НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина России от 14.11.2016 N 02-05-11/66464 "О применении единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов"

"О применении единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2016 г. N 02-05-11/66464
Министерство финансов Российской Федерации в целях обеспечения единообразия применения единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов при распределении бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в дополнение к письмам Минфина России от 5 сентября 2016 г. N 02-05-10/51964 и от 14 сентября 2016 г. N 02-05-11/53691 сообщает.
Правила применения видов расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определены пунктом 5.1 "Виды расходов" раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания N 65н).
В дополнение к Указаниям N 65н Министерством финансов Российской Федерации разработаны и размещены на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет", разделе "Бюджетная классификация Российской Федерации", подразделе "Методический кабинет":
сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов 2016 - 2017 годы;
таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Кроме того, в настоящее время, в целях составления и исполнения бюджетов, начиная с бюджетов на 2017 год (2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов), разработан проект приказа о внесении изменений в Указания N 65н, которым в отдельных случаях предусмотрено изменение структуры, наименований, а также порядка применения видов расходов классификации расходов бюджетов (далее - Проект приказа на 2017 год).
Учитывая изложенное, при распределении бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, Указания N 65н и вышеназванные методологические материалы необходимо использовать с учетом следующих изменений и особенностей применения единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов.
1. Изменения видов расходов
Проектом приказа на 2017 год предусмотрено внесение изменений, в том числе в подпункт 5.1.2. "Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения" раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний N 65н.
К числу указанных изменений относятся следующие:
1) изменены структура и порядок применения элементов видов расходов подгруппы 220 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны":
- виды расходов 222 "Обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами вне рамок государственного оборонного заказа" и 226 "Вещевое обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа" исключены:
- вид расходов 224 "Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа" предназначен исключительно для отражения расходов на организацию питания с использованием услуг сторонних организаций по продовольственному обеспечению вне рамок государственного оборонного заказа воинских частей и организаций Минобороны России (аутсорсинг через ОАО "Военторг");
2) подгруппы 630 "Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)" и 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (далее - Подгруппы 610 и 810) детализированы, соответственно, следующими новыми элементами видов расходов:
631 "Субсидии на возмещение недополученных доходов или возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг";
632 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления";
633 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления";
634 "Иные субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)" (далее - ВР 634);
811 "Субсидии на возмещение недополученных доходов или возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг";
812 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления";
813 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления";
814 "Иные субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (далее - ВР 814);
При этом детализация Подгрупп 630 и 810 является обязательной только для участников бюджетного процесса федерального уровня, в связи с чем финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) может быть принято решение об отказе от применения видов расходов 631 - 633 и 811 - 813. В этом случае указанные финансовые органы должны применяют ВР 634 и ВР 814.
Кроме того, ВР 634 применяется для отражения расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на предоставление грантов иным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений), а ВР 814 - для отражения расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, на предоставление грантов организациям, кроме некоммерческих организаций и государственных корпораций (компаний), индивидуальным предпринимателям;
3) редакционно уточнены наименования отдельных видов расходов, в том числе:
831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда";
832 "Исполнение судебных актов судебных органов иностранных государств, международных судов и арбитражей, мировых соглашений, заключенных в рамках судебных процессов в судебных органах иностранных государств, в международных судах и арбитражах";
4) изменен порядок отражения платы за негативное воздействие на окружающую среду - начиная с 2017 года бюджетные ассигнования на указанные цели следует предусмотреть по виду расходов 853 "Уплата иных платежей".
2. Особенности применения видов расходов.
2.1. Выплаты физическим лицам (бюджетные ассигнования на цели, связанные с выплатами).
1) Существенные требования утвержденной структуры видов расходов (подпункт 5.1.1 "Общие положения" пункта 5.1 "Виды расходов" раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний N 65н) дополнены (приказ Минфина России от 20 июня 2016 г. N 89н), а также будут дополнены следующими тематическими блоками:
а) Выплаты при увольнении.
Бюджетные ассигнования на выплаты при увольнении, связанном с проведением организационно-штатных мероприятий, следует отражать по соответствующим элементам видов расходов:
111 "Фонд оплаты труда учреждений", 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов", 141 "Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов" при выплате:
- выходных (единовременных) пособий работникам государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации (далее - учреждения, государственные (муниципальные) органы) при их увольнении в связи с ликвидацией, либо реорганизацией (изменением структуры) учреждения, государственного (муниципального) органа, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата;
- выходных (единовременных) пособий работникам, военнослужащим или сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, при их увольнении в связи с ликвидацией, либо реорганизацией (изменением структуры) правоохранительных органов (органов безопасности), иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата;
- компенсаций государственным гражданским служащим в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы (иных аналогичных компенсаций муниципальным служащим при их увольнении) в связи с ликвидацией государственного (муниципального) органа либо сокращением должностей государственной гражданской (муниципальной) службы, а также реорганизацией (изменением структуры) государственного (муниципального) органа, приводящей к сокращению должностей гражданской (муниципальной) службы;
112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда" при выплате:
- выходных (единовременных) пособий работникам учреждений, государственных (муниципальных) органов при их увольнении, не связанном с ликвидацией либо реорганизацией (изменением структуры) учреждения, государственного (муниципального) органа, а также при увольнении по иным организационно-штатным мероприятиям, не приводящим к сокращению численности или штата;
- компенсаций государственным гражданским (муниципальным) служащим в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской (муниципальной) службы (иных аналогичных компенсаций муниципальным служащим при их увольнении), в связи с реорганизацией (изменением структуры) государственного (муниципального) органа, не приводящей к сокращению должностей государственной гражданской (муниципальной) службы;
- дополнительной компенсации, предусмотренной частью третьей статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 7 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - по видам расходов, соответственно - 111 "Фонд оплаты труда учреждений", 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов" или 141 "Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов" независимо от условий;
б) Уплата страховых взносов.
Отражение бюджетных ассигнований на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на выплаты физическим лицам, осуществляемые по:
- элементам подгрупп видов расходов 110 "Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений", 120 "Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов" и 140 "Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов" производятся, соответственно, по элементам 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений", 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов" и 149 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов";
- договорам гражданско-правового характера, а также иным основаниям, определенным законодательством Российской Федерации (за исключением выплат, отражаемых по элементам подгрупп видов расходов 110 "Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений", 120 "Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов" и 140 "Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов") - по тем группам, подгруппам и элементам видов расходов, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты;
в) Выплаты персоналу, не относящиеся к заработной плате.
В рамках группы 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами":
По элементам видов расходов 1X1 отражаются расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, а также:
пособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
иные выплаты и удержания, произведенные с заработной платы, к которым, в том числе, относятся:
выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, премии, материальная помощь;
выплата за дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые работникам - донорам крови;
выплата за дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей;
выплата материальной помощи за счет фонда оплаты труда, не относящаяся к выплатам поощрительного, стимулирующего характера;
оплата услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на лицевые счета работников (служащих), открытых в кредитных организациях за счет средств работника (служащего) путем удержания работодателем необходимой для оплаты услуги суммы из заработной платы работников (служащих) на основании их заявлений, а также оплата почтового сбора;
перечисления денежных средств профсоюзным организациям (членские профсоюзные взносы);
налог на доходы физических лиц;
удержания по исполнительным документам, в том числе, на оплату алиментов;
возмещение материального ущерба, причиненного работником организации;
иные удержания, производимые из выплат, осуществляемых по элементам видов расходов 1X1.
По элементам видов расходов 1X2 отражаются бюджетные ассигнования на осуществление работодателем (нанимателем) в соответствии с законодательством Российской Федерации выплат в пользу работников (государственных (муниципальных) служащих сотрудников) и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате пособий, компенсаций и иных дополнительных выплат, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом получателей).
По элементам видов расходов 1X9 отражаются бюджетные ассигнования на:
начисления на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (особенности отражения взносов по обязательному социальному страхованию приведены в рамках существенных требований утвержденной структуры видов расходов - в подпункте 5.1.1 "Общие положения" раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний 65н (в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2016 г. N 89н);
пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации штатным работникам:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией учреждения;
другие расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, производимые по соответствующим элементам видов расходов группы 100:
- оплата пособия по временной нетрудоспособности, за исключением пособия за первые три дня временной нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя (в том числе перечисление налога на доходы физических лиц, в случае его удержания с доходов физического лица в виде пособий по временной нетрудоспособности, за исключением части пособий за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемой за счет средств работодателя);
- оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами;
- возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и социальное пособие на погребение;
- расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды) в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2) Возмещения при командировании (статья 168 Трудового кодекса Российской Федерации).
