НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина России N 17-03-05/102253, Банка России N 01-59/9880 от 26.12.2019 "О методических рекомендациях по разработке региональных программ по финансовой грамотности"

"О методических рекомендациях по разработке региональных программ по финансовой грамотности"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 17-03-05/102253
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 01-59/9880
ПИСЬМО
от 26 декабря 2019 года
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В соответствии с решением Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р, участие Банка России в реализации указанной Стратегии определено приказом Банка России от 2 ноября 2017 г. N ОД-3150) (далее - Стратегия) от 22 ноября 2019 года направляем для использования в работе Методические рекомендации по разработке региональных программ (подпрограмм) по повышению финансовой грамотности (или региональных программ с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг).
Использование указанных методических рекомендаций при разработке и реализации региональных программ позволит обеспечить достижение наилучших результатов совместной работы по данному направлению в целом.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Приложение
к письму Минфина России, Банка России
от 26 декабря 2019 г. N 01-59/9880/17-03-05/102253
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (ИЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ (ПОДПРОГРАММ) С ИНЫМ НАИМЕНОВАНИЕМ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ЗАЩИТУ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ) ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Методические рекомендации по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности населения (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) (далее - Методические рекомендации, региональная программа) определяют методологические подходы к разработке региональных программ, разрабатываемых совместно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными учреждениями Банка России, порядку их согласования и утверждения, подготовке отчетов о ходе их реализации, механизмам управления и мониторинга реализации региональных программ.
2. Основанием для разработки региональных программ является Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, участие Банка России в реализации Стратегии определено приказом Центрального банка Российской Федерации от 2 ноября 2017 г. N ОД-3150 (далее - Стратегия).
3. Высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р рекомендуется учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности и в соответствии с положениями Стратегии использовать их в стратегическом планировании, подготовив стратегические планы деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. При разработке региональной программы целесообразно учитывать положения действующих программ (подпрограмм), направленные на повышение финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, а также на защиту прав потребителей финансовых услуг, при их наличии.
5. При разработке региональной программы рекомендуется придерживаться следующей структуры:
5.1. Паспорт региональной программы (приложение 1 к Методическим рекомендациям).
5.2. Основная часть региональной программы по следующим разделам:
характеристика сферы реализации региональной программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
анализ уровня финансовой грамотности населения;
цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты;
сроки и контрольные этапы реализации региональной программы;
основные мероприятия региональной программы;
механизм управления региональной программой;
обоснование объема финансовых ресурсов и источников финансирования, необходимых для реализации региональной программы (приложение 2 к Методическим рекомендациям);
анализ рисков и описание мер управления рисками реализации региональной программы;
перечень действующих региональных программ (подпрограмм), направленных на повышение финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, а также на защиту прав потребителей финансовых услуг;
мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения региональной программы;
порядок направления и состав отчетности о реализации региональной программы в Межведомственную координационную комиссию по реализации мероприятий Стратегии.
5.3. При разработке целесообразно использовать приложения 1 - 4 к Методическим рекомендациям.
5.4. При отсутствии региональной программы рекомендуется использовать отдельные элементы Методических рекомендаций для включения в иные программы (документы) в социальной, экономической, образовательной и других сопряженных сферах.
6. Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы и показатели), а также этапы и сроки реализации региональной программы рекомендуется указывать в соответствии с Методическими рекомендациями и Стратегией.
Ожидаемые результаты реализации региональной программы рекомендуется указывать в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией региональной программы) в сфере реализации региональной программы, сроков их достижения.
7. При описании характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации региональной программы рекомендуется предусмотреть включение аналитических данных о текущем состоянии вопроса, включая выявление основных проблем, прогноза развития в этой области, а также анализ рисков реализации региональной программы и описание мер управления рисками реализации региональной программы.
8. Цель и задачи региональной программы рекомендуется указывать, ориентируясь на положения Стратегии.
8.1. Целью региональной программы является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения субъекта Российской Федерации.
8.2. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.
8.3. Основными направлениями деятельности целесообразно обозначить:
содействие внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также создание необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
реализацию программ и проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности и развитию у населения навыков использования знаний с участием органов исполнительной власти и местного самоуправления, Банка России, образовательных, финансовых, общественных и иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества;
обеспечение регулярного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
повышение уровня доступности для населения информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах;
формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное выполнение задач региональной программы и внедрение задач по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг в иные программы (документы) субъекта Российской Федерации;
развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей субъекта Российской Федерации;
организация мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения;
участие и (или) поддержка мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;
обеспечение информационной поддержки реализации региональной программы.
