МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2016 г. N 03-05-06-04/6979
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросу снижения налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц и освобождения от уплаты транспортного налога многодетных семей сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи
3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье
57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, в том числе на физических лиц, получающих доходы как в денежной, так и в натуральной формах.
Налоговые платежи являются безусловным атрибутом государства. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Их функциональное назначение состоит в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.
Подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего бюджетополучателей.
Посредством налогов в государственном бюджете консолидируются средства, направляемые затем на решение социальных проблем. С помощью налогов государство перераспределяет часть доходов, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли экономики, на социальные нужды граждан, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Налог на доходы физических лиц является одним из основных источников формирования доходной части региональных и местных бюджетов, поэтому освобождение от уплаты налога одной категории налогоплательщиков создает прецедент для подобных обращений от иных категорий налогоплательщиков, что приведет к значительному сокращению доходов региональных и местных бюджетов, большинство которых является дотационными.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13 процентов. При этом обращаем внимание, что указанная налоговая ставка, применяемая в отношении большинства видов доходов, является одной из самых низких в мире.
Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе многодетных семей находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