НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

<Письмо> Минфина России от 30.11.2020 N 02-06-07/104576 "О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу"" (вместе с "Методическими рекомендациями по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу")

"О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу"" (вместе с "Методическими рекомендациями по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу")
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2020 г. N 02-06-07/104576
Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Выплаты персоналу", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 184н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 января 2020 г., регистрационный номер 57383) (далее - СГС "Выплаты персоналу") направляет для руководства Методические указания по применению СГС "Выплаты персоналу".
А.М.ЛАВРОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ "ВЫПЛАТЫ ПЕРСОНАЛУ"
1. Общие положения
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 184н (далее - СГС "Выплаты персоналу"), устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, осуществляемому государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные нефинансовые и финансовые активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).
Положения СГС "Выплаты персоналу" обязательны к применению с 1 января 2021 года при:
ведении бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями, а также государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского учета в соответствии с частью части 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации согласно договору (соглашению) и частью 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (централизованные бухгалтерии) (далее - учреждения, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета учреждений);
раскрытии информации об объектах учета выплат персоналу результатах операций с ними при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе учреждениями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского учета учреждений (централизованными бухгалтериями).
Положения СГС "Выплаты персоналу" применяются одновременно с применением:
- положений Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, если иное не предусмотрено:
другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, применяемыми начиная с 2021 года;
иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности:
нормативными правовыми актами, регулирующими единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации:
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений) и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, в части требований по раскрытию информации об объектах нефинансовых, финансовых активов и обязательств, доходах, расходах при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных (автономных) учреждений:
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
СГС "Выплаты персоналу" устанавливает единые требования:
- к порядку первоначального признания к бухгалтерскому учету объектов учета выплат персоналу - обязанностей и (или) обязательств перед персоналом;
- к порядку последующей оценки в бухгалтерском учете объектов учета выплат персоналу;
- к раскрытию информации об объектах учета выплат персоналу в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
К персоналу в соответствии с СГС "Выплаты персоналу" относятся:
работниками государственных (муниципальных) учреждений;
работниками органов управления государственными внебюджетными фондами;
лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности;
государственные и муниципальные служащие;
работниками государственных (муниципальных) органов, не являющимися государственными гражданскими (муниципальными) служащими;
военнослужащими и приравненными к ним лицами;
сотрудниками органов внутренних дел;
сотрудниками, имеющими специальные звания и проходящими службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации;
физическими лицами, привлекаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров (служебных контрактов, контрактов) или договоров гражданско-правового характера).
При этом выплаты персоналу осуществляются в соответствии с их статусом и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами).
2. Объекты учета выплат персоналу
В соответствии с положениями СГС "Выплаты персоналу" к выплатам персоналу относятся:
расходы субъекта учета на оплату труда персонала,
денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата);
командировочные и иные выплаты, обусловленные статусом персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами)
расходы на оплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию.
Выплаты персоналу включают выплаты, предоставляемые не только персоналу, но и членам их семей и (или) лицам, находящимся на их иждивении
Например, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;
компенсация (возмещение) расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей;
компенсация стоимости медицинских услуг, стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, государственным (муниципальным) служащим, военнослужащим, приравненным к ним лицам и членам их семей, а также путевок их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
При этом выплаты персоналу могут осуществляться в виде денежных выплат и (или) предоставления товаров или услуг либо непосредственно работникам, либо их супругам, детям или другим лицам, находящимся на их иждивении.
Под выплатами в натуральной форме понимается полная либо частичная оплата (компенсация) работодателем товаров, работ и услуг, предоставленных в личное пользование работников (т.е. работники могут использовать по своему усмотрению для удовлетворения своих собственных потребностей или потребностей членов их семей).
Например, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим выплатам в натуральной форме (подстатья 214 "Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме"), поскольку данная выплата осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников в целях стимулирования занятости в определенных местностях;
приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов;
компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
выплата спортсменам, состоящим в штате учреждения, на питание.
Выплаты персоналу делятся на две основные группы:
- текущие выплаты персоналу;
- отложенные выплаты персоналу.
К текущим выплатам персоналу относятся выплаты, по которым у субъекта учета возникает обязательство их осуществить и у которых есть срок исполнения и размеры, установленные законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом).
К отложенным выплатам персоналу относятся выплаты персоналу, обусловленные обязанностью субъекта учета по их осуществлению, величина которых на момент их принятия представляет собой расчетно (документарно) обоснованную оценку обязательства с неопределенным временем (финансовым периодом) их исполнения. Таким образом, в этом случае срок не определен, а размер имеет оценочное значение.
Все эти выплаты персоналу (текущие и отложенные) связаны с исполнением субъектом учета обязательств перед персоналом.
При этом обязательство - это текущая (существующая) задолженность субъекта учета, возникшая в результате прошлых событий, погашение которой приведет к уменьшению ресурсов, содержащих экономические выгоды, при этом прошлое событие, которое ведет к возникновению текущего обязательства, является обязывающим событием. Но чтобы оно выполнялось, погашение такого обязательства должно осуществляться в соответствии с законодательством.
3. Признание (принятие к бухгалтерскому учету) и оценка
при признании объектов учета выплат персоналу
Текущие выплаты персоналу
Объектом учета текущих выплат персоналу являются отдельные денежные обязательства, группируемые по видам обязательств в соответствии с видами расходов, установленными классификацией расходов бюджета бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе выходные пособия, кроме выходных пособий, связанных с реструктуризацией деятельности.
Отражение в учете обязательств, непосредственно связанных с реструктуризацией деятельности, в том числе обязательств по выплате выходных пособий при реструктуризации деятельности, регулируется федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2018 N 124н, и включается в состав резерва по реструктуризации.
Признание объектов учета текущих выплат персоналу в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по факту их начисления осуществляется за период, когда персонал исполнял трудовые функции (возлагаемые на него отдельные полномочия), должностные обязанности, обязанности в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.
Объекты учета текущих выплат персоналу признаются в сумме денежных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в размере, установленном законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом).
Пример группировки принятых денежных обязательств по видам обязательств по текущим выплатам персоналу в соответствии с видами расходов, установленными классификацией расходов бюджета бюджетной классификации Российской Федерации:
1. Приняты обязательства по выплате заработной платы работникам казенных учреждений
Дт хххх ххххх ххххх 111 1 501 13 211 Кт хххх ххххх ххххх 111 1 502 11 211
Признание объектов учета текущих выплат персоналу в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда
Дт хххх ххххх ххххх 111 1 501 11 211 Кт хххх ххххх ххххх 111 1 502 12 211
Дт хххх ххххх ххххх 111 1 401 20 211 Кт хххх ххххх ххххх 111 1 302 11 737
В этом случае видом обязательства по выплате персоналу является расходы субъекта учета на оплату труда персонала (211 - заработная плата), видом расходов (КВР) 111 - Фонд оплаты труда учреждений. Приняты денежные обязательства по выплате заработной платы работникам казенных учреждений
2. Приняты денежные обязательства по выплате работникам учреждений в связи с направлением их в служебную командировку
Дт хххх ххххх ххххх 112 1 501 13 212 Кт хххх ххххх ххххх 112 1 502 11 212
Признание объектов учета текущих выплат персоналу в составе расчетов по принятым обязательствам на командировочные расходы
Дт хххх ххххх ххххх 112 1 501 11 212 Кт хххх ххххх ххххх 112 1 502 12 212
Дт хххх ххххх ххххх 112 1 401 20 212 Кт хххх ххххх ххххх 112 1 302 12 737
В этом случае видом обязательства по выплате персоналу являются командировочные расходы субъекта учета (212 - Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме), видом расходов (КВР) 112 - Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда.
Отложенные выплаты персоналу
Объектом учета отложенных выплат персоналу являются отдельные виды обязанностей по осуществлению выплат персоналу, в том числе выплат персоналу в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) актами органа местного самоуправления о государственном пенсионном обеспечении (за исключением пенсионных выплат из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации), выплат, предусмотренных локальными нормативными актами, в связи с достижением работником установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста и (или) стажа работы (далее - пенсионные и иные аналогичные выплаты персоналу).
При этом выплаты персоналу в виде выходных пособий не относятся к отложенным выплатам персоналу.
Признание объектов учета отложенных выплат персоналу в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу осуществляется в том отчетном периоде, когда персонал исполнял трудовые функции, должностные обязанности, обязанности в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.
Объекты учета отложенных выплат делятся на отложенные выплаты персоналу на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время и предстоящие расходы на пенсионные и иные аналогичные выплаты персоналу.
Объектами учета отложенных выплат персоналу в части предстоящих расходов на оплату отпусков признаются обязательства субъекта учета перед физическим лицом:
- в сумме денежных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время;
- в сумме компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении;
- платежи на обязательное социальное страхование.
Пример отражения в бухгалтерском учете резерва на отпуск персоналу (работникам) учреждений за фактически отработанное время:
1. Принятие отложенных обязательств на выплату отпускных работникам
Дт хххх ххххх ххххх 111 1 501 93 211 Кт хххх ххххх ххххх 111 1 502 99 211
2. Формирование резерва на отпуск за отработанное время
Дт хххх ххххх ххххх 111 1 401 20 211 Кт хххх ххххх ххххх 111 1 401 60 211
3. Принятие текущих обязательств за счет отложенных обязательств по факту оплаты отпускных за фактически отработанное время
Дт хххх ххххх ххххх 111 1 501 13 211 Кт хххх ххххх ххххх 111 1 502 93 211
Одновременно
Дт хххх ххххх ххххх 111 1 502 99 211 Кт хххх ххххх ххххх 111 1 502 11 211
4. Уменьшение созданного резерва на отпуск по факту выплаченных отпускных за фактически отработанное время
Дт хххх ххххх ххххх 111 1 502 11 211 Кт хххх ххххх ххххх 111 1 502 12 211
Дт хххх ххххх ххххх 111 1 401 60 211 Кт хххх ххххх ххххх 111 1 302 11 737
Резерв на отпуск может рассчитываться ежемесячно, ежеквартально или за год, как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время, на дату расчета, и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Методика расчета резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу устанавливается субъектом учета в рамках формирования учетной политики.
Например, расчет резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу может производиться персонифицированно по каждому сотруднику, или в целом по учреждению, или по группам персонала.
При этом в целях проведения расчетов на оплату предстоящих отпусков количество неиспользованных дней отпуска работниками необходимо сверять с данными кадровой службы на дату проведения расчета.
Рассмотрим эти методики.
1. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по каждому работнику из расчета его среднедневного заработка.
Резерв на отпуск определяется по формуле: