НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина России от 31.01.2020 N 09-07-10/6337 "Об административной ответственности должностных лиц"

"Об административной ответственности должностных лиц"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 января 2020 г. N 09-07-10/6337
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство), рассмотрев запрос, поступивший от Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - обращение), в части информации о деятельности Министерства, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
При этом в соответствии с пунктом 7 Положения Министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.
Таким образом, вопросы определения лиц, подлежащих ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации различных отраслей права, не относятся к сфере деятельности Министерства.
Вместе с тем Министерство полагает возможным выразить мнение по поставленным в обращении вопросам.
Виновность лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (в том числе в виде штрафа), подлежит выяснению при производстве по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Установление (предрешение) виновности или невиновности лица законом, постановлением, распоряжением либо иным актом без оценки фактических данных, объяснений и иных, подлежащих выяснению при производстве по делу об административном правонарушении обстоятельств, противоречит имеющей основополагающее значение для защиты прав человека презумпции невиновности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, по мнению Министерства, руководители бюджетных учреждений при надлежащем исполнении своих обязанностей не могут нести ответственность за нарушения, возникшие исключительно из-за недостаточного финансового обеспечения деятельности соответствующих учреждений.
Вместе с тем Министерство полагает, что нарушения упомянутыми в обращении руководителями школ, детских садов, библиотек, влекущие возбуждение дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых находится в компетенции Роспотребнадзора, Рособрнадзора и других контрольных органов, решающих задачи законодательства об административных правонарушениях по защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и другие, недопустимы вне зависимости от объемов финансового обеспечения деятельности учреждений из соответствующего бюджета.
Также полагаем возможным отметить, что согласно части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
А.М.ЛАВРОВ