НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

<Письмо> Минфина России от 18.09.2015 N 09-07-04/53809 "О ежегодном Докладе о лучшей практике развития "Бюджета для граждан" в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2015 год" (вместе с "Методикой заполнения формы запроса Министерства финансов Российской Федерации о представлении материалов об опыте подготовки и публикации бюджетов для граждан")

"О ежегодном Докладе о лучшей практике развития "Бюджета для граждан" в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2015 год" (вместе с "Методикой заполнения формы запроса Министерства финансов Российской Федерации о представлении материалов об опыте подготовки и публикации бюджетов для граждан")
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2015 г. N 09-07-04/53809
В целях подготовки ежегодного Доклада о лучшей практике развития "Бюджета для граждан" в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2015 год и его представления в Правительственную комиссию по координации деятельности открытого правительства Минфином России проводится сбор и анализ информации о реализации субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями положений Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденных совместным приказом Минфина России, Минрегиона России, Минэкономразвития России от 22 августа 2013 г. N 86н/357/468.
В этой связи прошу в срок до 12 октября 2015 г. представить информацию об опыте подготовки и публикации "Бюджета для граждан" в субъектах Российской Федерации и при наличии информации - об опыте муниципальных образований, в соответствии с прилагаемой формой запроса. Указанная форма и методика ее заполнения также размещены на официальном сайте Минфина России в рубрике "Деятельность"/"Бюджет"/"Бюджетная политика".
Кроме того, прошу направить опубликованные брошюры "Бюджет для граждан" или аналогичные материалы в Департамент бюджетной политики Минфина России в печатном виде, а также на электронный адрес 0949@minfin.ru.
Директор департамента
бюджетной политики
И.А.СОКОЛОВ
МЕТОДИКА
ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ ЗАПРОСА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ОБ ОПЫТЕ
ПОДГОТОВКИ И ПУБЛИКАЦИИ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ ГРАЖДАН
1. Настоящая Методика заполнения формы запроса Минфина России в субъекты Российской Федерации о представлении материалов об опыте подготовки и публикации Бюджетов для граждан (далее соответственно - Методика, Запрос) содержит правила заполнения соответствующих форм Запроса.
2. Заполнение форм Запроса предназначено для сбора и обобщения информации о лучших практиках подготовки субъектами Российской Федерации Бюджетов для граждан.
3. Запрос состоит из двух форм:
Форма N 1 предназначена для характеристики Бюджета для граждан к закону о бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (в случае его отсутствия Бюджета для граждан к закону об исполнении бюджета за 2014 год).
Форма N 2 предназначена для изложения характеристики подходов к организации взаимодействия с гражданами в процессе принятия и исполнения бюджета.
4. В столбце 1 форм Запроса сформулированы вопросы об информации о бюджете, представляемой субъектом Российской Федерации в Бюджете для граждан.
5. Столбец 2 форм Запроса предназначен для указания сведений о наличии или отсутствии соответствующей информации в Бюджете для граждан. В столбце 2 при заполнении форм необходимо представить сведения о запрашиваемой информации по соответствующему пункту столбца 1 в форме однозначного, положительного или отрицательного ответа ("да" или "нет"). При положительном ответе в ячейках столбца 3 форм Запроса необходимо указать номер страницы в тексте представленной брошюры и/или привести цитату, подтверждающую наличие данных в Бюджете для граждан, и/или привести ссылку на местонахождение соответствующей информации на электронном ресурсе в сети Интернет. При заполнении форм Запроса могут быть выбраны несколько из представленных вариантов ответов.
6. В случае если возможность подтверждения отсутствует, необходимо дать пояснение о причинах. При отрицательном ответе соответствующая ячейка столбца 3 форм Запроса не заполняется.
7. Заполнение форм Запроса следует осуществлять в соответствии с размещенными на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации формами для заполнения, изменение которых в части нумерации и формулировок Запроса не допускается.
8. Исполнитель, осуществляющий заполнение форм Запроса, указывает Ф.И.О., контактный телефон, адрес электронной почты для связи.
9. Пояснения по заполнению форм Запроса проставлены в приложении N 1 и приложении N 2 к настоящей Методике.