9. В региональной программе могут быть указаны дополнительные цели и задачи, сформированные на основе характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации региональной программы, а также иных действующих региональных программ (документов) в сфере повышения финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства.
В качестве возможных дополнительных задач региональной программы могут быть указаны следующие:
развитие у населения навыков использования знаний в области финансовой грамотности;
проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, а также направленных на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг;
другие.
10. При описании дополнительных целей и задач необходимо обеспечить их соответствие следующим характеристикам:
специфичность (соответствие сфере реализации региональной программы);
конкретность (не допускаются нечеткие формулировки, произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение можно оценить);
достижимость (результат должен быть достижим в установленное время);
релевантность (соответствие формулировки ожидаемым результатам);
достаточность (задача должна быть достаточна для достижения цели).
11. На основе последовательности решения задач региональной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов целесообразно определить промежуточные результаты реализации региональной программы.
12. При формировании набора основных мероприятий целесообразно учитывать возможность выделения контрольных событий региональной программы в ходе их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий региональной программы.
Наименования основных мероприятий целесообразно не дублировать с наименованиями целей и задач региональной программы.
Допускается объединение различных по характеру мероприятий в одно основное. На решение одной задачи может быть направлено несколько мероприятий.
Мероприятия региональной программы целесообразно формировать с учетом объемов бюджетных ассигнований субъекта Российской Федерации и их источников, включая государственные, федеральные целевые, региональные целевые и другие программы, включая региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса, а также государственные и муниципальные закупки субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также внебюджетных источников.
Перечень мероприятий рекомендуется формировать с учетом следующих направлений:
создание (развитие) необходимой устойчивой инфраструктуры, в том числе создание при необходимости региональных центров по финансовой грамотности;
развитие кадрового потенциала;
формирование основ рационального финансового поведения;
разработка и апробация новых образовательных программ и материалов;
внедрение и развитие образовательных программ на всех уровнях образования;
финансовое просвещение и информирование населения;
повышение финансовой грамотности лиц с инвалидностью, детей-сирот и социально незащищенных слоев населения;
развитие наставничества и волонтерского движения по финансовой грамотности;
использование лучших практик и поддержка частных и общественных инициатив по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг.
13. При подготовке и реализации мероприятий региональной программы рекомендуется учитывать лучшие практики, в том числе программы и материалы, разработанные в рамках Проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", а также разработанные Банком России и другими участниками реализации мероприятий Стратегии, с использованием интернет ресурсов:
Дружи с финансами - https://www.vashifinancy.ru;
Финансовая культура - https://www.fincult.info.
14. При формировании перечня мероприятий для достижения целей региональной программы рекомендуется дополнительно использовать информацию в разрезе компонентов согласно приложению 3 к Методическим рекомендациям.
15. В анализе рисков реализации региональной программы и описании мер управления рисками реализации региональной программы рекомендуется предусмотреть:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации региональной программы (качественную и (или) количественную оценку факторов рисков);
описание мер управления рисками реализации региональной программы.
При определении перечня рисков реализации региональной программы рекомендуются учитывать следующие риски:
риски, связанные с законодательной и нормативной базой, нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации региональной программы;
недостаточный уровень развития образовательной инфраструктуры, отсутствие необходимых правил и порядка при планировании, выполнении, учете и контроле мероприятий, слабая мотивация участников реализации региональной программы по выполнению задач региональной программы;
недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий региональной программы;
организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией региональной программы, слабая координация между исполнителями региональной программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий;
социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым изменениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках плана региональной программы результатов;
недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий региональной программы;
другие.
16. Региональная программа реализуется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальным учреждением Банка России на условиях системного партнерства и паритета.
К реализации региональной программы рекомендуется привлекать широкий круг участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей региональной программы.
17. В целях согласования и координации действий, эффективного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориального учреждения Банка России и других участников региональной программы целесообразно создавать полномочный координационный орган (совет или комиссию).
В состав координационного органа рекомендуется включать представителей финансового органа субъекта Российской Федерации и территориального учреждения Банка России на правах партнерства и сопредседательства, а также других заинтересованных органов исполнительной власти и местного самоуправления, по примеру Межведомственной координационной комиссии, созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 92.
Полномочия, вопросы компетенции и порядок работы такого органа определяется его положением.
К полномочиям координационного органа рекомендуется относить общее руководство действиями участников реализации региональной программы, в том числе определение стратегических направлений работы, общий контроль за реализацией региональной программы, контроль и оказание содействия в реализации мероприятий региональной программы.
С целью оказания аналитической поддержки работе координационного органа рекомендуется создать экспертный совет по финансовой грамотности, в состав которого войдут представители экспертного и научного сообщества, ведущих образовательных и финансовых (включая некоммерческие и общественные) и иных организаций, эксперты и другие участники региональной программы.
Отдельные полномочия по решению координационного органа могут быть делегированы соответствующему региональному центру финансовой грамотности при его наличии.
18. По мере необходимости в региональную программу могут вноситься изменения, поступающие от участников и соисполнителей региональной программы, которые рассматриваются координационным органом и утверждаются в порядке, аналогичном утверждению региональной программы.
19. План реализации региональной программы рекомендуется составлять ежегодно в текущем году на очередной год и плановый период с учетом рекомендаций Межведомственной координационной комиссии, созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 92, по форме приложения 4 к Методическим рекомендациям.
20. Мониторинг реализации региональной программы может быть ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации региональной программы от запланированного.
21. Утвержденный отчет о реализации региональной программы, подготовленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с привлечением территориального учреждения Банка России, рекомендуется направлять в Минфин России и Банк России в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
22. В случае отклонений от сроков реализации региональной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры региональной программы, в годовой отчет могут включаться предложения по дальнейшей реализации региональной программы и их обоснование.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
Паспорт
региональной программы "Повышение финансовой грамотности
населения на 2020 - 2023 годы"
Основания создания и реализации региональной программы
Заказчики региональной программы
Координаторы региональной программы
Основные исполнители и участники региональной программы
Цели и задачи региональной программы
Важнейшие целевые (контрольные) показатели реализации региональной программы
Сроки и этапы реализации региональной программы
Объемы и источники финансирования региональной программы
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
Рекомендуемая форма по объему финансовых ресурсов,
необходимых для реализации региональной программы
N п/п
Мероприятие
Источник финансирования
Объем финансирования
федеральный
региональный
муниципальный
частный (внебюджетный)
федеральный бюджет
региональный бюджет
муниципальный бюджет
внебюджетные средства
2020
...
2023
2020
...
2023
2020
...
2023
2020
...
2023
1
2
...
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
КОМПОНЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Приведенные далее компоненты предназначены для использования при подготовке региональных программ по повышению финансовой грамотности или региональных программ с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и информирование о защите прав потребителей финансовых услуг. Компоненты могут быть доработаны или использованы отдельно для включения в другие документы субъекта Российской Федерации при отсутствии региональной программы по финансовой грамотности. Компоненты носят рекомендательный характер.
Компонент 1: Мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения и информированности населения о механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг в регионе
Основной целью данного компонента является построение надежной системы мониторинга и оценки результатов реализации мероприятий региональной программы по достижению ее целей.
В рамках данного компонента могут быть поддержаны и организованы следующие исследования:
исследование уровня финансовой грамотности населения региона. Цель исследования - определить текущий уровень финансовой грамотности и изменения в отношении, восприятии, поведении населения, уверенности потребителей при пользовании финансовыми услугами;
регулярный мониторинг (оценка) эффективности мероприятий региональной программы. Цель исследования определить эффективность проведения тех или иных мероприятий региональной программы, определить соответствующие тенденции и динамику.
Периодичность проведения исследований может быть определена с учетом плана реализации мероприятий региональной программы.
Компонент 2: Формирование основ рационального финансового поведения
В целях обеспечения формирования у населения рационального финансового поведения, в основе которого лежит осознание возможных последствий принятых решений и умение собирать и всесторонне анализировать официальную информацию, в ходе реализации мероприятий региональной программы необходимо обеспечить формирование установок на целесообразность учета баланса семейных (личных) доходов и расходов при принятии соответствующего финансового решения. При этом целями рационального финансового поведения может быть сохранение и накопление ресурсов, их преумножение, инвестирование. Важно соблюсти принципы свободы и независимости принятия самостоятельных решений.
