НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина России от 20.09.2016 N 06-06-09/55522 "Об оценке качества управления региональными финансами по итогам 2015 года"

"Об оценке качества управления региональными финансами по итогам 2015 года"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2016 г. N 06-06-09/55522
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с приказом от 3 декабря 2010 г. N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами" провело оценку качества управления региональными финансами по итогам 2015 года (далее - оценка) и сообщает.
Информация о результатах оценки размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет в разделе "Деятельность/Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями/Мониторинг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований/Мониторинг финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также в приложении к настоящему письму.
По результатам проведенной оценки 31 субъекту Российской Федерации присвоена I степень качества управления региональными финансами, 37 субъектам Российской Федерации присвоена II степень качества управления региональными финансами и 15 субъектам Российской Федерации присвоена III степень качества управления региональными финансами.
Необходимо отметить, что на протяжении 3 лет высоким качеством управления региональными финансами характеризуются следующие субъекты Российской Федерации:
- Алтайский край;
- Владимирская область;
- Липецкая область;
- Пермский край;
- Республика Алтай;
- Республика Башкортостан;
- Ставропольский край;
- Челябинская область;
- Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;
- Ямало-Ненецкий автономный округ.
К регионам, характеризующимся в течение 3 лет ненадлежащим качеством управления региональными финансами, относятся:
- Республика Дагестан;
- Республика Ингушетия;
- Республика Мордовия.
Основными положительными результатами проведенной оценки за 2015 год являются:
- увеличение количества субъектов Российской Федерации с высокой степенью качества управления региональными финансами до 31 региона (22 в 2014 году и 23 в 2013 году);
- рост удельного веса расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, формируемых в рамках государственных программ за 2015 г. - 92% (79% в 2014 г., 66% в 2013 г.);
- сокращение количества регионов до 3, планирующих бюджетные кредиты в качестве источников финансирования дефицита бюджета сверх предусмотренного на федеральном уровне (46 в 2012 году, 38 в 2013 году и 11 в 2014 году);
- увеличение количества регионов до 44, в которых оплата труда всех руководителей государственных учреждений и главных распорядителей средств федерального бюджета субъекта Российской Федерации зависит от результатов деятельности (2012 г. - 23 региона, 2013 г. - 29 регионов, 2014 г. - 40 регионов);
- увеличение до 37 количества субъектов Российской Федерации в которых установлены количественно измеримые финансовые санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения государственных заданий (по 100% учреждений) (2012 г. - 18 регионов, 2013 г. - 23 региона, 2014 г. - 31 регион);
- снижение общего объема безвозмездных перечислений государственным унитарным предприятиям из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- снижение количества регионов (с 15 в 2014 году до 11 в 2015 году), в которых не выполнены показатели "дорожных карт" по повышению оплаты труда работников бюджетной сфере.
К недостаткам управления региональными финансами можно отнести следующее:
- Республикой Татарстан, Красноярским краем и Свердловской областью утверждены бюджеты с включением в состав источников финансирования дефицита бюджетных кредитов из федерального бюджета в размерах, превышающих одобренные к предоставлению бюджетные кредиты;
- рост более чем в 2 раза просроченной кредиторской задолженности;
- в 11 регионах имеется просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы и пособий по социальной помощи населению;
- в 17 регионах в течение года произошло увеличение расходов, не обеспеченных приростом доходных источников;
- рост уровня долговой нагрузки на региональные бюджеты в 45 регионах (в 27 регионах прирост > 5%);
- в 10 регионах более 50% объема государственного долга составляют краткосрочные обязательства;
- с 12% до 10% уменьшен общий объем дополнительных налоговых доходов, переданных по нормативам в местные бюджеты;
- рост количества случаев несвоевременного предоставления отчетности в Федеральное казначейство (12 регионов, из которых Республика Тыва - 4 раза, Республика Татарстан - 3 раза);
- 14 регионов нарушили условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов (из них 7 регионов - второй год подряд: Смоленская область, Псковская область, Краснодарский край, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Хакасия, Забайкальский край).
В 2015 году установлено 6 случаев превышения отношения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений. Такие регионы отнесены к группе регионов с низким качеством управления региональными финансами и им присвоена III степень качества управления региональными финансами.
Кроме того, проведен мониторинг выполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов на частичное замещение рыночных заимствований, в соответствии с которым в 2015 году выявлены нарушения условий указанных соглашений в 14 субъектах Российской Федерации, из них 7 субъектам Российской Федерации присвоена III степень качества управления региональными финансами в связи с нарушением условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета в течение 2 лет подряд.
Обращаем внимание, что приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 224 "Об организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по формированию решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации" предусмотрены меры финансовой ответственности субъектов Российской Федерации за несоблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Считаем необходимым обеспечить в первоочередном порядке субъектам Российской Федерации, которым присвоена III степень качества управления региональными финансами, повышение качества по следующим направлениям:
1. Принятие программ оздоровления государственных финансов субъектов Российской Федерации в соответствии с Типовым планом мероприятий по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов, который размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет.