Приложение N 1
ПОЯСНЕНИЯ
К ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ N 1 ЗАПРОСА МИНФИНА РОССИИ В СУБЪЕКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ОБ ОПЫТЕ
ПОДГОТОВКИ И ПУБЛИКАЦИИ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ ГРАЖДАН
1. Характеристика объекта оценки:
необходимо указать, к какому документу формируется Бюджет для граждан - к закону о бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов или к закону об исполнении бюджета за 2014 год - в соответствующей графе ставится знак "*".
2. Общие сведения об объекте оценки:
в случае если Бюджет для граждан представляется в формате электронного ресурса, приводится ссылка на указанный ресурс в сети Интернет;
указывается информация о наличии (отсутствии) собственной методики субъекта Российской Федерации, регулирующей формирование и публикацию Бюджета для граждан. При условии наличия такой методики в соответствующей графе приводятся реквизиты правового акта.
3. Оценка наличия и полноты представления запрашиваемых сведений:
при заполнении столбцов 2 и 3 по пунктам 1 - 25 Формы N 1 следует руководствоваться пунктами 5 - 6 Методики заполнения формы запроса Минфина России в субъекты Российской Федерации о представлении материалов об опыте подготовки и публикаций Бюджетов для граждан.
Приложение N 2
ПОЯСНЕНИЯ
К ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ N 2 ЗАПРОСА МИНФИНА РОССИИ В СУБЪЕКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ОБ ОПЫТЕ
ПОДГОТОВКИ И ПУБЛИКАЦИИ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ ГРАЖДАН
Пункт 1. Альтернативные формы организаций взаимодействия с общественностью в субъекте Российской Федерации в процессе принятия и исполнения бюджета.
В комментариях необходимо указать, какие формы организации взаимодействия с общественностью сложились в субъекте Российской Федерации в процессе рассмотрения и исполнения бюджета. Например, размещен ли в сети Интернет на электронном ресурсе Бюджет для граждан ("Открытый бюджет") бюджетный калькулятор, реализуются ли программы поддержки местных инициатив, инициативного бюджетирования, региональные программы "Народный бюджет", "Бюджет для каждого", другие формы. Необходимо по возможности дать характеристику каждой из форм организации взаимодействия с гражданами.
Пункт 2. Способы распространения Бюджета для граждан.
В комментариях необходимо отразить способы распространения Бюджета для граждан и информации о нем - публикация в СМИ, распространение брошюры, социальная реклама, информация в социальных сетях, использование мобильных приложений. Необходимо также привести информацию о других способах распространения информации о бюджете.
Пункт 3. Наличие обратной связи с гражданами при размещении Бюджета для граждан в электронной форме.
В комментариях необходимо указать формы обратной связи с гражданами при размещении Бюджета для граждан в сети Интернет. Например, имеется ли у граждан возможность задать вопрос, касающийся формирования и использования бюджетных средств, публикуются ли ответы на часто задаваемые вопросы, есть ли возможность у граждан оставлять комментарии и нести обсуждение публикуемых бюджетных данных.
Пункт 4. Учет мнения граждан о содержании Бюджета для граждан при его подготовке.
В комментариях необходимо указать, учитывается ли мнение граждан о содержании Бюджета для граждан при его формировании. Например, размещаемся ли в сети Интернет информация о подготовке Бюджет для граждан, проводятся ли опросы граждан о раскрытии интересующей их информации о бюджете, другие формы участия и учета мнения граждан в формировании Бюджета для граждан (указать, какие).
Пункт 5. Проведение самооценки качества подготовки Бюджета для граждан в сравнении с другими субъектами Российской Федерации.
В комментариях необходимо разъяснить, проводит ли субъект Российской Федерации самооценку качества подготовки Бюджета для граждан. Например, на какие субъекте Российской Федерации/лучшую практику ориентируется субъект Российской Федерации при формировании Бюджета для граждан, а также указать основные достижения субъекта Российской Федерации в сравнении с другими регионами.
Пункт 6. Основные "новации", содержащиеся в Бюджете для граждан.
В комментариях необходимо указать, какие новые подходы к подаче материала использованы в Бюджете для граждан в сравнении с предыдущими периодами. Например, более доступный язык изложения проблем бюджетной политики, ориентация на потребности граждан, удачная визуализация представляемых материалов в виде графиков, диаграмм, аналитических таблиц, схем и т.д.
Пункт 7. Финансовый орган субъекта Российской Федерации ведет работу с муниципальными, образованиями в части подготовки Бюджета для граждан.
В комментариях необходимо указать, какая работа ведется с муниципальными образованиями по подготовке Бюджетов для граждан. Например, проводится обучение, распространяются методические материалы, оказывается поддержка в создании интернет-ресурса.
Пункт 8. Использование Бюджета для граждан.
В комментариях необходимо указать, используется ли Бюджет для граждан при проведении бюджетных слушаний по проекту бюджета и проекту отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, в процессе обучения в образовательных учреждениях в качестве наглядного пособия, имеются ли ссылки на Бюджет для граждан в СМИ, другие формы использования (указать, какие).
Пункт 9. В Бюджете для граждан предусмотрена "обратная связь" для взаимодействия разработчиков документа с гражданами (заинтересованными пользователями).
В комментариях необходимо указать, имеется ли интернет-страница "обратная связь", онлайн форум, электронная приемная, горячая линия, другие механизмы (указать, какие именно) взаимодействия разработчиков Бюджета для граждан с пользователями информации, а также привести информацию о характере обращений пользователей через механизм обратной связи к разработчикам Бюджета для граждан.
Пункт 10. Финансовый орган субъекта Российской Федерации отслеживает посещаемость электронного ресурса (ведет статистику посещений), на котором размещен Бюджет для граждан.
В комментариях по возможности необходимо указать статистические значения по приведенным характеристикам посещаемости электронного ресурса.
Пункт 11. Финансовыми органами субъекта Российской Федерации ведется статистика скачивания материалов с электронного ресурса Бюджет для граждан.
В комментариях по возможности необходимо указать, какой контент электронного ресурса, на котором размещен Бюджет для граждан, доступен для скачивания (например, нормативные правовые акты, статистические показатели, аналитические материалы и др.), а также привести количественное значение обращений к скачиваемому контенту.
Пункт 12. Наличие проблем при формировании Бюджета для граждан.
В комментариях необходимо указать основные проблемы, возникающие при формировании Бюджета для граждан.
Форма N 1
Опыт субъектов Российской Федерации по подготовке и публикации Бюджета для граждан (о представлении материалов об опыте подготовки и публикации Бюджетов для граждан)
Характеристика объекта оценки
Бюджет для граждан к закону о бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
Бюджет для граждан к закону об исполнении бюджета за 2014 год
1
2
3
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ ОЦЕНКИ
ДА/НЕТ
ССЫЛКА/КОММЕНТАРИЙ
Бюджет для граждан представляется в формате:
Электронный ресурс
Печатная брошюра
Наличие методических материалов, регулирующих формирование и публикацию Бюджета для граждан
ИНФОРМАЦИЯ О БЮДЖЕТЕ
ДА/НЕТ
НОМЕР СТРАНИЦЫ/ЦИТАТА/ССЫЛКА/КОММЕНТАРИЙ
1
Основные термины и понятия, изложенные доступным языком
2
Информация об основных задачах и приоритетах бюджетной политики субъектов Российской Федерации
3
Основные показатели социально-экономического развития субъекта Российской Федерации
4
Основные характеристики бюджета (общий объем доходов, расходов, дефицит/профицит бюджета, прогноз объема государственного долга на 1 января очередного финансового года)
5
Информация об основных рисках и проблемах в сфере бюджетной политики субъекта Российской Федерации
6
Информация о поступлениях в бюджет в разрезе налоговых и неналоговых доходов
7
Информация о налоговых льготах и объеме выпадающих доходов в связи с предоставлением данных льгот:
а) по льготам, введенным на федеральном уровне
б) по льготам, введенным на региональном уровне
8
Информация об основных (крупных) налогоплательщиках в субъекте Российской Федерации
9
Информация об удельном (например, в расчете на душу населения) объеме доходов бюджета субъекта Российской Федерации
10
Информация о динамике доходов бюджета
11
Статистические сопоставления с другими субъектами Российской Федерации по доходам
12
Информация о расходах бюджета в разрезе бюджетной классификации
13
Информация о расходах бюджета в формате (разрезе), отличном от бюджетной классификации:
а. по расходным полномочиям
б. по целевым группам получателей
физическим лицам
юридическим лицам
в. по государственным программам субъекта Российской Федерации
г. другие форматы (указать)
14
Информация об удельном объеме расходов в отдельных секторах экономики и Социальной сферы (например, в расчете на душу населения или на потребителя)
15
Информация о динамике расходов бюджета
16
Информация об уровне заработной платы в субъекте Российской Федерации:
а. в органах государственной власти
б. в учреждениях бюджетной сферы (по секторам)
17
Статистические сопоставления с другими субъектами Российской Федерации по расходам
18
Информация об общественно значимых проектах
19
Информация (перечень, объем, структура) о межбюджетных трансфертах:
а. получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
б. передаваемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
20
Информация о принципах распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями
21
Информация о результатах распределения дотаций на выравнивание, т.е. о сокращении неравенства, подушевой бюджетной обеспеченности
22
Информация об объеме (применительно к бюджету субъекта Российской Федерации):
а. дефицита
б. долга
в. расходов на обслуживание долга
23
Сопоставление планируемых (утвержденных) параметров долга, дефицита и расходов на обслуживание долга с ограничениями Бюджетного кодекса Российской Федерации
24
Информация о структуре государственного долга субъекта Российской Федерации
25
Информация об источниках финансировании дефицита бюджета субъекта Российской Федерации
Ответственный исполнитель
Контактный телефон
Адрес электронной почты
Форма N 2
Опыт субъектов Российской Федерации по подготовке и публикации Бюджета для граждан (о представлении материалов об опыте подготовки и публикации Бюджетов для граждан)
Используемые подходы к организации взаимодействия с гражданами
1
2
3
ИНФОРМАЦИЯ
ДА/НЕТ
ССЫЛКА/КОММЕНТАРИЙ
1
Альтернативные формы организации взаимодействия с общественностью в субъекте Российской Федерации в процессе принятия и исполнения бюджета:
а. бюджетный калькулятор
б. проекты, реализуемые на территории субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ инициативного бюджетирования (Программа поддержки местных инициатив (ППМИ); программа Партисипаторного бюджетирования; региональная программа "Народный бюджет", "Народная инициатива" и другие)
в. другие формы (указать)
2
Способы распространения Бюджета для граждан:
а. публикация в СМИ
б. распространение бумажной брошюры (например, в рамках проведения региональных общественных слушаний законодательных/представительных органов власти)
в. социальная программа
г. группы в социальных сетях
д. мобильные приложения
е. другие способы (указать)
3
Наличие обратной связи с гражданами при размещении Бюджета для граждан в электронной форме:
а. возможность задать вопрос и получить ответ
б. публикация ответов на часто задаваемые вопросы
в. возможность оставлять комментарии
4
Учет мнения граждан о содержании Бюджета для граждан при его подготовке
5
Проведение самооценки качества Бюджета для граждан в сравнении с другими субъектами Российской Федерации (например, на какие субъекты Российской Федерации/лучшую практику ориентируется субъект Российской Федерации при формировании Бюджета для граждан; что сделано отличного в сравнении с другими субъектами Российской Федерации)
6
Основные "новации", содержащиеся в Бюджете для граждан
7
Финансовый орган субъекта Российской Федерации ведет работу с муниципальными образованиями в части подготовки Бюджета для граждан
8
Бюджет для граждан используется:
а. при проведении публичных слушаний проекта бюджета и проекта отчета об исполнении бюджета
б. в процессе обучения в образовательных учреждениях в качестве наглядного пособия
в. в качестве источника информации для СМИ
г. другое (указать)
9
В Бюджете для граждан предусмотрена "обратная связь" для взаимодействия разработчиков документа с общественностью (пользователями):
а. Интернет-страница "обратная связь"
б. онлайн форум
в. онлайн приемная
г. горячая линия
в. прочие механизмы (указать, какие)
10
Финансовый орган субъекта Российской Федерации отслеживает посещаемость электронного ресурса (ведет статистику посещений), на котором размещен Бюджет для граждан
а) количество посещений (просмотров) за 2015 год
6) количество уникальных пользователей за 2015 год
11
Финансовыми органами субъекта Российской Федерации ведется статистика скачивания материалов сайта Бюджета для граждан
а) наличие скачиваемого контента электронного ресурса
б) количество обращений к скачиваемому контенту электронного ресурса за 2015 год
12
Наличие проблем, возникающих при формировании Бюджета для граждан
Ответственный исполнитель
Контактный телефон
Адрес электронной почты