Рациональность принятия решений основывается на портрете финансово грамотного гражданина, который в соответствии со Стратегией должен обладать следующими характеристиками:
следить за состоянием личных финансов;
планировать свои доходы и расходы;
формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
рационально выбирать финансовые услуги;
жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
знать о рисках на рынке финансовых услуг;
знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Формирование основ рационального финансового поведения должно быть направлено на:
повышение интереса и мотивации граждан к получению новых знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, осознания ее важности и практической пользы для личного и семейного финансового благополучия, формирование чувства личной ответственности за свое финансовое поведение;
сознательное отношение к выбору финансовых продуктов, понимание особенностей оформления сделок и договоров на получение финансовых услуг, необходимость сравнения различных вариантов финансовых продуктов при принятии решения;
создание мотивации к среднесрочным и долгосрочным накоплениям, оптимальному соотношению между кредитной задолженностью и доходом домохозяйства, учет особенностей планирования на различных этапах жизненного цикла;
повышение интереса и мотивации к получению знаний в пенсионной сфере и мотивации к самостоятельному формированию пенсионных накоплений;
защиту прав потребителей в финансовой сфере, включая информирование об основных типах финансовых продуктов, правах потребителей и основах законодательства, процессе возмещения ущерба и организациях, осуществляющих надзорные функции и контроль.
Компонент 3: Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности
Целью данного компонента является развитие потенциала в области повышения финансовой грамотности населения в регионе. В результате реализации данного компонента предполагается повышение институционального и кадрового потенциала в области финансовой грамотности как в государственном, так и в частном секторе. Институциональный потенциал может служить для накопления, генерации и распространения знаний и информации по вопросам финансовой грамотности. Он также послужит наращиванию кадрового потенциала, способного повысить финансовую грамотность. Сюда относятся педагогические работники дошкольных и общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования и др.
В рамках данного компонента могут быть поддержаны и осуществлены следующие основные направления деятельности:
Создание институционального и кадрового потенциала в регионе в области повышения финансовой грамотности, включая:
создание устойчивых региональных и муниципальных центров консультирования и просвещения граждан в области финансовой грамотности (в том числе Региональных центров финансовой грамотности, при необходимости);
повышение квалификации в области финансовой грамотности сотрудников органов государственной власти;
обучение методистов и тьюторов региона по реализации программ повышения финансовой грамотности для студентов, обучающихся общеобразовательных учреждений, учреждений НПО/СПО и взрослого населения;
оказание постоянной методической поддержки специалистам в сфере образования (методистам, тьюторам, педагогическим работникам) в регионе;
обучение сотрудников органов социальный защиты, представителей муниципалитетов, центров занятости, пенсионного фонда и других служб региона;
повышение квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов общеобразовательных организаций, педагогических работников основного общего и среднего общего образования (учителя истории, обществознания, экономики, математики, информатики, географии, технологии, основ безопасности жизнедеятельности), педагогических работников организаций дополнительного образования, преподавателей профессиональных образовательных организаций, а также педагогических работников и воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
использование лучших практик и инфраструктуры, в том числе созданных в рамках Проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", а также Банком России и другими участниками реализации мероприятий Стратегии;
переподготовка и изменение программ подготовки специалистов организациями высшего и среднего профессионального образования;
расширение практики использования информационных и образовательных ресурсов по повышению финансовой грамотности населения и информирование о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе вашифинансы.рф и fincult.info. Разработанные в рамках региональной программы материалы могут быть размещены в соответствующих разделах указанных ресурсов. С целью доступности информации и материалов необходимо предусмотреть сознание региональных сайтов или отдельных разделов на официальных сайтах субъекта Российской Федерации;
создание и распространение информационных материалов и информирование.
В целях информирования населения в рамках региональной программы необходимо обеспечить разработку и распространение информационных материалов (включая тематические буклеты и брошюры) в печатном и электронном виде.
Распространение материалов и информирование населения должно быть организовано на системной основе с использованием сети федеральных и региональных методических центров повышения финансовой грамотности, территориальных учреждений Банка России, консультационных центров для потребителей в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных отделений, территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг, социальных служб, библиотек, общественных объединений по защите прав потребителей, образовательных организаций, финансовых организаций, средств массовой информации (далее - СМИ) и иных.
Информирование населения может также осуществляться в рамках проведения информационных кампаний и социальной рекламы.
Разработанные информационные материалы в электронном виде необходимо распространять с использованием всех доступных информационных каналов, в том числе телевидения, радио, электронных СМИ, информационные панели, стойки, в том числе включая официальные сайты участников реализации региональной программы, специальные тематические сайты, социальные сети.
Для улучшения работы по информированию населения необходимо внедрять эффективные механизмы обратной связи с потребителями финансовых услуг на основе современных технологий, в том числе организацию тематических горячих линий консультирования потребителей финансовых услуг, общественных и онлайн-приемных населения, организуемых участниками реализации Стратегии: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Банком России, Пенсионным фондом Российской Федерации и другими участниками.
Особое внимание необходимо уделить обучению представителей СМИ и государственных служащих финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
В целях повышения интереса граждан к проблематике финансовой грамотности рекомендуется предусмотреть в региональной программе развитие практики проведения таких мероприятий, как Фестиваль финансовой грамотности, приуроченный к Дню финансиста (8 сентября), Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийская неделя сбережений, Неделя финансовой грамотности в регионах России, Всемирный день защиты прав потребителей (15 марта), мероприятий приуроченных к Дню рубля, Дню открытых дверей Банка России, Дню российского предпринимательства (26 мая), а также обеспечить участие в специализированных мероприятиях в сфере образования, финансов, предпринимательства и иных социально направленных мероприятиях, таких как региональные и межрегиональные форумы, конгрессы, круглые столы, семинары, конференции и иных мероприятий.
Компонент 4: Внедрение образовательных программ и проведение информационных кампаний по повышению финансовой грамотности
Целью данного компонента является развитие финансовой грамотности населения через проведение комплекса информационных и образовательных мероприятий. Мероприятия должны быть ориентированы преимущественно на целевые группы региональной программы.
Все мероприятия должны соответствовать положениям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", концепциям, федеральным государственным образовательным стандартам, примерным образовательным программам и иным нормативным и правовым актам в сфере образования. Реализация мероприятий данного компонента должны осуществляться с обеспечением принципа непрерывности образования.
В рамках данного компонента могут быть поддержаны и осуществлены мероприятия, в том числе с использованием современных учебных материалов, программ, инновационных технологий, включая различные интерактивные, дистанционные, онлайн-программы и инструменты. Особенностью предлагаемых образовательных программ является то, что они направлены на формирование навыков финансового планирования и рационального поведения на протяжении всей жизни. Важным элементом и эффектом реализации образовательных программ для обучающихся является включение родителей в образовательный процесс и, соответственно, развитие их интереса и мотивации к вопросам повышения собственной финансовой грамотности.
Основной институциональной базой для реализации образовательных программ для обучающихся должны стать образовательные организации, заинтересованные в развитии таких программ. К реализации программ могут быть также привлечены в качестве экспертов неправительственные организации, ассоциации финансовых и банковских учреждений.
В рамках данного компонента на региональном уровне могут быть поддержаны и осуществлены следующие основные направления деятельности:
Внедрение созданных образовательных программ и учебно-методических материалов, в том числе:
основных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе на базе учебных модулей по тематике финансовой грамотности для включения в учебные предметы - обществознание, экономика, математика, технология, информатика, окружающий мир и другие;
дополнительных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций;
особое внимание в региональной программе необходимо уделить мероприятиям для талантливых обучающихся всех уровней образования, предусмотреть их участие в олимпиадах и конкурсах, всероссийских зачетах и диктантах по финансовой грамотности;
цифровых образовательных ресурсов;
модульных образовательных программ и учебно-методических и информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности студентов;
модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности взрослого населения, в том числе на рабочем месте;
учебных модулей по обучению студентов педагогических образовательных организаций высшего образования методике преподавания основ финансовой грамотности;
особое внимание требуется уделить гражданам пенсионного и предпенсионного возраста, для которых необходимо дополнительно предусмотреть доступность обучения основам цифровой и юридической грамотности, навыкам работы с компьютером, в том числе дистанционного, в сочетании с образовательными программами по повышению финансовой грамотности;
материалов для лиц с инвалидностью, воспитанников детских домов и учащихся школ - интернатов, других социально незащищенных слоев населения;
методологических подходов подготовки и привлечения волонтеров к деятельности по повышению финансовой грамотности;
проведения мероприятий по разработке, апробации и внедрению образовательных программ и учебно-методических материалов, учитывающих специфику региона, а также лучшие практики и опыт в области реализации программ повышения финансовой грамотности.
