МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2012 г. N 12-08-05/2796
Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 05.03.2010 N 296-р на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению в 2011 - 2014 годах мониторинга выполнения плана мероприятий и реализации Федерального закона
от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83).
Подробный доклад о результатах проведения мониторинга реализации положений Федерального закона N 83 (далее - мониторинг) размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет по адресу: wwwl.minfin.ru/ru/budget/83-fz/resmon/analytics/resfed.
Анализ данных мониторинга свидетельствует о необходимости еще раз обратить внимание федеральных органов государственной власти (государственных органов), осуществляющих функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений (далее - органы, осуществляющие полномочия учредителя), на следующее.
В части создания федеральных государственных учреждений.
Согласно статье
6 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные государственные казенные учреждения создаются для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти (государственных органов).
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона
от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 2 Федерального закона
от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" федеральные государственные бюджетные и автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти (государственных органов).
Учитывая это, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждений, виды деятельности которых не корреспондируются с возложенными законодательством Российской Федерации на указанные органы полномочиями, следует рассмотреть вопрос о ликвидации или реорганизации таких учреждений либо о передаче их в ведение иных органов.
В соответствии со статьями
50, 120
Гражданского кодекса Российской Федерации федеральные государственные учреждения являются некоммерческими организациями, не имеющими в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Кроме того, в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона
от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.
Таким образом, органам, осуществляющим полномочия учредителя федеральных государственных учреждений, также следует оценить целесообразность дальнейшей деятельности и рассмотреть вопрос о ликвидации или реорганизации федеральных государственных учреждений, осуществляющих исключительно приносящую доход деятельность в сфере, в которой не существует государственной монополии (деятельность, которую вправе при соблюдении установленных процедур осуществлять любая негосударственная организация), и соответственно не получающих государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденных в составе ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - Ведомственные перечни).
В части утверждения Ведомственных перечней.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Порядок формирования задания) органы, осуществляющие полномочия учредителя, должны утвердить Ведомственные перечни и разместить их на своих официальных сайтах в сети Интернет (далее - сайт). В случае внесения изменений в Ведомственные перечни информацию о них, размещенную сайте, также следует корректировать.
Ведомственные перечни не должны противоречить показателям отраслевых (базовых) перечней государственных услуг (работ), утвержденных Минобрнауки России, Минспорттуризма России, Минздравсоцразвития России, Минкультуры России, Минтрансом России (далее - Базовые перечни). В части услуг (работ) в сферах образования, культуры, здравоохранения, транспорта, физической культуры и спорта при составлении Ведомственных перечней следует применять формулировки соответствующих услуг (работ), включенных в Базовые перечни в случае, если орган государственной власти (государственный орган) имеет подведомственные учреждения, созданные для оказания указанных услуг. Объединение нескольких услуг (работ), являющихся самостоятельными согласно Базовому перечню, в одну в Ведомственном перечне недопустимо. Дополнительную детализацию указанных услуг в Ведомственном перечне целесообразно осуществлять в случае, если такая возможность предусмотрена в Базовом перечне. Например, возможность в части детализации специальностей и направлений подготовки, а также форм обучения предусмотрена в Базовом перечне Минобрнауки.
В Ведомственные перечни также включаются услуги (работы), оказываемые подведомственными учреждениями, но не вошедшие ни в один Базовый перечень в случае, если такие услуги (работы) соответствуют полномочиям органов, осуществляющих полномочия учредителей в отношении указанных учреждений.
В связи с тем, что на основании Ведомственных перечней происходит формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, в Ведомственные перечни не должны включаться:
- платные услуги, оказываемые подведомственными учреждениями в рамках осуществления приносящей доход деятельности;
- услуги, оказание которых законодательством Российской Федерации не отнесено к полномочиям федеральных органов власти (например, услуги по парикмахерскому обслуживанию сотрудников);
- услуги, оказываемые федеральными органами власти в соответствии с Федеральным законом
от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (например, предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса).
В части открытия подведомственным учреждениям лицевых счетов для учета операций со средствами, предоставляемыми из Федерального бюджета.
1 июля 2012 года заканчивается переходный период, установленный Федеральным законом N 83-ФЗ.
Несмотря на то, что согласно положениям указанного законодательного акта бюджетные учреждения в течение 6 месяцев текущего года могли оставаться получателями бюджетных средств, то есть финансироваться по бюджетной смете, федеральный бюджет на 2012 - 2014 годы, сформированный с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", предусматривает переход федеральных государственных бюджетных учреждений на новые финансовые взаимоотношения с федеральным бюджетом, начиная с начала 2012 года.
Вместе с тем в процессе осуществления мониторинга реализации положений Федерального закона N 83-ФЗ были установлены факты финансирования отдельных федеральных государственных бюджетных учреждений как получателей бюджетных средств по бюджетной смете.
Следует отметить, что если с 1 января до 1 июля 2012 года такая форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений являлась препятствием для использования ими средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности (порядок использования данных средств получателями средств федерального бюджета утратил силу с 01.01.2012), то после 1 июля текущего года данный факт сделает также невозможным предоставление этим учреждениям соответствующих ассигнований из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, просим обеспечить неукоснительное соблюдение требований Федерального закона N 83-ФЗ с целью своевременного и качественного выполнения задач, поставленных данным законодательным актом.
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО