МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2014 г. N 02-02-04/63862
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел представленное письмом Минэкономразвития России от 29.09.2014 N Д28и-1901 обращение о порядке применения положений Федерального закона
от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в части определения размера ответственности по контракту и сообщает следующее.
Согласно части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Порядок N 1063).
Пунктом 6 Порядка N 1063 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
При этом законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не урегулирован вопрос расчета пени в случае, если срок исполнения обязательств по контракту установлен в часах, а не днях.
Вместе с тем в настоящее время Минфином России по согласованию с Минэкономразвития России, ФАС России рассматривается вопрос о подготовке поправок в указанные нормативные акты в целях уточнения порядка применения условий о неустойке.
До внесения изменений предлагается руководствоваться следующим.
Статьей
2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
Гражданский кодекс) определено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье
190 Гражданского кодекса установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В этой связи, Департамент полагает, что в случае если в контракте срок исполнения обязательств установлен в часах, то и просрочка исполнения соответствующего обязательства должна рассчитываться исходя из просроченного временного периода.
Таким образом, временной промежуток просрочки "ДП и ДК", определяемый в соответствии с Порядком N 1063, должен быть рассчитан исходя из того, что 1 день - 24 часа.
Что касается требования отдельных сотрудников ФАС России, относительно включения в контракт формулы расчета неустоек, сообщаем следующее.
Федеральным законом N 44-ФЗ не установлена обязанность при заключении контракта прописывать в нем формулу расчета неустойки. При этом согласно части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Принимая во внимание вышеизложенное, Департамент полагает необходимым отметить, что в контракте необходимо указывать норму, в соответствии с которой будет производиться расчет неустойки.
Директор Департамента
бюджетной методологии
С.В.РОМАНОВ