МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2006 г. N 05-04-07/23/594
Департамент финансовой политики сообщает следующее.
В целях повышения качества активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщиков, Министерством финансов Российской Федерации в Приказах от 08.08.2005 N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов" и от 16.12.2005 N 149н "Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика" были установлены требования к наличию рейтинга.
Рейтинг - оценка платежеспособности (кредитоспособности) организации, основанная на оценке факторов риска, и представляющая собой комплексную оценку способности организации к полному и своевременному выполнению обязательств с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации.
Применяемая рейтинговыми агентствами рейтинговая шкала состоит из четырех классов (A, B, C и D), которые характеризуют различные уровни надежности. Каждый из классов разделяется на уровни (обычно не более трех), обозначаемых рейтинговыми агентствами несколькими буквами.
Каждый из уровней разделяется на несколько подуровней, обозначаемых рейтинговыми агентствами различными индексами "+", " ", "-" или "1", "2", "3" или "++", "+", " " и т.д. и указывающих на первую, вторую и третью степень надежности в рейтинговом уровне.
Уровни, их характеристику, а также подуровни рейтинговых шкал условно можно привести в виде следующей таблицы (на примере нескольких рейтинговых агентств).
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Уровень и значение рейтинга │ Рейтинговые агентства │
│ ├─────┬──────┬──────┬─────┬─────┤
│ │"Фитч│"Мудис│"Стэн-│"Экс-│"Рус-│
│ │Инк" │Инвес-│дард │перт │Рей- │
│ │ │тор │энд │РА" │тинг"│
│ │ │Сер- │Пурс" │ │ │
│ │ │вис" │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│1. Рейтингуемая организация│AAA │Aaa │AAA │A++ │AAA │
│имеет исключительную│ │ │ │ │ │
│кредитоспособность и минимальный│ │ │ │ │ │
│уровень риска (наивысшая│ │ │ │ │ │
│надежность) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│2. Рейтингуемая организация│AA+, │Aa1, │AA+, │A+ │AA+, │
│имеет отличную│AA, │Aa2, │AA, │ │AA, │
│кредитоспособность, но более│AA- │Aa3 │AA- │ │AA- │
│восприимчива к долгосрочным│ │ │ │ │ │
│рискам (отличная надежность) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│3. Рейтингуемая организация│A+, │A1, │A+, │A │A+, │
│имеет хорошую│A, │A2, │A, │ │A, │
│кредитоспособность, однако│A- │A3 │A- │ │A- │
│восприимчивость к рискам может│ │ │ │ │ │
│привести к ухудшению положения│ │ │ │ │ │
│(очень высокая надежность) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│4. Рейтингуемая организация│BBB+,│Baa1, │BBB+, │B++ │BBB+,│
│имеет адекватную│BBB, │Baa2, │BBB, │ │BBB, │
│кредитоспособность, но не│BBB- │Baa3 │BBB- │ │BBB- │
│достает некоторых элементов│ │ │ │ │ │
│защиты или они не надежны в│ │ │ │ │ │
│долгосрочной перспективе│ │ │ │ │ │
│(высокая надежность) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│5. Рейтингуемая организация│BB+, │Ba1, │BB+, │B+ │BB+, │
│кредитоспособна, но недостаточно│BB, │Ba2, │BB, │ │BB, │
│надежна в долгосрочной│BB- │Ba3 │BB- │ │BB- │
│перспективе (удовлетворительная│ │ │ │ │ │
│надежность) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│6. Рейтингуемая организация│B+, │B1, │B+, │B │B+, │
│кредитоспособна, но вероятность│B, │B2, │B, │ │B, │
│своевременного выполнения│B- │B3 │B- │ │B- │
│обязательств по прошествии│ │ │ │ │ │
│длительного периода низка│ │ │ │ │ │
│(приемлемая надежность) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│7. Рейтингуемая организация│CCC+,│Caa1, │CCC+, │C++ │CCC+,│
│имеет чрезвычайно низкую│CCC, │Caa2, │CCC, │ │CCC, │
│кредитоспособность, может быть│CCC- │Caa3 │CCC- │ │CCC- │
│признана банкротом или│ │ │ │ │ │
│существует угроза ее финансовому│ │ │ │ │ │
│состоянию (очень низкая│ │ │ │ │ │
│надежность) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│8. Рейтингуемая организация│CC+, │Ca1, │CC+, │C+ │CC+, │
│объявила дефолт по своим│CC, │Ca2, │CC, │ │CC, │
│обязательствам (отсутствие│CC- │Ca3 │CC- │ │CC- │
│надежности) │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┤
│9. Рейтингуемая организация│C, │C │C, │C │C, │
│объявила дефолт по своим│D │ │D │ │D │
│обязательствам и возможность│ │ │ │ │ │
│улучшения ситуации маловероятна│ │ │ │ │ │
│(банкротство) │ │ │ │ │ │
└────────────────────────────────┴─────┴──────┴──────┴─────┴─────┘
Кроме того, рейтинги могут быть составлены по международной шкале или по национальной шкале. Рейтинг, присвоенный рейтинговым агентством по международной шкале, учитывает влияние рисков, связанных с неплатежеспособностью суверенного государства, и не может быть выше суверенного рейтинга государства. Рейтинг, присвоенный по национальной (российской) шкале, выражает оценку платежеспособности (кредитоспособности) организации относительно других российских организаций и не ограничивается суверенным рейтингом Российской Федерации.
Основное ограничение, принятое Министерством финансов Российской Федерации в вышеуказанных нормативных актах, состоит в том, что эмитенты ценных бумаг, банки и доверительные управляющие должны иметь рейтинг международных рейтинговых агентств "Стэндард энд Пурс" (Standard & Poor's), "Мудис Инвестор Сервис" (Moody's Investor Service) и "Фитч Инк" (Fitch Inc) не менее двух уровней от суверенного рейтинга Российской Федерации, но не ниже уровня BB-, Ba3 и BB- соответственно или рейтинг аналогичного уровня российских рейтинговых агентств.
Директор Департамента
А.Л.САВАТЮГИН