организациям использовать с согласия трудовых коллективов часть средств из фонда социального развития и других фондов аналогичного назначения на финансирование деятельности театров, включая осуществление целевых творческих заказов на договорной основе.
8. Установить, что гастрольная деятельность театров может осуществляться по целевым творческим заказам органов управления культурой или по прямым связям на основе договоров с другими органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями.
Министерству культуры СССР, Союзу театральных деятелей СССР утвердить положение о гастролях.
9. Разрешить руководителям театров по согласованию с профсоюзными комитетами:
определять необходимую численность работников и утверждать штаты;
устанавливать должностные оклады работникам без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений их численности;
устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде (артистам и художественному персоналу - за активную творческую деятельность) и выполнение особо важной работы на срок ее проведения за счет и в пределах единого фонда оплаты труда;
устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей) за счет и в пределах экономии единого фонда оплаты труда, образующейся в связи с высвобождением работников;
определять порядок и размеры премирования работников структурных единиц и подразделений, исходя из эффективности и качества труда конкретных подразделений и работников.
10. Надбавки за активную творческую деятельность (высокие достижения в труде) и размеры премий художественным руководителям (директорам) утверждаются руководителями вышестоящих органов управления культурой при условии достижения театрами высокого уровня творческо-производственной деятельности и выполнения плановых показателей.
11. Предоставить право Министерству культуры СССР и министерствам культуры союзных республик по согласованию с соответствующими союзами театральных деятелей вводить в театрах должность художественного руководителя. Устанавливать должностной оклад художественного руководителя на 20 процентов выше максимальных окладов, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1057 для главного режиссера театра соответствующего жанра.
12. Разрешить театрам приобретать в порядке оптовой торговли, а также через розничную торговую сеть непродовольственные товары, необходимые для осуществления новых и капитально возобновляемых постановок и для эксплуатационной деятельности. Продажа товаров через розничную торговую сеть производится по безналичному расчету, без зачета в лимит мелкого опта, с включением стоимости проданных товаров в выполнение плана розничного товарооборота.
13. Установить, что создание, реорганизация и ликвидация театров местного подчинения производится по решениям исполкомов местных Советов народных депутатов.
Театры-студии создаются, реорганизуются или ликвидируются как на самостоятельных началах, так и по решению предприятия, учреждения, организаций-учредителей. Во всех случаях они регистрируются в исполкоме местного Совета народных депутатов. Финансирование театров-студий осуществляется за счет средств предприятий (организаций)-учредителей или на условиях самоокупаемости.
14. Театры могут пользоваться банковским кредитом. Краткосрочный кредит выдается банком театрам на цели текущей деятельности. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного и социального развития с последующим погашением кредита за счет собственных средств театра.
15. В целях создания коллективам театров равных возможностей и гибкой системы цен разрешить театрам применять надбавки и скидки к действующим ценам на билеты, имея в виду, что размеры этих надбавок и скидок устанавливаются театрами самостоятельно, но не менее 20 процентов билетов на каждый спектакль должны продаваться не выше уровня действующих цен.
Министерству культуры СССР и Союзу театральных деятелей СССР утвердить до 1 января 1989 г. порядок возврата населением билетов в кассы театров вне зависимости от условий их приобретения.
16. Предоставить театрам право самостоятельно заключать контракты с иностранными партнерами на обмен спектаклями, постановочными группами и оказание других услуг.
Средства в иностранной валюте, полученные от реализации контрактов, направляются в валютный фонд театра.
Приложение 2
к письму Министерства финансов СССР
от 13 апреля 1990 г. N 51
Одобрено
Комиссией по совершенствованию управления,
планирования и хозяйственного механизма
от 6 декабря 1988 г., протокол N 138,
раздел II
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЕРЕВОДЕ КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАНЫ НА НОВЫЕ
УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Настоящее Положение разработано в целях дальнейшего развития пропаганды лучших образцов отечественного и мирового музыкального искусства, повышения идейно-художественного уровня концертных программ и номеров, улучшения музыкально-эстетического воспитания и культурного обслуживания населения, совершенствования структуры управления концертной деятельностью, поощрения творческой инициативы и усиления заинтересованности трудовых коллективов концертных организаций в рациональном использовании трудовых, финансовых и материальных ресурсов, росте эффективности и качества работы и их ответственности за ее результаты.
Действие Положения распространяется на концертные организации, объединения музыкальных ансамблей, самостоятельные художественные коллективы и концертные залы системы Министерства культуры СССР <*>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем - "концертные организации".
1. В основу новых условий хозяйствования положены следующие принципы:
сочетание общегосударственной социально-культурной политики с расширением прав и ответственности Советов народных депутатов, органов управления культурой, творческих союзов и других общественных организаций в реализации, а также с самостоятельностью трудовых коллективов концертных организаций в решении основных вопросов творческо-производственной деятельности и социального развития;
переход от преимущественно отраслевого к преимущественно территориальному управлению концертной деятельностью. При этом в распоряжении местных Советов народных депутатов должна находиться основная часть ресурсов, необходимых для обеспечения комплексного и пропорционального развития концертной деятельности, исходя из региональных культурных традиций, потребностей и спроса населения. Органы управления культурой обеспечивают проведение единой идеологической политики в концертных организациях, независимо от их ведомственной подчиненности, организуют разработку и реализацию отраслевых комплексных программ, обеспечивают их необходимыми ресурсами, руководят непосредственно подчиненными им концертными организациями;
приоритетное развитие филармонической деятельности, целенаправленной пропаганды творческих достижений советских композиторов, лучших образцов отечественной и мировой музыкальной культуры и народного творчества, содействие расцвету и взаимному обогащению национальных культур народов СССР, улучшение работы по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества, концертному обслуживанию районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, новостроек, сельской местности;
использование передовых форм хозяйствования, установление тесной зависимости материального и морального стимулирования концертной организации, размера фондов творческо-производственного и социального развития и оплаты труда трудового коллектива, каждого работника от конечных экономических и социальных результатов, качества и эффективности труда.
