МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 февраля 2016 г. N 09-02-05/10922
В заключении Счетной платы Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и в ее представлении по результатам контрольного мероприятия "Проверка и анализ обоснованности показателей проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, нормативной методической базы его формирования" указано на несоответствие формы реестра расходных обязательств Российской Федерации и содержащихся в нем сведений отдельным положениям
Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе в части правовых оснований для возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
В настоящее время Министерством финансов Российской Федерации прорабатываются вопросы формирования реестра расходных обязательств Российской Федерации по уточненной форме.
В целях своевременного формирования базы данных для подготовки реестра расходных обязательств Российской Федерации на 2017 - 2019 годы в новом формате Министерством финансов Российской Федерации разработана и с 10 марта 2016 года будет доступна в единой информационно-аналитической системе сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации электронная форма "Сведения о правовых основаниях для возникновения (принятия) расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета" (прилагается).
Главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо в срок до 1 апреля 2016 года обеспечить анализ и корректировку сведений о правовых основаниях для возникновения (принятия) расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2016 году (далее - сведения), в указанной электронной форме в соответствии с требованиями, приведенными ниже.
Образец заполнения сведений на примере расходных обязательств, исполняемых Министерством финансов Российской Федерации, размещен на сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике: Деятельность/Бюджет/Федеральный бюджет/Вопросы по подготовке распределения бюджетных ассигнований, Сведений о расходных обязательствах, обоснований бюджетных ассигнований и Сведений о сводных показателях государственных заданий.
В графах 2 - 19 сведений должны быть указаны реквизиты и ссылки на положения законодательных актов Российской Федерации или Указов Президента Российской Федерации (нормативные правовые акты первого уровня) и постановлений Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов государственных органов Российской Федерации (нормативные правовые акты второго уровня), являющихся правовыми основаниями для возникновения (принятия) расходных обязательств, руководствуясь следующими требованиями.
Особенности формирования раздела сведений "Правовые основания для возникновения (принятия) расходных обязательств Российской Федерации" в части определения нормативных правовых актов первого уровня (далее - НПА первого уровня).
1. Законодательные акты, регулирующие правоотношения в сфере профильной деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета ("отраслевые" законы) и определяющие уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (при наличии таких норм в "отраслевом" законе), указываются в качестве НПА первого уровня в отношении расходных обязательств по:
- обеспечению функций государственных органов;
- выплатам по оплате труда работников государственных органов;
- закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- предоставлению межбюджетных трансфертов;
- осуществлению бюджетных инвестиций;
- предоставлению субсидий на осуществление капитальных вложений;
- предоставлению субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям;
- иным отдельным видам расходов федерального бюджета.
2. По публичным нормативным обязательствам, обусловленным законодательными актами Российской Федерации или Указами Президента Российской Федерации, указываются соответствующие законы и Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие такие обязательства.
По публичным нормативным обязательствам, обусловленным нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также иным расходным обязательствам по социальному обеспечению и осуществлению выплат населению указываются законодательные акты, регулирующие вопросы предоставления соответствующим категориям лиц социальных пособий, компенсаций или иных выплат, например:
- в части социальной поддержки граждан, имеющих детей - Федеральный закон
от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
- в части социальной поддержки инвалидов - Федеральный закон
от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- в части предоставления грантов - Федеральные законы
от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и
от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. По расходным обязательствам, связанным с осуществлением взносов в международные организации, обусловленным международными договорами Российской Федерации, указываются "отраслевые" законодательные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в конкретной сфере деятельности международной организации, либо федеральные законы о ратификации международных договоров, в случае, если соответствующие договоры подлежат ратификации.
4. Не допускается приведение в качестве основания для возникновения расходных обязательств законодательных актов, носящих процедурный характер или определяющих правовые основы, общие подходы и принципы регулирования:
- правового положения участников гражданского оборота (
Гражданский кодекс Российской Федерации);
- бюджетных правоотношений (
Бюджетный кодекс Российской Федерации), за исключением положений, устанавливающих бюджетные полномочия органов государственной власти;
- трудовых отношений (
Трудовой кодекс Российской Федерации);
- отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (
Налоговый кодекс Российской Федерации);
- деятельности и общих полномочий Правительства Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации");
- обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон
от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
- отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, и оплаты труда гражданских служащих (Федеральный закон
от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");
- осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти функций и полномочий учредителя в отношении государственного учреждения (Федеральный закон
от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");
- общего порядка заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации (Федеральный закон
от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации") и др.
5. Отсутствие в сведениях данных НПА первого уровня по конкретному расходному обязательству свидетельствует о недостаточной обоснованности бюджетных ассигнований.
В этой связи главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо своевременно принять меры по внесению требуемых изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты, подлежащие дальнейшему отражению в реестрах расходных обязательств в качестве оснований для их возникновения (принятия).
6. В случае наличия нескольких НПА первого уровня, обуславливающих правовые основания для принятия расходных обязательств, отражаемых по одному коду классификации (например, обеспечение деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих разнородные функции; осуществление взносов в различные международные организации и т.п.), приводятся все соответствующие НПА первого уровня.
Особенности формирования раздела сведений "Правовые основания для возникновения (принятия) расходных обязательств Российской Федерации" в части определения нормативных правовых актов второго уровня (далее - НПА второго уровня).
1. В качестве НПА второго уровня указываются нормативные правовые акты, наделяющие главных распорядителей средств федерального бюджета полномочиями или функциями по принятию и исполнению конкретных расходных обязательств Российской Федерации, в частности, постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие положения о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в конкретной сфере деятельности.
При этом полномочия, функции и права главного распорядителя средств федерального бюджета как федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности, установленные указанным положением, не должны противоречить полномочиям, обусловленным законодательным актом, приведенным в качестве НПА первого уровня.
2. В сведениях могут отражаться постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие методику или порядок расчета объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств.
Такие постановления должны устанавливать, что бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств предусматриваются в федеральном бюджете соответствующему главному распорядителю средств федерального бюджета.
3. В отношении расходных обязательств, связанных с финансовым обеспечением деятельности подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета государственных учреждений, а также расходных обязательств, исполняемых государственными учреждениями как главными распорядителями средств федерального бюджета, в качестве НПА второго уровня могут быть приведены постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие уставы соответствующих государственных учреждений.
4. В случае если НПА первого уровня, приведенные в сведениях, содержат нормы прямого действия, обуславливающие полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета по финансовому обеспечению исполнения расходных обязательств, которые не требуют дополнительного правового регулирования подзаконными актами, графы 11 - 19 сведений не заполняются.
5. Не допускается приведение в качестве НПА второго уровня договоров (в том числе международных), соглашений, государственных контрактов, заключаемых при осуществлении федеральными органами государственной власти их полномочий, а также договоров (соглашений), заключаемых федеральными казенными учреждениями от имени Российской Федерации.
6. Одному НПА первого уровня может соответствовать несколько НПА второго уровня.
По всем вопросам, связанным с заполнением сведений, следует обращаться к уполномоченным сотрудникам Департамента бюджетной политики Минфина России Сергеевой Марии Владимировне по тел. (495) 983-38-88 доб. 0995 и электронной почте 1061@minfin.ru и Коренькову Ивану Александровичу по тел. (495) 983-38-88 доб. 0923 и электронной почте 1263@minfin.ru.
Заместитель Министра
А.М.ЛАВРОВ
Сведения о правовых основаниях для возникновения (принятия)
расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих
исполнению за счет средств федерального бюджета
┌──────────┐
│ Коды │
├──────────┤
на __________ 2016 г. Дата │ │
├──────────┤
Глава по БК│ │
├──────────┤
по ОКЕИ │ │
└──────────┘
| Правовые основания для возникновения (принятия) расходных обязательств Российской Федерации | Код бюджетной классификации |
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон Российской Федерации, указ Президента Российской Федерации | Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, государственного органа Российской Федерации | код главы по БК | код раздела | код подраздела | Целевая статья | Вид расходов по БК |
реквизиты | статья | реквизиты | статья | программная и непрограммная статья | направление расходов | код | наименование |
программа | подпрограмма | основное мероприятие |
N п/п | вид | дата | номер | наименование | раздел глава | статья | часть пункта | подраздел | абзац | вид | дата | номер | наименование | раздел глава | статья | часть пункта | подпункт | абзац | код | наименованние | код | наименование | код | наименование | код | наименование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
| Глава по БК (код и наименование) |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Руководитель _____________ ___________ ________________________
(уполномоченное им лицо) (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель ___________ __________ _____________________ _________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон)