МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 января 2021 г. N 27-01-22/34
В связи с обращением (далее - обращение) Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка сообщает следующее.
В Российской Федерации согласно статье
55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы, не являясь юридическими лицами, наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно - Кодекс, Союз) иностранные лица, в том числе имеющие представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена Союза в установленном порядке, могут выступать в качестве декларантов товаров, помещаемых под таможенные процедуры, при соблюдении условий, установленных указанным подпунктом.
Кроме того пунктом 3 статьи 83 Кодекса предусмотрено, что законодательством государств-членов Союза могут быть установлены иные случаи и условия, чем предусмотренные абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 указанной статьи, при которых иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный на территории государства-члена Союза в установленном налоговым законодательством этого государства-члена порядке, может выступать декларантом товаров.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 83
Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России вправе определять особенности учета в налоговых органах, в том числе иностранных организаций.
Соответствующие особенности утверждены приказом Минфина России
от 28 декабря 2018 г. N 293н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 117н" (далее - Особенности).
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через аккредитованный филиал (аккредитованное представительство) осуществляется на основании сведений об аккредитации филиала (представительства) иностранной организации, содержащихся в Государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - РАФП). Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по основанию, предусмотренному указанным пунктом Особенностей, является дата внесения в РАФП записи об аккредитации филиала (представительства) иностранной организации (пункт 6 Особенностей).
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса, частью 4 статьи 100 Федерального закона
от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный (аккредитованный) в Российской Федерации, может выступать декларантом товаров в случаях, если иностранное лицо полномочно выступать декларантом в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 83 Кодекса, а также в случае перемещения таким иностранным лицом товаров через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена Союза, если иностранное лицо имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
При этом нормы статьи 83 Кодекса и части 4 статьи 100 Закона, определяя круг иностранных лиц, которые могут выступать декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, и условий, выполнение которых необходимо для этого, не затрагивают вопросы, связанные с законодательным установлением возможных ограничений в отношении особенностей приобретения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, а также дальнейших действий с товарами, которые приобрели после их выпуска в соответствии с избранной таможенной процедурой статус товаров Союза.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента
таможенной политики и регулирования
алкогольного рынка
Н.А.ЗОЛКИН