МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 января 2016 г. N 03-04-03/2920
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение, поступившее из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, по вопросам введения прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц и сокращения в 2015 - 2016 годах заработной платы федеральных государственных гражданских служащих и "чиновников" сообщает.
Ранее, начиная с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года, в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом шкала налоговых ставок пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов (Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"). Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Начиная с 1 января 2001 года, для обложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка в размере 13 процентов. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг),
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, значительно упрощены исчисление и уплата налога, его администрирование налоговыми органами. В свое время данный подход ощутимо повлиял на процесс легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 14 июля 2015 г.) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации
от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее - гражданские служащие, Федеральный закон N 79-ФЗ).
На основании действующего трудового законодательства Российской Федерации выплата заработной платы (денежного содержания) гражданскому служащему производится за фактически отработанное в расчетном периоде время в сроки, установленные для выплаты денежного содержания в соответствии с трудовым договором (служебным контрактом).
С учетом вышеизложенного, удержания из заработной платы работника (гражданского служащего) по инициативе работодателя могут производиться только в случаях, установленных
Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Вместе с тем следует отметить, что на основании положений Федерального закона N 79-ФЗ руководителем федерального государственного органа самостоятельно устанавливается порядок выплаты отдельных составных частей денежного содержания (к примеру, премий за выполнение особо важных и сложных заданий), конкретные размеры и условия осуществления которых четко не установлены, путем издания соответствующих локальных нормативных правовых актов и внесения изменений в них в инициативном порядке.
При этом оптимизация расходов на оплату труда в ходе осуществляемой Правительством Российской Федерации работы по сокращению на 10 процентов бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, не предусматривает снижения установленного размера ежемесячного денежного содержания гражданского служащего и может осуществляться за счет изменений в штатном расписании федеральных государственных органов (замены вакантных должностей на должности с меньшим размером должностного оклада).
Что касается предложения заявителя о сокращении размеров оплаты труда "чиновников", следует отметить, что в рамках корректировки расходов федерального бюджета на период 2015 - 2016 годов Президентом Российской Федерации были приняты решения о сокращении оплаты труда лиц, замещающих государственные должности, а кроме того гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов (Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппарата Счетной палаты Российской Федерации) на 10 процентов.
Заместитель директора
Департамента
Р.А.СААКЯН