НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина России от 22.09.2021 N 02-05-11/77361 "О формировании проектов законов (решений) о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год (на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов)"

"О формировании проектов законов (решений) о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год (на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов)"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2021 г. N 02-05-11/77361
В целях подготовки проектов законов (решений) о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год (на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов) Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.
Формирование проектов законов (решений) о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год (на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов) следует осуществлять:
- в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации:
от 6 июня 2019 г. N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2021 г. N 78н "О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н" (далее - Порядок N 85н на 2022 - 2024 годы, Приказ N 78н соответственно);
от 8 июня 2021 г. N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)" (далее - Приказ N 75н);
- с учетом сопровождающих данные приказы сопоставительных таблиц (таблиц соответствия), к числу которых относятся:
Таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
Сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2021 году, к применяемым в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годах;
Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.
Приказ N 78н, Приказ N 75н, а также вышеуказанные таблицы размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.gov.ru) в рубрике "Бюджет", разделе "Бюджетная классификация Российской Федерации" (подразделах "Бюджетная классификация Российской Федерации" и "Методический кабинет").
В целях обеспечения единообразного применения бюджетной классификации Российской Федерации при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов) Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание на следующие особенности и изменения порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
1. Изменения и особенности применения разделов (подразделов).
1.1. Приказом N 78н уточнен порядок применения разделов и подразделов в части обслуживания запасных пунктов управления.
В соответствии с пунктом 18.1 Порядка N 85н на 2022 - 2024 годы отнесение расходов на обеспечение обязательного регламентного обслуживания запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления, поддержание их в оперативно-технической готовности к работе в военное время, включая расходы на предоставление бюджетным, автономным учреждениям, иным уполномоченным организациям субсидий на указанные цели, осуществляется на разделы и подразделы, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находятся указанные объекты.
1.2. Расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, отражаются по подразделу 0503 "Благоустройство".
Для корректного применения указанного подраздела необходимо учитывать следующие нормы законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно положениям статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ). Указанные правила могут регулировать в том числе вопросы содержания и восстановления элементов благоустройства.
Таким образом, подраздел 0503 "Благоустройство" корректно применять для отражения расходов на мероприятия по благоустройству, включенные в правила благоустройства территории, утвержденные представительным органом соответствующего муниципального образования, и обеспеченные бюджетными ассигнованиями в соответствии с его бюджетом.
2. Особенности применения целевых статей.
2.1. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" (далее - Постановление N 786) установлено, что реализация государственных программ Российской Федерации начиная с 2022 года осуществляется в соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным Постановлением N 786 (далее - Положение).
В целях реализации пункта 2 Постановления N 786 для составления и исполнения федерального бюджета, начиная с 2022 года и планового периода 2023 и 2024 годов, Приказом N 78н внесены изменения в структуру кода целевой статьи федерального бюджета.
Пунктом 7 Постановления N 786 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать нормы Положения при установлении порядка разработки и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.
В настоящее время, согласно пункту 21 Порядка N 85н на 2022 - 2024 годы, коды целевых статей бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда устанавливаются финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации, который утверждает единую структуру программной (непрограммной) части кода целевой статьи (8 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов).
Указанные нормативные правовые акты не устанавливают требований по формированию структуры кода программного (непрограммного) среза целевой статьи (8 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов) бюджета субъекта Российской Федерации по аналогии со структурой кода программного (непрограммного) среза целевой статьи федерального бюджета.
Вместе с тем, в случае приятия на уровне субъекта Российской Федерации решения о разработке (реализации) государственных программ субъекта Российской Федерации с учетом норм Положения, в целевой статье бюджета субъекта Российской Федерации могут быть применены следующие структурные элементы:
региональные проекты, обеспечивающие достижение результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов;
региональные проекты;
ведомственные проекты;
комплексы процессных мероприятий.
2.2. Особенности применения направлений расходов целевых статей.
2.2.1. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные остатки целевых межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, прошлых лет, отражаются по направлению расходов 58000 "Целевые федеральные межбюджетные трансферты прошлых лет" в случае отсутствия у Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению в текущем финансовом году соответствующих целевых межбюджетных трансфертов (пункт 29.1 Порядка N 85н на 2022 - 2024 годы).
2.2.2. Финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) присваивает обособленное направление расходов в целевой статье расходов в целях достижения каждого результата регионального проекта, направленного на достижение соответствующего результата федерального проекта, входящего в состав национального проекта (программы), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (пункт 38.1 Порядка N 85н на 2022 - 2024 годы).
3. Изменения и особенности применения видов расходов.
3.1. Приказом N 78н предусмотрены следующие изменения порядка применения видов расходов.
3.1.1. Особенности применения видов расходов классификации расходов бюджетов дополнены пунктом 46.9, согласно которому расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях), осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
3.1.2. Уточнено описание вида расходов 247 "Закупка энергетических ресурсов" (далее - ВР 247) в части дополнения содержащегося в нем закрытого перечня расходов расходами на горячее водоснабжение, а также конкретизацией расходов на газоснабжение.
Так, с 2022 года по ВР 247 отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на оплату:
потребленных энергетических ресурсов (электроэнергии, газа природного и сжиженного (за исключением заправки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе, и бытовых газовых баллонов на заправочных станциях, осуществляющих розничную продажу газа), теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения), включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические ресурсы), а также услуг по транспортировке энергетических ресурсов по газораспределительным, электрическим и теплосетям (при их наличии);
услуг транспортировки указанных энергетических ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при ее наличии), а также иных снабженческо-сбытовых услуг, включенных в договор поставки.
ВР 247 не применяется для отражения бюджетных ассигнований на аналогичные расходы, осуществляемые за пределами территории Российской Федерации.
3.1.3. В целях обеспечения реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления из бюджетов муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, субсидий бюджетам других муниципальных образований уточнено описание вида расходов 522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности".
3.2. Особенности применения видов расходов.
3.2.1. Бюджетные ассигнования на плату, право взимания которой оператором электронной площадки установлено частью 4 статьи 24.1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отражается по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
3.2.2. Согласно положениям пунктов 7 статьи 78 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Согласно требованиям Порядка N 85н на 2022 - 2024 годы расходы по выплате грантов в форме субсидий (премий) по результатам конкурсов следует отражать в зависимости от типа получателей. Так, выплаты грантов в форме субсидий (премий):
физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц - производителей товаров, работ, услуг) отражаются по виду расходов 350 "Премии и гранты";
некоммерческим организациям - по видам расходов 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям" и 623 "Гранты в форме субсидии автономным учреждениям", либо соответствующим элементам подгруппы видов расходов 630 "Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний)" (при выплате грантов (премий) иным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений);
коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Однако, если на этапе планирования предстоящих выплат определить тип получателя не представляется возможным, следует учитывать положения пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым перераспределение бюджетных ассигнований, предоставляемых на конкурсной основе, возможно путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
В этой связи главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет, по какому из вышеперечисленных видов расходов отразить бюджетные ассигнования на предоставление грантов (премий) лауреатам предстоящих конкурсов.
В дальнейшем при определении получателя гранта (премии), в случае необходимости, главный распорядитель бюджетных средств инициирует предложения по изменению сводной бюджетной росписи с учетом вышеуказанного порядка отражения расходов на выплату грантов (премий).
А.М.ЛАВРОВ