МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 декабря 2006 г. N 01-02-01/02-2531
Министерство финансов Российской Федерации по вопросам, связанным с налогообложением бюджетных учреждений в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 года в части уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, докладывает.
В связи с отменой ряда налоговых льгот по главе 30 "Налог на имущество организаций"
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и введением в действие с 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации главы 31 "Земельный налог" Кодекса федеральные органы государственной власти и подведомственные им бюджетные учреждения стали плательщиками налога на имущество организаций и земельного налога. При этом лишь немногие субъекты и органы местного самоуправления наряду с учреждениями, финансируемыми из средств областных или местных бюджетов, предоставили налоговые льготы федеральным бюджетным учреждениям.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона
от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" в составе расходов федерального бюджета зарезервированы средства в объеме 19,7 млрд. рублей на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 года.
Порядок распределения ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога был установлен постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 февраля 2006 г. N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" (далее - постановление).
В соответствии с указанным порядком главные распорядители должны были представить в Минфин России до 28 февраля 2006 г. согласованные с Росимуществом и Роснедвижимостью сводные реестры для расчета налога на имущество организаций и земельного налога бюджетных учреждений на 2006 год (далее - реестры), а также предложения о внесении изменений в роспись расходов федерального бюджета. При этом средства для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за 1 квартал 2006 года должны были выделяться главным распорядителям после проверки представленных в Минфин России реестров.
Однако в указанный срок необходимые материалы были представлены только двумя главными распорядителями (Минфин России и Российская академия живописи, ваяния и зодчества), которым своевременно были выделены средства на уплату налога на имущество организаций. Главным распорядителям, не представившим реестры в установленные Правительством Российской Федерации сроки, бюджетные ассигнования для уплаты налога на имущество и земельного налога не выделялись.
Кроме того, представленные с опозданием реестры для расчета налога на имущество организаций и земельного налога были составлены с нарушением положений налогового законодательства, содержали много технических ошибок, в связи с чем неоднократно возвращались на доработку.
Много жалоб поступало от главных распорядителей и бюджетных учреждений по поводу длительных сроков согласования реестров Росимуществом и Роснедвижимостью.
В целях обеспечения своевременной уплаты налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, Минфином России:
- приказом
от 6 апреля 2006 г. N 117 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" были утверждены формы реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога, по которым главные распорядители должны представлять сведения в Минфин России;
- направлены главным распорядителям письма с разъяснением механизма реализации постановления в части пунктов 18 - 25, определяющих порядок взаимодействия между Минфином России, ФНС России, Росимуществом, Роснедвижимостью и главными распорядителями средств федерального бюджета при составлении и представлении реестров для расчета налога на имущество организаций и реестров для расчета земельного налога, а также требований, предъявляемых к заполнению реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2006 год;
- направлены письма Росимуществу и Роснедвижимости об ускорении согласования подведомственными им территориальными органами реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога бюджетных учреждений на 2006 год;
- проведено совещание с ФНС России по вопросу об обмене информацией между Минфином России и ФНС России, в частности по составу показателей и формам реестров, срокам, согласованы требования к форматам и способам передачи данных, предназначенных для информационного обмена, в электронном виде;
- неоднократно проводились рабочие совещания с представителями Роснедвижимости по вопросу разработки форм реестров для расчета земельного налога бюджетных учреждений на 2006 год;
- ежедневно проводятся консультации бюджетных учреждений, главных распорядителей средств федерального бюджета, направляются письменные разъяснения по вопросам выделения в 2006 году средств федерального бюджета на уплату налога на имущество организаций и земельного налога;
- направлены телефонограммы главным распорядителям об ускорении представления в Минфин России согласованных в установленном порядке реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога бюджетных учреждений на 2006 год.
Несмотря на принятые меры, Минфин России в текущем году не имеет возможности завершить работу по определению объема средств федерального бюджета, необходимого для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в связи с несвоевременным представлением и некачественным оформлением реестров. До настоящего времени в Минфин России продолжают поступать реестры от главных распорядителей.
Учитывая принимаемые налоговыми органами меры по принудительному взысканию недоимки по авансовым платежам по налогам и начисленным пеням, Минфин России был вынужден до рассмотрения представленных реестров выделить главным распорядителям в порядке авансирования средства для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за I и II кварталы текущего года с последующей корректировкой по результатам проверки доработанных с учетом высказанных замечаний реестров. В настоящее время на указанные цели из федерального бюджета выделено 8230267,7 тыс. рублей.
В результате сложилась ситуация, когда отдельные главные распорядители, получив авансом средства для уплаты налогов, не торопятся дорабатывать реестры (Российская академия наук и ее региональные отделения, Роскультура, Росфиннадзор, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Росавиация, Росморречфлот, Роструд, Росгидромет, Российская академия медицинских наук).
Окончательное уточнение росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям с учетом ассигнований, необходимых для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в 2006 году, производится на основании информации ФНС России о суммах фактически начисленных налогов за I квартал 2006 года. Однако Минфин России не имеет возможности сформировать реестры по вышеперечисленным главным распорядителям для отправки в ФНС России по причине отсутствия указанных реестров.
Как показала проверка реестров, расчет налога на имущество организаций и земельного налога производился с нарушением Кодекса, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в части объектов налогообложения, налоговых льгот и налоговых ставок.
В связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 года в реестры для расчета налога на имущество организаций должны быть включены бюджетные учреждения и их обособленные подразделения только в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, научные учреждения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности, то есть в части отмененных льгот.
В действительности в реестры для расчета налога на имущество организаций включались: бюджетные учреждения, не имеющие статуса научных учреждений; учреждения, которые не являются получателями средств федерального бюджета; федеральные государственные унитарные предприятия; общественные организации; включалось имущество, которое не относится ни к объектам социально-культурной сферы, ни к объектам, используемым в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. В реестры также включались бюджетные учреждения, которым средства на уплату налога на имущество выделялись в 2004 году.
До настоящего времени не решен вопрос об отнесении научных центров Российской академии наук и ее региональных отделений, имеющих статус органов управления, к научным организациям, в связи с чем выделение им средств для уплаты налога на имущество организаций возможно только в отношении объектов социально-культурной сферы. Выделение средств на уплату налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого в основной деятельности, возможно после внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 826 "Об утверждении перечня предприятий, учреждений и организаций, подведомственных Российской академии наук" в части уточнения статуса научных центров.
Как уже было сказано, в реестрах допущено много технических ошибок как со стороны бюджетных учреждений, так и со стороны главных распорядителей и согласовывающих органов.
Стоимость имущества и кадастровая стоимость земли по отдельным учреждениям указывалась в рублях, а не в тысячах рублей, в результате чего расчетная стоимость налогов возрастала в 1000 раз (Рособразование, Росгидромет, Минсельхоз России и др.).
Следует отметить, что многие подведомственные Роснедвижимости территориальные управления формально отнеслись к своим обязанностям в процессе согласования реестров бюджетным учреждениям.
В согласованных ими реестрах зачастую отсутствует необходимая информация о земельных участках (категория земель; разрешенное использование; наименование объектов недвижимости, расположенных на земельном участке), не производилась проверка документов, подтверждающих право бюджетного учреждения на пользование земельным участком.
В целях проведения более объективной проверки Минфин России был вынужден запрашивать ксерокопии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, нормативных правовых актов об установлении земельного налога представительных органов муниципальных образований, на территории которых находятся земельные участки (в части объектов налогообложения, налоговых льгот и налоговых ставок) и других документов.
Имели место случаи, когда территориальные управления Роснедвижимости в течение года меняли удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. метра земли в отношении учреждений, подведомственных ГАБТу России, Росжелдору, Росрыболовству, Росгидромету.
Территориальное управление Роснедвижимости по Самарской области подтвердило отделению по Кировскому району г. Самары Управления Федерального казначейства по Самарской области удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. метра земли в сумме 71555,59 руб. (кадастровый N 63:01:0728:002), что вызвало сомнение у Минфина России. По устному запросу Минфина России Роснедвижимость подтвердила, что кадастровая стоимость 1 кв. метра этого участка составляет 7155,59 руб. В данном случае расчетная стоимость земельного налога в реестре была завышена на 3013,9 тыс. рублей.
Территориальное управление Роснедвижимости Ханты-Мансийского автономного округа согласовало ФГУ "Государственный природный заповедник "Малая Сосьва" реестр, в который дважды были включены два земельных участка со ссылкой на одно и то же свидетельство о праве пользования на землю, только в одном случае указывался номер свидетельства, а в другом его серия. В результате расчетная годовая сумма земельного налога была завышена на 237,6 тыс. рублей.
В сводные реестры для расчета земельного налога бюджетных учреждений на 2006 год включались земельные участки, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации.
Поскольку документы, подтверждающие факт предоставления этих участков бюджетным учреждениям не были предоставлены, а сама Российская Федерация в соответствии с положениями пункта 2 статьи 11 и статьи 19 Кодекса не может рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, являться налогоплательщиком, данные участки не принимались к рассмотрению.
Наряду с перечисленными выше организационными и техническими проблемами в процессе рассмотрения представленных главными распорядителями реестров были выявлены следующие неурегулированные правовые вопросы.
Как показала проверка реестров, большая часть бюджетных учреждений не имеет правоустанавливающих документов на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Отсутствие у бюджетных учреждений таких документов на земельные участки главные распорядители объясняют высокой стоимостью землеустроительных работ, а также большим размером государственной пошлины за государственную регистрацию права.
