МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 2006 г. N 02-10-01/3149
Во исполнение Положения о ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 440, субъекты бюджетного планирования и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации должны представить в Минфин России уточненные реестры расходных обязательств на 2007 - 2009 годы.
В связи с этим Минфин России просит в срок до 1 декабря 2006 года направить в Минфин России уточненные реестры расходных обязательств соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2007 - 2009 гг. и пояснительные записки к соответствующим реестрам расходных обязательств в бумажном и электронном виде (на магнитном носителе) в соответствии с прилагаемыми Методическими указаниями.
Состав и структура расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2007 год должны соответствовать Приложению 10 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2007 год" Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", принятого Государственной Думой и доведенного письмом Минфина России N 02-02-14/3107 от 27.11.2006. Состав и структура расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2006 год должны соответствовать проекту Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год".
В целях соблюдения сроков представления в Правительство Российской Федерации уточненного реестра расходных обязательств Российской Федерации на 2007 - 2009 гг. главным распорядителям средств федерального бюджета Минфином России в срок до 15 декабря 2006 года будет направлен проект ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2008 - 2009 годы в соответствии с проектом перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007 - 2009 годы.
При подготовке уточненных реестров расходных обязательств необходимо исходить из того, что формирование проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы будет осуществляться в соответствии со следующими подходами:
1) данные реестров расходных обязательств на 2007 - 2009 гг. будут рассматриваться в качестве действующих расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2008 - 2009 гг.;
2) общий объем бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета на исполнение действующих расходных обязательств в 2010 году будет установлен в пределах ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств в 2009 году с учетом индексации заработной платы и оплаты коммунальных услуг по уровню инфляции и исключения расходных обязательств, прекращающих свое действие;
3) разногласия с субъектами бюджетного планирования в части, касающейся увеличения бюджетных ассигнований на исполнение в 2008 - 2010 гг. действующих расходных обязательств соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета, будут рассматриваться только в случае представления субъектами бюджетного планирования расчетов и обоснований, подтверждающих существенное изменение параметров, указанных в методиках расчета объема соответствующих бюджетных ассигнований (графа 19 формы реестра расходных обязательств, пояснительные записки к реестрам расходных обязательств), и при условии соответствующего изменения (дополнения) результатов использования данных ассигнований, представленных в обоснованиях бюджетных ассигнований на 2007 - 2009 гг.;
4) вопросы увеличения объема бюджетных ассигнований на исполнение в 2008 - 2010 гг. действующих расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета будут рассматриваться в установленном для формирования проекта федерального бюджета порядке в пределах общего объема принимаемых обязательств.
Заместитель Министра
Т.А.ГОЛИКОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РЕЕСТРОВ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
СУБЪЕКТОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящие Методические указания по составлению реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с пунктом 7 Положения о ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 440 (далее - Положение).
I. Состав и особенности отражения расходных обязательств
1. В реестре расходных обязательств субъекта бюджетного планирования (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) могут быть выделены следующие типы расходных обязательств:
- расходные обязательства по обеспечению государственных функций законодательной и судебной власти;
- расходные обязательства по оказанию государственных услуг;
- расходные обязательства по предоставлению трансфертов населению;
- расходные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями;
- расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов;
- расходные обязательства, установленные межгосударственными (международными) договорами и соглашениями;
- расходные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Российской Федерации;
- расходные обязательства, не отнесенные к другим типам.
Примеры представления всех типов расходных обязательств приведены в приложении (не приводится).
2. К расходным обязательствам по обеспечению государственных функций законодательной и судебной власти относятся обязательства по обеспечению деятельности центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных учреждений федеральных органов законодательной и судебной власти.
2.1. В качестве основания для возникновения расходного обязательства указываются положения федеральных законов. Иные нормативные правовые акты, дополняющие основание или определяющие расчет объема расходов, указываются в пояснительной записке согласно п. 20 настоящих Методических указаний.
2.2. Расходное обязательство выделяется исходя из группировки раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода. Одной группе соответствует одно расходное обязательство. При необходимости допускается разделять одну такую группу на несколько расходных обязательств или объединять несколько видов в одно расходное обязательство.
2.3. Виды расходов 005, 006, 008 (содержание центрального аппарата, территориальных органов, зарубежного аппарата) объединяются в одно расходное обязательство, основанием для которого является положение о ГРБС.