Бюджетные ассигнования на возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками, в том числе иных расходов, произведенных командированным работником с разрешения или ведома работодателя, перечень которых определяется работодателем в коллективном договоре или локальном нормативном акте, отражаются по соответствующим элементам видов расходов, предназначенным для отражения расходов на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда - 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" и 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда".
К категории иных расходов, возмещаемых работодателем, относятся также расходы, возмещение которых при командировании персонала в силу специфики деятельности отдельных главных распорядителей бюджетных средств федерального бюджета конкретизировано законодательством субъекта Российской Федерации (муниципальными актами).
2.2. Закупка товаров, работ (услуг)
Бюджетные ассигнования на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских необходимо отразить в следующем порядке:
- оплата договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, заключенных в соответствии с положениями главы 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" Гражданского кодекса Российской Федерации - по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы";
- закупка товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения, в том числе - оплата договоров по оказанию работ (услуг) на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не являющихся договорами на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
2.3. Иные выплаты населению
Бюджетные ассигнования на выплаты уволенным государственным гражданским служащим (работникам) среднего месячного заработка на период трудоустройства, в случае их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации, осуществляемые на основании статей 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации, следует отражать по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" классификации расходов бюджетов.
По указанному виду расходов отражается также уплата взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, если возникает необходимость их начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4. Иные бюджетные ассигнования.
1) По виду расходов 853 "Уплата иных платежей" следует в том числе отражать бюджетные ассигнования на:
- уплату административных платежей и сборов, включая: исполнительский сбор (статья 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), судебные штрафы (статья 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также штрафы и сборы, наложенные актами других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, патентные пошлины, консульские сборы;
- выплату учреждениями-работодателями денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе осуществляемую на основании судебных решений.
2) Выплату на обеспечение заявки получателя бюджетных средств, выступающего в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в конкурсе или аукционе, осуществляемое в соответствии со статьей 44 Закона N 44-ФЗ, следует отражать по виду расходов 853 "Уплата иных платежей", в рамках соответствующего раздела (подраздела), целевой статьи, по которым предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение выполнения органом (учреждением) возложенных на него функций.
При этом расходы получателя средств бюджета, намеревающегося принять участие в аукционе по продаже государственного (муниципального) имущества, на внесение, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе", задатка за участие в вышеуказанном аукционе подлежат отражению по соответствующему виду расходов, в рамках которого предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение вышеуказанного имущества.
Например, расходы казенного учреждения на внесение задатка за участие в аукционе по продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности), отражаются по соответствующему элементу подгруппы видов расходов 410 "Бюджетные инвестиции" классификации расходов бюджетов.
3) Выплаты компенсации стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам; возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд и (или) временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта, подлежат отражению по виду расходов 853 "Уплата иных платежей".
4) По виду расходов 870 "Резервные средства" согласно Указаниям N 65н отражаются бюджетные ассигнования, подлежащие перераспределению в ходе исполнения бюджетов на соответствующие группы, подгруппы и элементы. Таким образом, осуществление кассовых расходов за счет зарезервированных по указанному виду расходов бюджетных ассигнований не допускается.
5) При применении вида расходов 880 "Специальные расходы" необходимо учитывать требования Указаний N 65н, согласно которым по данной подгруппе отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные на реализацию отдельных мероприятий, распределение которых по соответствующим группам, подгруппам и элементам не представляется возможным в силу специфики соответствующих расходных обязательств бюджетов.
Одновременно обращаем внимание, что с 2017 года, в целях обособления расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества от бюджетных инвестиций, Указаниями на 2017 год предусмотрено изменение кодировки и наименований следующих видов расходов:
2016 год
2017 год
416 "Капитальные вложения на приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями"
406 "Приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями"
417 "Капитальные вложения на строительство объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями"
407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями".
А.М.ЛАВРОВ