2. Соблюдение предельного уровня дефицита и государственного долга субъекта Российской Федерации.
3. Выполнение условий подписанных субъектом Российской Федерации с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
4. Выполнение приоритетных задач государственной политики, в том числе предусмотренных "майскими" указами Президента Российской Федерации по достижению целевых показателей заработной платы работников бюджетной сферы.
5. Введение новых налоговых льгот или принятие иных решений, приводящих к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации только после проведения обязательной оценки на предмет бюджетной, экономической и социальной эффективности. При этом указанная оценка должна проводиться как до принятия льгот в рамках подготовки проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, так и ежегодно для оценки их эффективности. Неэффективные льготы в этом случае должны подлежать пересмотру и отмене.
6. Проведение взвешенной бюджетной политики по неувеличению объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
7. Формирование реального прогноза доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета при формировании бюджета субъекта Российской Федерации.
8. Принятие мер по обеспечению равномерного распределения долговой нагрузки по годам (ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 10 - 15% от объема налоговых, неналоговых доходов и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации).
9. Погашение просроченной задолженности по бюджетным и долговым обязательствам субъекта Российской Федерации в приоритетном порядке при наличии таковой.
10. Сокращение объема долговых обязательств государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, с постепенным увеличением доходов бюджета от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, а также оптимизацию трансфертов из бюджетов государственным унитарным предприятиям.
11. Обеспечение равномерного предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в течение финансового года, с преимущественным распределением целевых межбюджетных трансфертов в первом полугодии, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
12. Неснижение налоговых доходов местных бюджетов, поступающих по единым и дополнительным нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и обеспечение роста самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления путем смещение акцента на предоставлении межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций бюджетам муниципальных образований.
13. Повышение степени прозрачности бюджетного процесса;
14. Сокращение долговой нагрузки путем осуществления мониторинга процентных ставок по кредитам кредитных организаций, мониторинга муниципального долга, использования государственных ценных бумаг, а также сокращения краткосрочных заимствований.
Устранение выявленных недостатков необходимо учесть при формировании и исполнении региональных бюджетов.
Заместитель Министра
Л.В.ГОРНИН
Приложение
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
(В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)
Субъект РФ
Алтайский край
Владимирская область
Воронежская область
г. Москва
г. Санкт-Петербург
Иркутская область
Кабардино-Балкарская Республика
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Московская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Новгородская область
Омская область
Оренбургская область
Пензенская область
Пермский край
Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Саха (Якутия)
Рязанская область
Сахалинская область
Ставропольский край
Томская область
Тульская область
Ханты-Мансийский автономный округ
Челябинская область
Ямало-Ненецкий автономный округ
Итого 31 регион
(22 региона в 2014 г., 23 региона в 2013 г.)
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С НАДЛЕЖАЩИМ КАЧЕСТВОМ
УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
(В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)
Субъект РФ
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Волгоградская область
Вологодская область
Калининградская область <**>
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область <**>
Костромская область
Красноярский край
Нижегородская область
Новосибирская область
Приморский край
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Татарстан
Ростовская область
Самарская область
Саратовская область
Свердловская область
Тамбовская область
Тверская область
Тюменская область <*>
Удмуртская Республика
Ульяновская область <**>
Хабаровский край
Чеченская Республика <*>
Чувашская Республика
Чукотский автономный округ
Ярославская область <**>
Итого 37 регионов
(46 регионов в 2014 г., 54 региона в 2013 г.)
--------------------------------
<*> Регионы, имеющие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, не влекущие отнесение к 3 степени качества.
<**> Регионы, нарушившие условия соглашения по предоставлению бюджетных кредитов на погашение рыночных заимствований.
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С НИЗКИМ КАЧЕСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
(В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)
Субъект РФ
Еврейская автономная область <**>
Забайкальский край <****>
Ивановская область <***>
Краснодарский край <****>
Курганская область <***>
Магаданская область <***>
Орловская область
Псковская область <****>
Республика Дагестан
Республика Ингушетия <*>/<**>
Республика Марий Эл <**>/<****>
Республика Мордовия <****>
Республика Тыва <**>/<***>
Республика Хакасия <***>/<****>
Смоленская область <****>
Итого 15 регионов
(15 регионов в 2014 г. 6 регионов в 2013 г.)
--------------------------------
<*> Регионы, имеющие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, не влекущие отнесение к 3 степени качества.
<**> Регионы, нарушившие условия соглашения по предоставлению бюджетных кредитов на погашение рыночных заимствований.
<***> Регионы, имеющие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, влекущие отнесение к 3 степени качества.
<****> Регионы, нарушившие условия соглашения по предоставлению бюджетных кредитов на погашение рыночных заимствований 2 года подряд.