НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина России от 19.11.2019 N 06-04-12/01/89365 "По вопросу перераспределения актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации объемов субсидий между видами субсидий, а также возможности установления в законе субъекта Российской Федерации дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, приводящих к перераспределению объемов субвенций между муниципальными образованиями и (или) видами субвенций, и объемов бюджетных ассигнований между государственными программами"

"По вопросу перераспределения актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации объемов субсидий между видами субсидий, а также возможности установления в законе субъекта Российской Федерации дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, приводящих к перераспределению объемов субвенций между муниципальными образованиями и (или) видами субвенций, и объемов бюджетных ассигнований между государственными программами"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 ноября 2019 г. N 06-04-12/01/89365
Департамент межбюджетных отношений рассмотрел в пределах своей компетенции обращение по вопросу перераспределения актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации объемов субсидий между видами субсидий, а также возможности установления в законе субъекта Российской Федерации дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, приводящих к перераспределению объемов субвенций между муниципальными образованиями и (или) видами субвенций, и объемов бюджетных ассигнований между государственными программами, и сообщает, что разъяснение бюджетного законодательства Российской Федерации и практики его применения к компетенции Департамента не относится.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
По вопросу 1. Возможно ли перераспределение объемов субсидий между муниципальным образованиями и (или) видами субсидий без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым данного пункта.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" в статью 139 БК РФ, установлено, что распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Распределение трех указанных субсидий утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, конкурсные субсидии и субсидии из вышеуказанных резервных фондов, предоставляемых в том числе из федерального бюджета, могут быть распределены местным бюджетам нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, без внесения изменений в закон о региональном бюджете. Остальные виды субсидий должны распределяться местным бюджетам исключительно законом о региональном бюджете, что повышает прозрачность и предсказуемость формирования доходной базы местных бюджетов.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 139 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (кроме закона о бюджете), актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями.
Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить в законе субъекта Российской Федерации (например, в законе о бюджетном процессе или межбюджетных отношениях) перечень конкретных случаев, при наступлении которых актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями, в том числе в отношении субсидий на реализацию региональных проектов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
При этом необходимо в законе субъекта Российской Федерации указать, что такое распределение субсидий осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные с перераспределением объемов субсидий местным бюджетам, в том числе между видами субсидий, относятся к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По вопросу 2. О возможности установить в законе субъекта Российской Федерации дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, приводящие к перераспределению объемов субвенций между муниципальными образованиями и (или) видами субвенций.
На основании пункта 5 статьи 140 БК РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
В статье 140 БК РФ не предусматриваются случаи распределения субвенций местным бюджетам нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
По вопросу 3. О возможности установить в законе субъекта Российской Федерации дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, приводящие к перераспределению объемов бюджетных ассигнований между государственными программами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
В случае, если финансовое обеспечение государственных программ субъекта Российской Федерации осуществляется за счет субсидий, предоставляемых местным бюджетам из регионального бюджета, то вопросы, связанные с перераспределением объемов субсидий, в том числе между государственными программами субъекта Российской Федерации, регулируются статьей 139 БК РФ (см. разъяснение по вопросу 1).
По вопросу 4. О возможности несоблюдения требований пунктов 6 статей 137 и 138 БК РФ, пункта 4 статьи 139 БК РФ, части четвертой статьи 139.1 БК РФ, пункта 5 статьи 140 БК РФ, пункта 2 статьи 179 БК РФ при установлении дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись на основании пункта 8 статьи 217 БК РФ.
В пунктах статьей 137 и 138 БК РФ указано, что распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований утверждается законом о региональном бюджете. В пункте 4 статьи 139 БК РФ установлены подходы к распределению субсидий местным бюджетам (конкурсных и неконкурсных, а также субсидий за счет средств резервных фондов), в статье 139.1 БК РФ - распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, в статье 140 БК РФ - субвенций местным бюджетам, в пункте 2 статьи 179 БК РФ - утверждение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ.
Пунктом 3 статьи 217 БК РФ утверждены случаи внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
При этом согласно пункту 8 статьи 217 БК РФ законами субъектов Российской Федерации, регулирующими бюджетные правоотношения, могут предусматриваться дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом) и (или) могут предусматриваться положения об установлении указанных дополнительных оснований в законе (решении) о бюджете.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, могут быть предусмотрены дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе могут быть внесены изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов, не противоречащие требованиям пункту 3 статьи 217 БК РФ.
Применение на практике пункта 3 статьи 217 БК РФ не должно противоречить положениям статей 137 - 179 БК РФ.
Заместитель директора
Департамента межбюджетных отношений
Д.С.ХВОРОСТУХИНА