НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина России от 01.03.2024 N 02-12-10/18335 "По вопросу применения положений Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782"

"По вопросу применения положений Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 марта 2024 г. N 02-12-10/18335
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу применения положений общих требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1782 "Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий" (далее соответственно - общие требования, Постановление N 1782, субсидия, получатель субсидии), и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфину России не предоставлено право давать разъяснения законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также осуществлять толкование отдельных законодательных норм, терминов и понятий.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
Вместе с тем Департамент полагает возможным высказать мнение по вопросам, изложенным в обращении.
В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 2 и абзаца пятого пункта 7 статьи 78, абзаца седьмого пункта 2 и абзаца пятого пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации <1> с 1 января 2024 г. субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, которые должны соответствовать общим требованиям (далее - правовой акт), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 78 и пунктом 2.1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
--------------------------------
<1> В редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 г. N 521-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 521-ФЗ).
Абзацем первым пункта 4 статьи 78.5 Бюджетного кодекса установлено, что с 1 января 2024 г. отбор получателей субсидий, предоставляемых из местных бюджетов, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации <2>, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 78.5 Бюджетного кодекса.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1781 "Об утверждении Правил отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Положениями абзаца второго пункта 4 статьи 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяется, что в случае принятия местной администрацией муниципального образования решения отбор получателей субсидий, предоставляемых из местных бюджетов, осуществляется в порядке, определенном муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям.
Положениями пункта 5 статьи 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что при предоставлении субсидий в том числе из местных бюджетов отбор получателей таких субсидий осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").
Вместе с тем положения указанного пункта статьи 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 521-ФЗ имеют отложенный срок вступления в силу:
1) в отношении субсидий, предоставляемых в том числе из местных бюджетов, если источником финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования по предоставлению указанных субсидий являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, - начиная с 1 января 2024 г. (далее - софинансируемые субсидии);
2) в отношении иных субсидий, предоставляемых из местных бюджетов, - начиная с 1 января 2025 г. (далее - субсидии, предоставляемые за счет средств местного бюджета).
В этой связи пунктом 6 Постановления N 1782 предусматривается переходная норма, позволяющая в течение 2024 года использовать в целях обеспечения проведения отборов получателей субсидий, предоставляемых за счет средств местного бюджета, иные сайты (например, сайт местной администрации), а не систему "Электронный бюджет". Аналогичные нормы об использовании в целях обеспечения проведения отборов иных сайтов также установлены абзацами первым, девятым, семнадцатым подпункта "б" и абзацем пятым подпункта "ж" пункта 4 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 <3> (далее - общие требования N 1492).
--------------------------------
<3> Признано утратившим силу с 1 января 2024 г. Постановлением N 1782.
Под обеспечением проведения отборов получателей субсидий с использованием иных сайтов подразумевается обеспечение взаимодействия между участниками отбора и главным распорядителем средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (иным лицом, если правовым актом предусматривается участие такого лица), проводящим отбор, в том числе размещение объявлений о проведении отборов, результатов рассмотрения предложений (заявок) участников отборов, результатов проведения отборов, информации о победителях отборов, положения о которых закрепляются в правовых актах.
С учетом того, что норма об использовании системы "Электронный бюджет" при проведении отборов получателей субсидий, предоставляемых за счет средств местного бюджета, вступает в силу с 1 января 2025 г., в период с 1 января 2024 г. по 1 января 2025 г. проведение отборов получателей таких субсидий обеспечивается на иных сайтах с размещением соответствующей информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в 2024 году проведение отборов получателей софинансируемых субсидий, предоставляемых из местных бюджетов, должно производиться в системе "Электронный бюджет". В отношении отборов получателей иных субсидий с учетом переходных норм в 2024 году применяются положения, аналогичные положениям пунктов 20 - 24 общих требований (за исключением подпункта "б" пункта 20 общих требований), предусмотренным для государственных информационных систем, в соответствии с пунктом 7 Постановления N 1782.
В этой связи приведение правовых актов в соответствие с общими требованиями следует осуществить в срок:
1) не позднее 1 апреля 2024 г. - в отношении субсидий, получатели которых определяются по результатам проведения отборов в системе "Электронный бюджет";
2) не позднее 1 января 2025 г. - в отношении иных субсидий.
Следует отметить, что приведение правовых актов в соответствие с общими требованиями, по мнению Департамента, возможно путем внесения изменений в правовые акты, принятые в соответствии с общими требованиями N 1492.
И.о. директора Департамента
С.С.БЫЧКОВ