2. Главной формой планирования и организации деятельности концертных организаций является пятилетний план экономического и социального развития с распределением по годам, разрабатываемый и утверждаемый организацией самостоятельно.
При разработке концертными организациями планов экономического и социального развития коллективов особое внимание должно быть уделено достижению высокого идейно-художественного уровня программ, повышению занятости художественно-творческого персонала, расширению географии культурного обслуживания, совершенствованию форм и методов привлечения слушателей.
В качестве основы для формирования пятилетнего плана концертная организация использует полученные от вышестоящего органа управления культурой исходные данные планирования:
контрольные цифры;
государственные заказы;
долговременные экономические нормативы;
лимиты.
При разработке планов концертные организации учитывают социально-творческие заказы государственных органов, государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий и учреждений.
Концертные организации освобождены от всех видов платежей в бюджет.
3. Контрольные цифры включают:
количество филармонических концертов, концертов для сельского населения, для детей и юношества;
количество слушателей всего, в том числе по филармонической деятельности;
показатели социального развития коллектива концертной организации.
4. Государственные заказы выдаются концертным организациям на ввод в эксплуатацию объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений.
5. Долговременные экономические нормативы утверждаются стабильными на пятилетку с разбивкой по годам и обеспечивают тесную увязку общественных интересов с интересами концертной организации и ее работников.
Концертным организациям утверждаются следующие нормативы:
норматив бюджетного финансирования филармонической деятельности в расчете на один концерт или одного слушателя (до перехода концертных организаций на нормативное финансирование устанавливаются суммы ассигнований на филармоническую деятельность);
норматив образования фонда творческо-производственного и социального развития;
нормативы образования фонда заработной платы и фонда поощрения (для концертных организаций, применяющих первую форму распределения дохода);
норматив образования фонда валютных отчислений от валютной выручки.
6. Лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения текущей деятельности и строительства.
7. Социально-творческие заказы выдаются на виды деятельности, необходимые для реализации важных общественных, государственных, республиканских и территориальных социальных программ, в том числе на развитие филармонической деятельности и музыкально-просветительской работы, проведение фестивалей искусств и музыкальных фестивалей, декад и дней культуры, литературы и искусства, конкурсов, концертов для детей и юношества, концертное обслуживание районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, новостроек, сельской местности, а также на подготовку новых концертных программ.
Социально-творческие заказы выдаются министерствами и ведомствами, советами министров союзных и автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов, государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями. Принятие заказа к исполнению оформляется договором между концертной организацией и заказчиком. В договоре определяются объем, структура и качество услуг, порядок обеспечения материальными и финансовыми ресурсами.
Подготовка и проведение мероприятий по социально-творческому заказу финансируется из средств заказчика.
8. Концертные организации должны широко применять договорные отношения с входящими в их состав филармоническими и эстрадными художественными коллективами на условиях внутреннего хозяйственного расчета (с учетом ассигнований, выделяемых на филармоническую деятельность).
9. Концертные организации могут создавать в установленном порядке на договорной основе в пределах единого фонда оплаты труда (фонда заработной платы) свои отделения (филиалы) в клубных учреждениях, музеях и других учреждениях культуры и искусства, новые художественные коллективы, клубы любителей музыки, студии и кружки музыкально-эстетического воспитания и образования, а также мастерские, объединения и другие хозрасчетные подразделения для оказания услуг неконцертного характера по сопутствующим видам деятельности (производственные мастерские, рекламные бюро, мастерские по ремонту и настройке музыкальных инструментов, студии записи, литературно-музыкальные кафе и т.д.).
10. Основным источником финансирования концертных организаций и театров и реализации социально-творческих заказов являются фонды развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности, создаваемые в Министерстве культуры СССР, госкомитетах и министерствах культуры союзных и автономных республик, главных управлениях и управлениях культуры крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов.
Указанные фонды формируются за счет ассигнований на театральное, музыкальное искусство и концертную деятельность, предусмотренных в Государственном бюджете СССР, государственных бюджетах союзных и автономных республик, местных бюджетах, поступлений от государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций, отдельных граждан и других поступлений.
Эти фонды расходуются на финансирование деятельности театров, концертных организаций и коллективов, целевых творческих заказов по созданию новых спектаклей и концертных программ, развитие филармонической работы, концертное обслуживание сельского и детского зрителя, приобретение произведений драматического и музыкального искусства, проведение фестивалей, конкурсов и осуществление других мероприятий, направленных на развитие и совершенствование культурного обслуживания населения.
Неиспользованные средства фондов остаются в распоряжении органов культуры и изъятию не подлежат.
Порядок формирования и использования фондов развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности утверждается Министерством культуры СССР по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР.
Финансирование концертных организаций из средств фондов развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности осуществляется по установленным нормативам (лимитам) и целевым назначением на проведение конкретных мероприятий по социально-творческим заказам органов культуры.
11. Наряду со средствами фондов развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности концертные организации используют средства, поступающие из других источников:
выручку от проведения платных концертов;
поступления по договорам с другими предприятиями и организациями;
выручку от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования, материалов и других материальных ценностей;
добровольные взносы других предприятий, кооперативов и общественных организаций;
добровольные взносы граждан;
прочие доходы и поступления.
Поступление концертной организации средств из указанных источников не является основанием для уменьшения размера ассигнований из фонда развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности.
Все поступающие из различных источников средства включаются в доход концертной организации и составляют ее единый фонд финансовых средств.
12. Концертные организации образуют следующие фонды:
фонд творческо-производственного и социального развития;
единый фонд оплаты труда (фонд заработной платы и фонд поощрения);
фонд валютных отчислений.
Отчисления в фонды производятся ежеквартально.
Накопленные концертными организациями средства фондов изъятию не подлежат и могут использоваться в последующие периоды.
Распределение средств фондов на нужды коллектива осуществляется в соответствии со сметами, одобренными трудовым коллективом и утвержденными совместным решением директора и профсоюзного комитета.
13. Концертная организация по решению трудового коллектива может применять следующие формы распределения дохода:
при первой форме концертная организация выплачивает заработную плату работникам за счет фонда заработной платы, образуемого по установленному нормативу к доходу, возмещает материальные и приравненные к ним затраты, производит расчеты по обязательствам сторонним организациям, выплачивает проценты за кредит. Образовавшийся после этих расчетов остаточный доход поступает в распоряжение трудового коллектива. Из остаточного дохода по установленным нормативам формируются фонд творческо-производственного и социального развития и фонд поощрения. В фонд поощрения, кроме того, могут быть перечислены средства в размере не использованной экономии по фонду заработной платы (в пределах сверхпланового остаточного дохода), а также средства, передаваемые в этих целях другими предприятиями и организациями;
при второй форме концертная организация возмещает материальные и приравненные к ним затраты, производит расчеты по обязательствам сторонним организациям, выплачивает проценты за кредит. Образовавшийся хозрасчетный доход поступает в распоряжение трудового коллектива. Остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда творческо-производственного и социального развития, определяемого по установленному нормативу к хозрасчетному доходу, составляет единый фонд оплаты труда концертной организации.
14. В целях повышения эффективности труда, усиления коллективной заинтересованности и ответственности за результаты работы концертные организации широко применяют прогрессивные формы организации и стимулирования труда.
Руководителям концертных организаций предоставлено право по согласованию с профсоюзными комитетами:
утверждать штатное расписание и устанавливать должностные оклады работникам без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и соотношения численности работников, определять общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав;
устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения и условия работы за счет и в пределах единого фонда оплаты труда (фонда заработной платы). Размеры надбавок устанавливаются не более чем на один год, в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества концертных программ и улучшение условий их эксплуатации, увеличение зрительской аудитории, рост доходов. Надбавки за высокие достижения в труде директорам и художественным руководителям концертных организаций устанавливаются руководителями вышестоящих по подчиненности органов управления культурой при условии достижения концертными организациями высокого уровня творческо-производственной деятельности и выполнения плановых заданий.
Указанные надбавки уменьшаются, либо отменяются полностью при ухудшении показателей работы. В связи с введением указанных надбавок выплата других надбавок и доплат к окладам (ставкам) работников не производится;
применять коллективную и другие прогрессивные формы организации и оплаты труда для всех категорий работников с распределением надтарифной части заработной платы по коэффициентам трудового участия;
вводить единую схему тарифных ставок артистов, дирижеров, лекторов-искусствоведов (музыковедов) независимо от их жанровой принадлежности в пределах действующей схемы;
применять оплату труда творческих работников на договорных индивидуальных условиях;
определять порядок и размеры премирования работников структурных единиц и подразделений, исходя из эффективности и качества труда конкретных подразделений и работников, в пределах единого фонда оплаты труда (фонда поощрения) дифференцированно и без ограничения премий максимальным размером.
Отменяется порядок резервирования премий, предусмотренный пунктом 25 постановления Совета Министров СССР от 18 ноября 1982 г. N 970.
15. Концертным организациям предоставляется право с учетом потребностей и спроса населения устанавливать надбавки в размере до 50% и скидки к действующим ценам на билеты.
16. Концертным организациям предоставляется право приобретать через оптовую и розничную торговую сеть (включая комиссионные магазины) непродовольственные товары, необходимые для их эксплуатационной деятельности, осуществления новых постановок. Продажа товаров производится по безналичному расчету, без зачета в лимит мелкого опта, с включением стоимости проданных товаров в выполнение плана розничного товарооборота.
17. Концертные организации пользуются банковским кредитом. Краткосрочный кредит выдается банком концертной организации на цели текущей деятельности. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного и социального развития с последующим погашением кредита за счет собственных средств концертной организации.
18. Производственно-творческая деятельность концертных коллективов (организаций) других министерств и ведомств, творческих союзов и общественных организаций осуществляется применительно к настоящему Положению по решению их вышестоящих органов.
Приложение 3
к письму Министерства финансов СССР
от 13 апреля 1990 г. N 51
Утверждаю
Заместитель Министра культуры СССР
П.И.ШАБАНОВ
17 августа 1989 г.
Секретарь Правления Союза
театральных деятелей СССР
В.И.ШАДРИН
10 августа 1989 г.
Согласовано
Заместитель Министра финансов СССР
В.Г.ПАНСКОВ
Секретарь ЦК профсоюза
работников культуры
В.М.КРУПИЦКИЙ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ И ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТЕАТРОВ
I. Общие положения
1. Действие настоящего Положения распространяется на все государственные театры страны независимо от ведомственной подчиненности, работающие в новых условиях хозяйствования.
2. Вопросы, не предусмотренные настоящим Положением, регламентируются Основами законодательства СССР о труде и кодексами законов о труде союзных республик, нормативными актами, издаваемыми органами управления культурой, а также актами, принимаемыми самими театрами в пределах их компетенции (правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры и т.п.).
II. Организация и оплата труда
3. Круг обязанностей работников театров в соответствии с их специальностями, квалификацией и должностями определяется квалификационно-должностными характеристиками, должностными инструкциями и другими действующими правилами и положениями.
4. Тарификация творческого персонала, т.е. установление категорий и размеров должностных окладов в соответствии с действующими схемами, производится администрацией на основании решения художественного совета театра по согласованию с профсоюзным комитетом в пределах единого фонда оплаты труда.
На основании принятого решения администрацией в недельный срок должен быть издан приказ об установлении работнику категории и оклада.
В случае несогласия с принятым решением творческий работник вправе обратиться повторно в художественный совет театра. Повторное решение является окончательным.
Тарификация творческих работников действительна только на время работы в данном театре и может изменяться совместным решением администрации и художественного совета по согласованию с профсоюзным комитетом.
Тарификация производится на основе оценки профессиональной квалификации, исполнительского мастерства и сценических данных каждого творческого работника во всех случаях, когда для этого возникают основания. По результатам тарификации категории и оклады могут быть как повышены, так и понижены.
В случае творческо-производственной необходимости администрация театра по согласованию с профсоюзным комитетом имеет право принимать решение об установлении временных условий оплаты труда вновь принимаемым на работу творческим работникам на срок до трех месяцев без решения художественного совета.
5. Для работников театров, на которых не распространяются межотраслевые и отраслевые нормы времени и выработки, администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом могут быть введены нормы выступлений, нормы постановок, нормы времени (обслуживания) и нормированные производственные задания.
6. Оплата труда работников театров производится в соответствии со схемами должностных окладов, группами по оплате труда руководящих работников, утвержденными в установленном порядке.
Оплата труда на договорных индивидуальных условиях может применяться для творческих работников театров, работающих на условиях срочного договора или принятых на время выполнения определенной (разовой) работы.
7. Руководителям театров предоставлено право по согласованию с профсоюзными комитетами:
определять необходимую численность работников и утверждать структуру и штаты;
устанавливать должностные оклады работникам без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений их численности;
применять коллективную и другие прогрессивные формы организации и оплаты труда для всех категорий работников с распределением надтарифной части заработной платы по коэффициентам трудового участия;
устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей) за счет и в пределах экономии единого фонда оплаты труда, образующейся в связи с высвобождением работников;
устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде (артистам и художественному персоналу - за активную творческую деятельность) и выполнение особо важной работы на сроки ее проведения за счет и в пределах единого фонда оплаты труда.
Надбавки максимальным размером не ограничиваются и устанавливаются решением руководства и профсоюзного комитета (для творческих работников совместно с художественным советом) на срок не более года, в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества спектаклей и улучшение условий их эксплуатации, увеличение зрительской аудитории, рост доходов.
Указанные надбавки уменьшаются либо отменяются полностью при ухудшении показателей работы.
В связи с введением вышеназванных надбавок и доплат выплата других надбавок и доплат (кроме установленных территориальных надбавок) к должностным окладам (ставкам) работников не производится;
определять порядок и размеры премирования работников структурных единиц и подразделений, исходя из эффективности и качества труда конкретных подразделений и работников, в пределах единого фонда оплаты труда дифференцированно и без ограничения премий максимальным размером.
8. Надбавки за активную творческую деятельность (высокие достижения в труде) и размеры премий художественным руководителям (директорам) утверждаются руководителями вышестоящих органов управления культурой при условии достижения театрами высокого уровня творческо-производственной деятельности и выполнения плановых заданий.
9. Разовые выступления, постановки и другая работа, временно выполняемая приглашенными работниками, оформляется трудовым договором с оплатой за фактически выполненную работу, исходя из действующих должностных окладов и ставок авторского вознаграждения с учетом принятого театром порядка установления норм выступлений и постановок, надбавок и оплаты на договорных индивидуальных условиях.
В таком же порядке оформляется и оплачиваемая работа штатных работников театров, выполняемая по месту основной работы, не входящая в круг их прямых обязанностей.
Указанная работа не является совместительством.
Работникам, выполняющим с разрешения администрации театра работу в другой организации с освобождением от работы в своем театре или при выезде на гастроли в другие театрально-зрелищные предприятия, заработная плата по месту основной работы не сохраняется (кроме видов работ, за время выполнения которых заработная плата сохраняется в установленном порядке). В отдельных случаях за ними может быть сохранена заработная плата по месту основной работы при условии выполнения обязанностей по основной работе.
Театры могут привлекать на срок до трех месяцев авторов пьес и композиторов музыкальных спектаклей для работы над спектаклями.
Размер оплаты труда авторов устанавливается на уровне должностного оклада режиссера-постановщика (дирижера).
10. Театр обязан за свой счет предоставлять работникам сценические, репетиционные и производственные помещения, оборудование, аппаратуру, инструменты и весь необходимый реквизит и принадлежности для выполнения обусловленной работы, обеспечивать их материалами для подготовки репертуара, сценическими костюмами, транспортом, помещением для отдыха при выездных спектаклях.
Театры компенсируют работникам, участвующим в организации и проведении спектаклей, в установленном порядке расходы за амортизацию и транспортировку принадлежащих им музыкальных инструментов, аппаратуры, сценических костюмов, обуви и реквизита и другого имущества, используемого в производственных целях.
11. Для покрытия личных расходов работников в период нахождения их в гастрольной поездке, независимо от ее продолжительности, выплачиваются суточные в порядке, установленном действующим законодательством для служебных командировок.
При возвращении работников с выездного спектакля позднее 24 часов им выплачиваются суточные (за одни сутки).
Администрация театра обязана предоставить работникам в период гастролей за счет театра помещение для жилья.
За счет средств театра производятся расходы по проезду к месту гастролей и обратно в порядке, установленном для служебных командировок.
Работники, не участвующие в гастрольной поездке, могут быть переведены администрацией театра на другую работу с учетом их специальности и квалификации на весь период гастролей с сохранением за ними средней заработной платы.
В случаях, когда администрация не может предоставить такую работу, оплата простоя производится в установленном законодательством порядке.
12. Режим работы театров определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Нормальная продолжительность рабочей недели в театрах составляет 41 час.
Работники театров могут быть вызваны на работу не более двух раз в день в интервале с 6 до 22 часов.
13. К работникам с ненормированным рабочим днем относятся работники, характер деятельности которых не позволяет строго регламентировать их рабочее время (директора, их заместители, художественные руководители, руководители структурных подразделений, дирижеры, режиссеры, отдельные категории служащих и др.).
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем утверждается в соответствии с установленным законодательством порядком.
Для работников театров, деятельность которых непосредственно связана с проведением и обслуживанием спектаклей и репетиций (артисты, костюмеры, гримеры, контролеры билетов, гардеробщики, монтировщики сцены, электроосветители, водители, занятые в выездных и гастрольных спектаклях и др.), устанавливается суммированный месячный учет рабочего времени при условии, чтобы продолжительность работы за месяц не превышала нормального числа рабочих часов.
14. Работникам театров должен предоставляться через каждые шесть дней работы еженедельный непрерывный отдых (выходной день) продолжительностью не менее 42 часов.
Для работников артистического, художественного, руководящего и обслуживающего персонала, а также рабочих, непосредственно участвующих в проведении спектаклей и репетиций, еженедельный непрерывный отдых должен быть не менее 36 часов.
15. Работа в выходные дни запрещается за исключением случаев проведения спектаклей на гастролях, в дни школьных каникул, а также в случаях производственной необходимости в период работы на стационаре.
В указанных случаях работникам предоставляется компенсация в соответствии с действующим законодательством.
Так же компенсируются выходные дни, полностью совпадающие со временем нахождения в пути во время гастролей или при выездных спектаклях.
Привлечение к работе в дни еженедельного отдыха допускается только по письменному распоряжению администрации с разрешения профсоюзного комитета.
16. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Работникам, которые ко дню ухода коллектива в отпуск не проработали 11 месяцев, отпуск может быть предоставлен авансом одновременно со всеми работниками.
Очередной отпуск артистам устанавливается продолжительностью 24 рабочих дня.
Работникам с нормированным рабочим днем ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 15 рабочих дней.
Рабочим и служащим моложе 18 лет ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью один календарный месяц.
Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до 12 рабочих дней; при этом общая продолжительность отпуска не может превышать 24 рабочих дня.
Продолжительность дополнительного отпуска по данной должности устанавливается администрацией театра по согласованию с профсоюзным комитетом.
Рабочим и младшему обслуживающему персоналу, работа которых связана с проведением и обслуживанием спектаклей и репетиций, за сокращение еженедельного отдыха по производственной необходимости предоставляются дополнительные дни отдыха, но не более 9 рабочих дней, которые по согласованию с администрацией присоединяются к ежегодному отпуску, либо используются в другой период.
III. Охрана труда
17. Администрация обязана обеспечить соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха, правил охраны труда, техники безопасности противопожарной безопасности, производственной санитарии на основе действующих положений, инструкций и правил. Особые условия труда отдельных категорий работников театра должны быть оговорены в коллективном договоре, заключаемом между администрацией и трудовым коллективом.
18. Окончание работ по проведению спектаклей и репетиций позже 24 часов не допускается.
Выступление подростков должно заканчиваться не позже 22 часов.
Не допускается использование в ведущих (главных) партиях артистов-вокалистов (солистов) музыкальных театров в двух спектаклях в один день или в течение более двух дней подряд.
19. При переводе в соответствии с врачебным заключением на другую, более легкую работу беременных женщин (артисток - на производственно-творческую работу) и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на другую работу в случае невозможности выполнения прежней работы за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.
Не допускается привлечение к работам в выходные дни и направление на гастроли и выездные спектакли беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до двух лет.
Женщины, имеющие детей в возрасте от двух до восьми лет, освобождаются по их просьбе от участия в гастрольных поездках и временно переводятся на работу по специальности или другую производственно-творческую работу по месту постоянного жительства с сохранением за ними средней заработной платы.
20. Артистки-вокалистки, артистки хора, балета, артистки театров кукол и мимического ансамбля в период физиологических изменений женского организма освобождаются от участия в спектаклях на 3 дня. В этих случаях такие дни засчитываются в число рабочих дней.
Артистки могут привлекаться в указанные дни для участия в репетициях без исполнения танцев, пения и другой работы, требующей физического напряжения.
Освобождение от работы в этот период сверх указанных сроков может производиться только на основании справки медицинского учреждения.
21. Запрещается перевозить работников театров в гастрольных поездках и на выездные спектакли в автомашинах, не оборудованных для перевозки людей, груженных имуществом или не имеющих системы подогрева салона в холодное время года.
Привлечение артистов к выступлениям в спектаклях в помещении или на открытом воздухе при температуре воздуха ниже +16 градусов по Цельсию допускается только с согласия артиста и по согласованию с профсоюзным комитетом.
Приложение 4
к письму Министерства финансов СССР
от 13 апреля 1990 г. N 51
Утверждаю
Заместитель Министра культуры СССР
П.И.ШАБАНОВ
9 июня 1989 г.
Согласовано
Заместитель Министра финансов СССР
В.К.СЕНЧАГОВ
Секретарь ЦК профсоюза
работников культуры
В.М.КРУПИЦКИЙ
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УСЛОВИЯХ И ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ
В КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
I. Общие положения
1. Действие настоящего Положения распространяется на государственные концертные организации, объединения музыкальных ансамблей, самостоятельные художественные коллективы и концертные залы системы Министерства культуры СССР <*>, работающие в новых условиях хозяйствования.
--------------------------------
<*> В дальнейшем - "концертные организации".
2. Вопросы, не предусмотренные настоящим Положением, регламентируются Основами законодательства СССР о труде и кодексами законов о труде союзных республик, нормативными актами, издаваемыми органами государственного управления, а также актами, принимаемыми самими концертными организациями в пределах их компетенции (правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры и т.п.).
II. Организация и оплата труда
3. Для реализации поставленных задач концертные организации привлекают в установленном порядке к концертной работе собственные творческие силы, а также артистов и художественный персонал театров, кино, цирка, телевидения и радиовещания, членов творческих союзов, профессорско-преподавательский состав и учащихся учебных заведений культуры и искусства, участников художественной самодеятельности и других творческих работников независимо от места их основной работы.
Участие в концертной деятельности работников, привлекаемых концертными организациями на время выполнения разовой работы, включая штатных работников этой организации, не является совместительством.
4. Круг обязанностей работников концертных организаций определяется при заключении с ними трудовых договоров в соответствии с их специальностью, квалификацией и должностями по квалификационным должностным характеристикам, должностным инструкциям и другим действующим правилам и положениям.
5. Тарификация творческого персонала, т.е. установление в соответствии с действующими схемами должностных окладов, расчетных и концертных ставок, а также надбавок за творческие достижения, производится администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом на основании решения художественного совета в пределах единого фонда оплаты (фонда заработной платы).
При проведении тарификации должны учитываться идейно-художественный уровень концертных программ и номеров и объем выполняемой работы, в связи с чем оклады, ставки и надбавки за творческие достижения могут быть повышены либо понижены независимо от сроков проведения предыдущей тарификации.
В случае несогласия с решением художественного совета творческий работник вправе обратиться повторно в художественный совет концертной организации. Повторное решение является окончательным.
Приказ об установлении работнику оклада, ставки, надбавки издается администрацией не позднее трехдневного срока после решения художественного совета.
Установленные тарификацией условия и оплата труда творческих работников действительны только на время работы в данной концертной организации.
Для творческих работников, в том числе принятых в концертную организацию на условиях срочного договора или для выполнения разовой работы, может применяться на срок, установленный соглашением сторон, оплата труда на договорных индивидуальных условиях. При этом размер оплаты в трудовом договоре может устанавливаться в определенной сумме либо в процентах от доходов (сборов). Во всех указанных случаях выплата производится в пределах единого фонда оплаты (фонда заработной платы).
В случае творческо-производственной необходимости администрация концертной организации по согласованию с профсоюзным комитетом имеет право принимать решение об установлении условий оплаты труда отдельным творческим работникам, привлеченным на разовые работы, без решения художественного совета.
6. Количество выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей, период расчета по заработной плате артистов (месячный, квартальный, полугодовой) определяются администрацией организации по согласованию с профсоюзным комитетом.
7. В целях повышения идейно-художественного уровня концертных программ и охраны труда творческих работников для художественного персонала концертных организаций применяются охранные нормы постановок, утвержденные в установленном порядке.
В охранную норму постановок засчитываются только законченные и принятые в установленном порядке в течение данного календарного года концертные программы и номера.
Капитальное возобновление программы засчитывается за 0,5 единицы нормы.
Капитальным считается возобновление программ, ранее находившихся в репертуаре концертной организации, связанное для режиссера (балетмейстера) со значительным изменением режиссерского плана и вводом ряда новых исполнителей, для художника - с изменением оформления программы не менее, чем на 50%.
Работа, выполняемая сверх охранных норм, подлежит дополнительной оплате в порядке, установленном руководителем концертной организации по согласованию с профсоюзным комитетом.
8. Для работников концертных организаций, на которых не распространяются межотраслевые и отраслевые нормы времени и выработки, администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом могут быть введены нормы выступлений, нормы времени (обслуживания) и нормированные производственные задания.
9. Для расчетов с артистами и дирижерами художественных коллективов за выступления на гастролях за рубежом применяются охранные нормы выступлений, утвержденные Министерством культуры СССР 29 ноября 1978 г. по согласованию с Госкомтрудом СССР, Минфином СССР и ВЦСПС.
10. Оплата труда работников концертных организаций производится на основе действующего законодательства и в соответствии со схемами должностных окладов, расчетных и концертных ставок.
11. Руководителям концертных организаций предоставлено право по согласованию с профсоюзными комитетами:
утверждать штатное расписание и устанавливать должностные оклады работникам без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и соотношения численности работников, определять общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав;
применять коллективную форму организации и оплаты труда для всех категорий работников с распределением надтарифной части заработной платы по коэффициентам трудового участия, а также другие прогрессивные формы, порядок применения которых разрабатывается концертной организацией с учетом межотраслевых методических рекомендаций;
вводить следующую единую схему тарифных ставок артистов, дирижеров, лекторов-искусствоведов (музыковедов) независимо от их жанровой принадлежности в пределах имеющегося единого фонда оплаты труда (фонда заработной платы):
Месячные расчетные ставки (в руб.)