2.4. В каждом расходном обязательстве по содержанию аппаратов органов государственной власти и подведомственных учреждений выделяются следующие части расходного обязательства:
- оплата труда и начисления на нее;
- приобретение услуг;
- увеличение стоимости основных средств (за исключением объектов, финансирование которых осуществляется в пределах федеральной адресной инвестиционной программы);
- уплата налога на имущество и земельного налога;
- прочие расходы, связанные с обеспечением деятельности.
3. Расходные обязательства по оказанию государственных услуг возникают и исполняются в соответствии с соглашениями с юридическими и физическими лицами, заключаемыми федеральными органами государственной власти и подведомственными им бюджетными учреждениями в пределах лимитов бюджетных обязательств в целях реализации полномочий (функций) в установленной сфере деятельности.
3.1. В целях составления реестра расходных обязательств к правовым основаниям возникновения расходных обязательств по оказанию государственных услуг относятся:
- федеральные законы и (или) вытекающие из их положений постановления Правительства Российской Федерации (включая нормативные правовые акты об утверждении положения о соответствующем федеральном органе власти, установлении предельной численности государственных служащих, перечня подведомственных бюджетных учреждений, предельной численности их работников и т.д.);
- утвержденные Правительством Российской Федерации федеральные целевые программы (подпрограммы федеральных целевых программ);
- нормативные правовые акты (решения) об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральной государственной собственности (за исключением объектов федеральных целевых программ);
- федеральный закон о федеральном бюджете (в части, касающейся предоставления субвенций, субсидий и бюджетных кредитов юридическим лицам);
- иные нормативные правовые акты (решения) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3.2. В качестве расходных обязательств по оказанию государственных услуг в реестре расходных обязательств выделяются:
- обязательства по обеспечению деятельности центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных учреждений федеральных органов исполнительной власти;
- содержание объектов федеральной государственной собственности (за исключением зданий, занимаемых федеральными органами власти и подведомственными им бюджетными учреждениями) (раздельно по видам объектов);
- бюджетные инвестиции в объекты федеральной государственной собственности, включенные в перечень (проект перечня) строек и объектов для федеральных государственных нужд (раздельно по каждому объекту, за исключением государственного оборонного заказа; раздельно по программной и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы);
- государственный оборонный заказ;
- субсидии, субвенции, бюджетные кредиты юридическим лицам, исполнение государственных гарантий Российской Федерации, предоставленных с правом регрессионного требования.
3.3. В части обязательств по обеспечению деятельности центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных учреждений федеральных органов исполнительной власти расходное обязательство выделяется исходя из группировки раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода. Одной группе соответствует одно обязательство. При необходимости допускается разделять одну группу на несколько расходных обязательств.
3.4. Виды расходов 005, 006, 008 (содержание центрального аппарата, территориальных органов, зарубежного аппарата) объединяются в одно расходное обязательство, основанием для которого является положение о ГРБС.
3.5. В каждом расходном обязательстве по содержанию аппаратов органов государственной власти и подведомственных учреждений выделяются следующие части расходного обязательства:
- оплата труда и начисления на нее;
- приобретение услуг;
- увеличение стоимости основных средств (за исключением объектов, финансирование которых осуществляется в пределах федеральной адресной инвестиционной программы);
- уплата налога на имущество и земельного налога;
- прочие расходы, связанные с обеспечением деятельности.
4. Расходные обязательства по предоставлению трансфертов населению возникают и исполняются в соответствии с положениями федеральных законов и принятых в их исполнение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющих объем и (или) порядок расчета (индексации) пенсий, пособий, стипендий, компенсаций, иных выплат соответствующим категориям населения из федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).
Каждый вид пенсий, пособий, стипендий, компенсаций, иных социальных выплат определенной категории населения, указанной в соответствующем федеральном законе (подзаконном нормативном правовом акте), включается в реестр расходных обязательств в качестве отдельного расходного обязательства.
5. Расходные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, возникают и исполняются в соответствии с нормативными правовыми актами (решениями) Правительства Российской Федерации либо, при их отсутствии, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.
6. Расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов возникают и исполняются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.
Каждый вид межбюджетных трансфертов, указанный в федеральном законе о федеральном бюджете или в федеральном законе о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, включается в реестр расходных обязательств в качестве отдельного расходного обязательства.
В составе расходных обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов в качестве отдельного расходного обязательства также указывается каждый объект государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в который предусмотрены бюджетные инвестиции из федерального бюджета.