Кроме того, в настоящее время существуют проблемы по применению налогового законодательства, вызванные неоднозначностью отдельных положений земельного законодательства.
С момента вступления в силу главы 31 Кодекса отдельные земельные участки были исключены из числа освобождаемых от налогообложения, другие же наоборот были включены в их состав. То есть полного соответствия между статьей 12 Федерального закона
от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" и главой 31 Кодекса в части необлагаемых налогом земельных участков нет.
С одной стороны статьей
27 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 389 Кодекса определен перечень земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, и не являющихся объектами налогообложения.
С другой стороны отсутствие методики отнесения земельных участков к той или иной категории земель позволяет налоговым органам в разных регионах неоднозначно трактовать законодательство и требовать уплаты налогов налогоплательщиками, обладающими указанными участками.
До настоящего времени не разработана методика отнесения земельных участков, на которых расположены предприятия оборонно-промышленного комплекса, к землям обороны и безопасности и внесения сведений о земельных участках, закрепленных за предприятиями ОПК, в документы государственного земельного кадастра.
Аналогичная ситуация сложилась в отношении земель в пределах лесного, водного фондов.
При оформлении земельных участков зачастую не учитывалось их фактическое использование, в результате чего при расчете суммы земельного налога применяется максимальная ставка.
Считаем недопустимым оформление земельных участков едиными участками землепользования в тех случаях, когда на них расположены объекты, относящиеся к разным категориям земель или к разным видам разрешенного использования.
В частности, речь идет о едином земельном участке (кадастровый номер 54:35:0:0001) площадью 1862,7 га, предоставленном Сибирскому отделению РАН для научно-исследовательской деятельности.
Земельный налог по данному участку рассчитывался исходя из разрешенного использования и ставки налога, установленной для прочих земель 1,45%, и составил 1235,1 млн. рублей.
На данном участке наряду с административными зданиями и прочими объектами (300 га) расположены: жилые дома, объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, включая муниципальный жилой фонд (208 га); участки, занятые городскими лесами, древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, автомобильными дорогами, тротуарами, площадями, улицами, проездами (1354 га).
Решением городского Совета Новосибирска от 25 октября 2005 г. N 105 на территории города Новосибирск установлены дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу в отношении вышеназванных земельных участков, соответственно, 1,45%, 0,2% и 0 процентов.
Таким образом, оформление данного земельного участка единым участком землепользования "выливается" для федерального бюджета дополнительными расходами в сумме 1017,2 млн. рублей.
По сообщению Сибирского отделения РАН их обращение к мэру г. Новосибирска по вопросу выделения земельных участков, являющихся объектами налогообложения с различными налоговыми ставками, в зависимости от их использования, до настоящего времени не нашло решения.
Практика оформления земельных участков единым участком землепользования сложилась во всех регионах и коснулась в той или иной мере всех главных распорядителей. Однако наиболее остро эта проблема стоит перед научными центрами и организациями российских академий наук в силу особенности их создания и наделения земельными участками.
Проверка реестров также показала, что на земельных участках, предоставленных бюджетным учреждениям, располагаются объекты, не имеющие отношения к выполнению возложенных на них функций: дороги общего пользования, магазины, кафе, часовня, гостиницы, жилой фонд с коммуникациями, который до настоящего времени не передан в муниципальную собственность, муниципальный жилой фонд, пруды, парки, бульвары, скверы, мемориальные памятники и ряд других объектов.
Возникает вопрос о степени необходимости обладания такими участками, если только Иркутскому государственному университету путей сообщения на уплату земельного налога за парковую зону площадью 8,9 га требуется 702,8 тыс. рублей, Челябинскому областному суду за земельный участок под часовней - 33,9 тыс. рублей, Санкт-Петербургскому аграрному университету за сад и парковую зону площадью 111,3 га - 85,1 млн. рублей.
В целях оптимизации налогообложения Минфин России считает целесообразным поручить главным распорядителям организовать работу по:
оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки;
выделению земельных участков, относящихся к разным категориям землепользования в зависимости от расположенных на них объектов, в отношении которых установлены разные налоговые ставки, из состава единых земельных участков, и внесения изменений в правоустанавливающие документы;
проведению инвентаризации земельных участков с целью отказа от излишних земельных участков, которые не требуются органам государственной власти и их подведомственным бюджетным учреждениям для выполнения возложенных на них функций.
Минфин России просит поручить федеральным органам исполнительной власти внести в установленном порядке предложения по приведению в соответствие правовых актов, относящихся к их компетенции, с земельным законодательством Российской Федерации в части отнесения земельных участков к категории земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Министр
А.Л.КУДРИН