Концертные ставки за выступления в смешанных или сольных концертах (в руб.)
Артисты высшей категории, дирижеры ...........
200 - 350
30 - 90
Артисты первой категории ................................
150 - 200
15 - 30
Артисты второй категории ................................
90 - 150
5 - 15
Артисты вспомогательного состава .................
75; 80
4 - 5
При этом для исчисления размера гарантии по заработной плате для всех артистов - концертных исполнителей, дирижеров, лекторов-искусствоведов (музыковедов) применяются месячные расчетные ставки.
В концертных организациях, не применяющих единую схему тарифных ставок, действуют утвержденные в установленном порядке расчетные и концертные ставки, дифференцированные в зависимости от жанров исполнителей (пункты 1, 2 Положения об оплате артистов - концертных исполнителей за выступления в концертах и гастрольные выступления в спектаклях, утвержденные приказом Минкультуры СССР от 02.06.86 N 237 по согласованию с Госкомтрудом СССР, Минфином СССР и ВЦСПС).
12. В целях усиления материальной заинтересованности работников в росте эффективности и качества работы руководителям концертных организаций предоставлено право по согласованию с профсоюзным комитетом устанавливать работникам надбавки за высокие производственные и творческие достижения и условия работы за счет и в пределах единого фонда оплаты труда (фонда заработной платы).
Указанные надбавки включают в себя надбавки за высокие производственные показатели, музыкальное и художественное руководство, совмещение жанров, игру на нескольких музыкальных инструментах, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, гастрольную надбавку и т.д.
Надбавки за высокие достижения в труде директорам и художественным руководителям концертных организаций устанавливаются руководителями вышестоящих по подчиненности органов управления культурой при условии достижения концертными организациями высокого уровня творческо-производственной деятельности и выполнения плановых заданий.
13. Размеры надбавок устанавливаются не более чем на год, в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества концертных программ и улучшение условий их эксплуатации, увеличение зрительской аудитории, рост доходов.
В связи с введением вышеназванных надбавок выплата других надбавок и доплат (кроме установленных территориальных надбавок) к должностным окладам (ставкам) работников не производится.
Указанные надбавки в установленном порядке уменьшаются, либо отменяются полностью при ухудшении показателей работы.
14. Руководителям концертных организаций предоставлено право по согласованию с профсоюзными комитетами определять порядок и размеры премирования работников структурных единиц и подразделений, исходя из эффективности и качества труда конкретных подразделений и работников, в пределах единого фонда оплаты труда (фонда поощрения) дифференцированно и без ограничения премий максимальным размером.
Условия и порядок премирования руководителей концертных организаций определяются вышестоящим органом культуры по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза.
15. Заработная плата артистам - концертным исполнителям выплачивается в течение первых месяцев расчетного периода за фактическое количество выступлений, но не менее гарантии в размере 75 процентов месячной расчетной ставки.
Выплата гарантии производится только в случае, если невыполнение установленного планового количества выступлений произошло не по вине концертного исполнителя.
Окончательный расчет по заработной плате производится по результатам работы в целом за квартал одновременно с выплатой заработной платы за последний его месяц.
Заработная плата исполнителю за последний месяц квартала определяется как разница между его заработком за весь расчетный период и фактически выплаченной суммой в течение предыдущих месяцев и не может быть менее гарантии и установленного минимального размера заработной платы.
Артистам, приглашенным для участия в концертах в разовом порядке, заработная плата выплачивается за фактическое количество выступлений без обеспечения гарантированной оплаты.
16. Администрация концертной организации может освобождать артистов от выступлений в концертах и переводить их по представлению художественного совета на репетиционный период с выплатой заработной платы в размере 100% должностного оклада или месячной расчетной ставки.
17. Разовые выступления, постановки и другая работа, выполняемая приглашенными работниками, оформляется трудовым договором. При этом оплата производится за фактически выполненную работу, исходя из установленных в данной концертной организации окладов, расчетных и концертных ставок, а также других тарифов с учетом принятого концертной организацией порядка установления надбавок, оплаты на договорных индивидуальных условиях.
В таком же порядке осуществляется разовая работа штатных работников концертной организации, не входящая в круг их прямых обязанностей, но выполняемая по месту основной работы.
18. Концертная организация обязана за свой счет предоставлять работникам сценические, репетиционные и производственные помещения, оборудование, аппаратуру, инструменты и весь необходимый реквизит и принадлежности для осуществления обусловленной работы, обеспечивать их материалами для подготовки репертуара, рекламой, сценическими костюмами, транспортом, жильем на гастролях и помещениями для отдыха при выездных концертах.
Концертные организации компенсируют работникам, привлекаемым к организации и проведению концертов, в установленном порядке расходы по найму жилья, а также расходы по найму и амортизации используемых в производственных целях принадлежащих работникам музыкальных инструментов, аппаратуры, сценических костюмов, транспортных средств и другого имущества.
19. Работники, не участвующие в гастрольной поездке своего коллектива, могут быть переведены администрацией концертной организации на другую работу с учетом их специальности и квалификации на весь период гастролей.
В случаях, когда администрация не может предоставить такую работу, оплата простоя производится в порядке, установленном трудовым законодательством.