При планировании и проведении мероприятий по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс необходимо использовать методические рекомендации, учебно-методические материалы, примерные образовательные программы, прошедшие соответствующие экспертизы и размещенные на сайтах Минпросвещения России, Минобрнауки России, Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзора, Пенсионного фонда Российской Федерации и других ведомств, участвующих в реализации Стратегии, в том числе специализированных сайтах:
Министерство просвещения Российской Федерации - www.edu.gov.ru;
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - www.minobrnauki.gov.ru;
Реестр примерных основных общеобразовательных программ - www.fgosreestr.ru;
Преобразование - www.preobra.ru;
ПроеКториЯ - www.proektoria.online;
Российская электронная школа - www.resh.edu.ru;
Современная цифровая образовательная среда - www.neorusedu.ru;
Фонд новых форм развития образования - РастимДетей.рф;
Центральный банк Российской Федерации - www.cbr.ru;
Финансовая культура - www.fincult.info;
Деньги для дела - www.dengidela.com;
Онлайн-уроки по финансовой грамотности - www.dni-fg.ru;
Министерство финансов Российской Федерации - www.minfin.ru;
Дружи с финансами - www.vashifinancy.ru;
Министерство экономического развития Российской Федерации - www.economy.gov.ru;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - www.rospotrebnadzor.ru;
Пенсионный Фонд Российской Федерации - www.pfrf.ru;
иные официальные источники информации.
Проведение информационных кампаний по повышению финансовой грамотности
В рамках данного компонента также может быть разработана и проведена информационная кампания, направленная на повышение уровня финансовой грамотности населения региона и обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг. Информационная кампания может осуществляться на базе региональных и муниципальных СМИ, включая телевидение, радио, печатные и электронные СМИ, с использованием интернет-каналов, наружной рекламы, рекламы на транспорте, железнодорожных, морских, речных и автотранспортных вокзалах, аэропортах, местах массового скопления и культурного отдыха населения (в т.ч. кинотеатрах) и другие.
Повышение финансовой грамотности населения и информирование в области защиты прав потребителей финансовых услуг относится к вопросам высокой социальной значимости и не преследует коммерческих или иных материальных целей, также не принадлежит к бренду конкретной организации. В связи с этим в рамках данного компонента целесообразно использовать механизмы социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Создание и демонстрация образовательных передач по актуальным темам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, размещение публикаций в СМИ, проведение специальных информационно-просветительских и пресс-мероприятий.
В рамках взаимодействия со СМИ в сфере освещения проблематики повышения финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг необходимо проведение систематической работы по информированию СМИ о мероприятиях, проводимых в ходе реализации региональной программы, вовлечение журналистов в публичные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, в качестве активных участников, проведение семинаров, дискуссий и мастер-классов по актуальным вопросам финансовой грамотности и информирования о защите прав потребителей, особенно для СМИ, конкурсов лучших публикаций в СМИ по вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. При этом на системной основе необходимо организовать проведение программ и съемку сюжетов, комментарии на телевидении и радио с привлечением экспертов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
Компонент 5: Наставничество и волонтеры финансовой грамотности
В рамках региональной программы одним из компонентов может быть развитие движения волонтеров финансового просвещения.
Данное направление может включать:
механизмы взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с Ассоциацией развития финансовой грамотности, организаторами волонтерской деятельности, волонтерскими организациями в сфере повышения финансовой грамотности;
планы развития и поддержки волонтеров финансового просвещения, включая поддержку волонтерских центров, в том числе работающих на базе общеобразовательных организаций образования, образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования;
использование системы мотивации и нематериального поощрения волонтеров финансового просвещения, в том числе в части предоставления образовательных услуг, вручения наград и знаков отличия;
развитие компетенции волонтеров финансового просвещения через участие в обучающих стажировках;
планы по развитию и распространению волонтерской деятельности в области повышения финансовой грамотности путем привлечения большего числа волонтеров, а также расширения целевой аудитории благоприобретателей знаний финансово грамотного человека;
порядок привлечения волонтеров к мероприятиям региональной программы.
Приложение 4
к Методическим рекомендациям
Рекомендуемый план
реализации региональной программы на очередной
финансовый год и плановый период
N п/п
Наименование региональной программы, основного мероприятия, контрольного события региональной программы
Ответственный исполнитель (Ф.И.О.)
Срок реализации (дата)
Объем ресурсного обеспечения (тыс. руб.)
Всего
Федеральный бюджет
Региональный бюджет
Муниципальный бюджет
Внебюджет
1
2
3
4
6
7
8
9
10
1
Основное мероприятие 1
1.1
Контрольное событие 1.1
1.2
Контрольное событие 1.2
...
2
Основное мероприятие 2
2.1
Контрольное событие 2.1
2.2
Контрольное событие 2.2
2.3
Контрольное событие 2.3
...
Итого по региональной программе