МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 09-01-08/27350
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
N 07-04-05/22-7629
ПИСЬМО
от 23 апреля 2018 года
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в целях разъяснения положений Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2017 г. N 1680 (далее - Правила N 1680), сообщают следующее.
Нормы о казначейском сопровождении ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми во исполнение указанного федерального закона актами Правительства Российской Федерации, Минфина России и Федерального казначейства.
Правовые основания осуществления казначейского сопровождения средств, предоставляемых на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа (далее - средства государственного оборонного заказа), в 2017 году установлены пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ), согласно которому Правительству Российской Федерации предоставлено право определять дополнительные случаи казначейского сопровождения средств, предоставляемых юридическим лицам на основании государственных контрактов (контрактов, договоров).
Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации
от 3 марта 2017 г. N 249 "О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу".
Казначейское сопровождение средств государственного оборонного заказа в силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона N 415-ФЗ в 2017 году осуществлялось в соответствии с Правилами казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", установленными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2016 г. N 1552 (далее - Правила N 1552).
Пунктом 7 Правил N 1552 определены требования, предъявляемые к условиям, подлежащим включению в государственные контракты (контракты, договоры) в рамках казначейского сопровождения средств, предоставляемых в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 415-ФЗ, в том числе:
обязанность юридических лиц открыть лицевые счета для учета операций неучастников бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства (далее - лицевой счет);
указание в договорах, платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта;
санкционирование расходов за счет средств, предоставляемых на основании государственных контрактов (контрактов, договоров);
представление в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования.
Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утвержден приказом Минфина России
от 28 декабря 2016 г. N 244н (далее - Порядок N 244н).
Пунктом 8 Порядка N 244н установлено, что санкционирование операций осуществляется в соответствии с представляемыми юридическим лицом в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания открытого юридическому лицу лицевого счета Сведениями о направлениях расходования целевых средств на ____ год и на плановый период ____ и ____ годов.
В 2018 году казначейское сопровождение средств, предоставляемых на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), заключаемых в целях исполнения государственного оборонного заказа, осуществляется в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и Правил N 1680.
Правила N 1680 содержат положения, соответствующие положениям, предусмотренным Правилами N 1552 и Порядком N 244н, в том числе:
обязанность юридических лиц открыть лицевые счета в целях осуществления операций со средствами государственного оборонного заказа;
указание в договорах, платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта;
санкционирование расходов головных исполнителей (исполнителей) за счет средств государственного оборонного заказа.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 1680 санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа осуществляется в соответствии с представляемыми головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными в порядке и по форме, установленным Минфином России.
При этом форма указанных сведений, необходимых в соответствии с Постановлением N 1680 для санкционирования расходов за счет средств государственного оборонного заказа, установлена приказом Минфина России
от 8 декабря 2017 N 220н "Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", которая применяется как при казначейском сопровождении средств, получаемых в рамках исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров), заключаемых в целях исполнения государственного оборонного заказа, так и вне рамок государственного оборонного заказа.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина России и Федерального казначейства, требования к осуществлению в 2018 году казначейского сопровождения средств, предоставляемых на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), заключаемых в целях исполнения государственного оборонного заказа, не содержат существенных отличий от требований, применявшихся при казначейском сопровождении указанных средств в 2017 году.
Вместе с тем, Правила N 1680 дополнены положениями, аналогичными нормам Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", применяемым при банковском сопровождении государственных контрактов (контрактов, договоров), в том числе:
о приостановлении открытия (отказа в открытии) лицевых счетов для учета операций со средствами государственного оборонного заказа;
о приостановлении (отмены приостановления) операций по лицевым счетам и отказе в проведении приостановленной операции.
Кроме того, Правилами N 1680 установлена возможность перечисления средств на счета, открытые в кредитной организации головному исполнителю (исполнителю), в целях возмещения произведенных расходов (части расходов), в случае если указанные расходы осуществлялись до поступления средств на лицевой счет, открытый головному исполнителю (исполнителю), и при наличии в государственном контракте (контракте, договоре) условия о возможности возмещения произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов).
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина России и Федерального казначейства, в 2018 году при казначейском сопровождении средств по государственным контрактам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа до 1 января 2018 года, операции, связанные с возмещением произведенных расходов (части расходов), могут осуществляться:
при наличии средств на лицевом счете, открытом головному исполнителю (исполнителю);
при отсутствии в государственном контракте (контракте, договоре) условия о возможности возмещения произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов).
При этом заключение дополнительных соглашений к указанным государственным контрактам (контрактам, договорам), заключенным до 1 января 2018 года, в целях возмещения фактически произведенных расходов (части расходов) и включения таких условий в данные государственные контракты (контракты, договоры), по мнению Минфина России и Федерального казначейства, не требуется.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.М.ЛАВРОВ
Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е.АРТЮХИН