20. Если артисты, входящие в состав концертного коллектива, или участники отдельного номера не могут работать из-за временного отсутствия партнеров (болезнь, отъезд на гастроли и т.д.), администрация концертной организации имеет право направить с их согласия на работу по специальности в соответствии с их квалификацией в другие театрально-зрелищные предприятия, организации, ансамбли, коллективы, при необходимости предоставив им по решению художественного совета репетиционный период, или перевести на простой с оплатой в соответствии с законодательством.
21. Условия и оплата труда нештатных уполномоченных по распространению билетов и нештатных организаторов концертов регулируются соответствующими положениями.
22. Режим работы концертных организаций определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Нормальная продолжительность рабочей недели в концертных организациях составляет 41 час.
Работники концертных организаций могут быть вызваны на работу не более двух раз в день в интервале с 6.00 до 22.00.
23. К работникам с ненормированным рабочим днем относятся работники, характер деятельности которых не позволяет строго регламентировать их рабочее время (директора концертных организаций, их заместители, художественные руководители, руководители структурных подразделений, дирижеры, режиссеры и др.).
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем утверждается Министерством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры.
24. Для работников концертных организаций, деятельность которых непосредственно связана с проведением и обслуживанием концертов и репетиций (артисты, костюмеры, гримеры, контролеры билетов, гардеробщики, монтировщики сцены, электроосветители, водители, занятые в выездных и гастрольных концертах, и др.), устанавливается суммированный месячный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за месяц не должна превышать обусловленного законодательством числа рабочих часов.
25. Работникам концертных организаций должен предоставляться через каждые шесть дней работы еженедельный непрерывный отдых (выходной день) продолжительностью не менее 42 часов.
Для работников артистического, художественного, руководящего и обслуживающего персонала, а также рабочих, непосредственно участвующих в проведении концертов и репетиций, допускается сокращение еженедельного непрерывного отдыха, но этот отдых должен быть продолжительностью не менее 36 часов.
Артистам - концертным исполнителям допускается предоставление еженедельного выходного дня по индивидуальной договоренности.
26. Работа в выходные дни запрещается за исключением случаев проведения концертов на гастролях, в дни школьных каникул, а также в случаях производственной необходимости в период работы на стационаре (изменение программы, замена заболевшего исполнителя и т.д.).
В указанных случаях работникам предоставляется компенсация в соответствии с действующим законодательством.
Так же компенсируются выходные и праздничные дни, полностью совпадающие со временем нахождения в пути во время гастролей или при выездных концертах.
Привлечение к работе в данном случае допускается только с разрешения профсоюзного комитета.
27. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Работникам художественных коллективов, которые ко дню ухода коллектива в отпуск не проработали 11 месяцев, отпуск может быть предоставлен авансом одновременно со всеми другими работниками коллектива.
Очередной отпуск артистам устанавливается продолжительностью 24 рабочих дня.
28. Работникам с нормированным рабочим днем ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 15 рабочих дней.
Рабочим и служащим моложе 18 лет ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью один календарный месяц.
Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до 12 рабочих дней; при этом общая продолжительность отпуска не может превышать 24 рабочих дня.
Продолжительность дополнительного отпуска по данной должности устанавливается администрацией концертной организации по согласованию с профсоюзным комитетом.
Рабочим и младшему обслуживающему персоналу, связанным с проведением и обслуживанием концертов и репетиций, за сокращение еженедельного отдыха по производственной необходимости предоставляются дополнительные дни отдыха, но не более 9 рабочих дней, которые используются работниками по согласованию с администрацией в другой период или присоединяются к ежегодному отпуску (15 рабочих дней).
III. Охрана труда
29. Администрация концертной организации обязана обеспечить соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха, правил охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии на основе действующих положений, инструкций и правил.
30. При переводе в соответствии с врачебным заключением на другую более легкую работу беременных женщин (артисток - на производственно-творческую работу), а также женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет, на другую работу в случае невозможности выполнения прежней работы за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.
31. Не допускается привлечение к работам в выходные дни и направление на гастроли и выездные концерты беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до двух лет.
Женщины, имеющие детей в возрасте от двух до восьми лет, освобождаются по их просьбе от участия в гастрольных поездках.
32. Артистки-вокалистки, артистки хора, балета и танцевальных групп, акробатического и кукольного жанров в период физиологических изменений женского организма освобождаются от участия в концертах на три дня.
В этих случаях такие дни засчитываются в число рабочих дней.
Артистки могут привлекаться в указанные дни для участия в репетициях без исполнения танцев и пения, акробатических номеров и другой работы, требующей физического напряжения. Освобождение от работы в этот период сверх указанных сроков может производиться только на основании справки медицинского учреждения.
33. Запрещается перевозить работников концертных организаций в гастрольных поездках и на выездные концерты в автомашинах, не оборудованных для перевозки людей, груженных имуществом или не имеющих системы подогрева салона в холодное время года, а также не соответствующих характеру переезда (внутригородской, междугородний).
34. Привлечение артистов к выступлениям в концертах в помещении или на открытом воздухе при температуре ниже +16 градусов по Цельсию допускается только с согласия артиста и по согласованию с профсоюзным комитетом с установлением при необходимости надбавок или договорных индивидуальных условий оплаты за условия работы.
В связи с изданием настоящего Положения считать утратившим силу Положение об оплате артистов - концертных исполнителей за выступления в концертах и за гастрольные выступления в спектаклях, за исключением пп. 1 и 2, утвержденное приказом Министерства культуры СССР от 02.06.86 N 237 и согласованное с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС <*>.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Министерства финансов СССР от 8 июля 1986 г. N 118.