МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 24-04-06/4970
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
N 14-00-06/1303
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
N МО/5562/18
ПИСЬМО
от 29 января 2018 года
О ПОЗИЦИИ
МИНФИНА РОССИИ, ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА, ФАС РОССИИ
ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 НОЯБРЯ 2017 Г. N 1428
"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПКИ ДЛЯ НУЖД
ОБОРОНЫ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА"
В связи с поступающими вопросами о применении постановления Правительства Российской Федерации
от 27 ноября 2017 г. N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 1428), принятого в соответствии со статьей 111 Федерального закона
от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Минфин России, Федеральное казначейство, ФАС России сообщают следующее.
1. По вопросу выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
1.1. В соответствии с пунктом 1 Постановления N 1428 при осуществлении закупки заказчиками по перечню согласно приложению (далее - заказчики), за исключением закупок, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 2 статьи 84, частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном для случаев, предусмотренных пунктами 1 или 2 части 2 статьи 84 Федерального закона (по выбору заказчика).
Таким образом, заказчики с учетом положений Постановления N 1428 вправе выбрать способ исключительно из следующих конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион - а также вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Осуществление закупок путем проведения запроса котировок (в том числе, для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства), запроса предложений (в том числе, в случае, указанном в пункте 8 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ) не предусмотрено Постановлением N 1428.
1.2. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Постановления N 1428 в случае признания осуществленных в соответствии с Постановлением N 1428 закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса или закрытого аукциона не состоявшимся применяются положения Закона N 44-ФЗ о последствиях признания не состоявшимся открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или аукциона в электронной форме.
Положения статей 55, 71 Закона N 44-ФЗ предусматривают случаи, при которых проводится новая закупка. Следует учесть, что при осуществлении такой новой закупки заказчики, руководствуясь Постановлением N 1428, вправе осуществить закупку исключительно путем проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, а также путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1428 проводится с ФАС России на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
2. По вопросу проведения закрытого аукциона
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1428 заказчики в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, включенных в перечень, предусмотренный частью 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ обязаны проводить закрытый аукцион с использованием функционала специализированной электронной площадки.
Необходимо отметить, что функционал специализированной электронной площадки используется для обеспечения проведения процедуры закрытого аукциона в электронной форме.
Руководствуясь принципами разумности, единства контрактной системы, а также положениями статьи
6 Гражданского кодекса Российской Федерации, представляется целесообразным при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки применять в части, не противоречащей Постановлению N 1428, порядок проведения электронного аукциона, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключения контракта.
3. По вопросу размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1428 заказчики не размещают в единой информационной системе информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом N 44-ФЗ, за исключением извещения об осуществлении в соответствии с Постановлением N 1428 закупки, проводимой в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, положениями Постановления N 1428 предусмотрено размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) только извещения об осуществлении закупки и исключительно при условии принятия заказчиком решения об осуществлении закупки в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона N 44-ФЗ.
При этом иные документы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, в том числе планы закупок, планы-графики закупок, документации о закупках, протоколы, составляемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не подлежат размещению в ЕИС. Также не подлежит размещению в ЕИС извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Дополнительно необходимо отметить, что должностные лица заказчиков по перечню согласно приложению к Постановлению N 1428 не могут быть привлечены в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за неразмещение или нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку Постановлением N 1428 такое размещение не предусмотрено.
4. По вопросу осуществления контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 Закона N 44-ФЗ
В целях соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1367) при осуществлении контроля информации и документов, которые не подлежат в соответствии с Постановлением N 1428 размещению в ЕИС, необходимо руководствоваться следующим.
Осуществление контроля информации и документов, не подлежащих в соответствии с Постановлением N 1428 размещению в ЕИС, осуществляется в те же сроки и в порядке, которые предусмотрены для осуществления контроля документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с Постановлением N 1367.
Такие информация и документы подлежат направлению на контроль в орган контроля на бумажном носителе и (при наличии технической возможности) на съемном машинном носителе информации.
Учитывая положения пункта 4 Требований к форме к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 552, и пункта 5 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 553, закупки, осуществляемые заказчиками, подлежат включению в планы закупок, планы-графики закупок по форме, установленной для сведений, не составляющих государственную тайну, и не подлежат отражению в приложении к плану закупок, плану-графику закупок, содержащем сведения, составляющие государственную тайну (за исключением случаев, когда соответствующие сведения действительно составляют государственную тайну).
В случае ошибочного направления заказчиками на контроль и размещение в ЕИС информации и документов, которые в соответствии с Постановлением N 1428 не подлежат размещению в ЕИС, контроль таких сведений органом контроля не производится, их размещение в ЕИС не осуществляется. Это означает, что в отношении документа, ошибочно направленного на контроль, результаты контроля органом контроля не формируются и не подписываются. Такой документ остается в личном кабинете органа контроля и в личном кабинете заказчика со статусом "На контроле" и не размещается в ЕИС. При этом в отношении извещений, подлежащих в соответствии с Постановлением N 1428 размещению в ЕИС, функционал формирования, направления на контроль и последующего размещения в ЕИС сохраняется в текущем порядке. Напоминаем, что указанные извещения формируются без размещения плана-графика закупок, на основании которого осуществляется соответствующая закупка. Такие извещения контролируются на соответствие плану-графику закупок, представленному в орган контроля на бумажном носителе. В случае, если план-график закупок не был представлен для прохождения контроля на бумажном носителе, при осуществлении контроля извещений, формируемых на основании такого плана-графика закупок, и размещаемых в ЕИС, орган контроля формирует отрицательный результат контроля в ЕИС.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время прорабатывается вопрос о формировании документов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, и результатов их контроля в электронной форме в ЕИС без последующего размещения в открытой части ЕИС.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
А.М.ЛАВРОВ
Заместитель руководителя
Федерального казначейства
А.Т.КАТАМАДЗЕ
Заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной службы
М.А.ОВЧИННИКОВ