Основаниями возникновения соответствующих расходных обязательств являются утвержденная федеральная целевая программа (подпрограмма), нормативный правовой акт (решение) Правительства Российской Федерации либо, при их отсутствии, перечень (проект перечня) строек и объектов для федеральных государственных нужд.
Данные обязательства указываются раздельно по программной и непрограммной частям федеральной адресной инвестиционной программы.
7. Расходные обязательства, установленные межгосударственными (международными) договорами и соглашениями, возникают и исполняются в соответствии с положениями межгосударственных (международных) договоров и соглашений, предусматривающих взносы и иные платежи Российской Федерации субъектам международного права.
Каждый вид взносов (платежей), указанный в соответствующем договоре (соглашении), включается в реестр расходных обязательств в качестве отдельного расходного обязательства.
Для каждого расходного обязательства, установленного межгосударственными (международными) договорами и соглашениями, в качестве основания возникновения должны указываться соответствующие международные договоры (соглашения).
8. Расходные обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации возникают и исполняются в соответствии с договорами и соглашениями, документами, определяющими условия привлечения заемных средств.
Данные по погашению и по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации по каждой форме долговых обязательств включаются в реестр расходных обязательств в качестве отдельного расходного обязательства.
9. К расходным обязательствам, не отнесенным к другим типам, относятся расходные обязательства, которые не могут быть классифицированы субъектом бюджетного планирования (государственным внебюджетным фондом), а также расходные обязательства, основания для исполнения которых не установлены.
Объем ассигнований на реализацию расходных обязательств, основания для исполнения которых не установлены, не может составлять более 5% ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета на соответствующий год.
II. Форма реестра расходных обязательств
10. Реестр расходных обязательств составляется в форме таблицы. В названии таблицы указывается наименование субъекта бюджетного планирования (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).
11. В графе 1 таблицы указывается код главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
12. В графах 2 и 3 таблицы указываются код и наименование расходного обязательства.
Код расходного обязательства устанавливается по форме Р-0.000, в которой после символа "Р-" указывается цифра от 0 до 7 в соответствии с типом расходного обязательства, указанного в пункте 2 настоящих Методических указаний, затем порядковый номер расходного обязательства (при однозначном или двузначном номере с использованием в первом и втором или в первом знаке символа "0").
Наименование расходного обязательства устанавливается в произвольной форме, исходя из максимально краткого и однозначного определения содержания расходного обязательства.
В графе 3 также указываются наименования составных частей расходного обязательства на обеспечение деятельности (содержание) федерального органа исполнительной власти и подведомственных ему бюджетных учреждений в соответствии с пунктами 3 и 4.3 настоящих Методических указаний.
13. В графах 4 - 7 приводятся характеристики правового основания возникновения расходного обязательства.
В графе 4 указываются официальные реквизиты (номер, дата) нормативного правового акта (федерального закона, указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации) либо договора, являющегося правовым основанием для возникновения расходного обязательства.
В случае, если основания для возникновения расходного обязательства содержатся в нескольких нормативных правовых актах, в графах 4 - 7 приводится информация о нормативном правовом акте, имеющем наибольшую юридическую силу. Указание в качестве основания возникновения одного расходного обязательства двух и более нормативных правовых актов (договоров) не допускается. Все дополнительные нормативные правовые акты указываются в пояснительной записке согласно пункту 20 настоящих Методических указаний.
В графе 5 указывается одна или несколько статей, пунктов, подпунктов, абзацев (частей) нормативного правового акта (договора), являющихся правовым основанием для возникновения расходного обязательства. В случае, если правовым основанием для возникновения расходного обязательства является нормативный правовой акт (договор) в целом, в данной графе указывается "в целом".
В графе 6 указывается дата вступления в силу нормативного правового акта (договора).
В графе 7 указывается дата прекращения действия нормативного правового акта (договора). В случае если срок действия нормативного правового акта не установлен, в данной графе ставится прочерк.
14. В графах 8 - 11 указывается код соответственно раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым предусмотрены ассигнования на исполнение расходного обязательства.
В случае если ассигнования на исполнение расходного обязательства предусмотрены по двум и более целевым статьям (видам) расходов, в обособленных строках должна приводиться расшифровка по всем целевым статьям и видам расходов.
15. В графе 12 указываются коды подстатей или статей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
16. В графах 13 - 18 указывается объем ассигнований на исполнение расходного обязательства и его составных частей в отчетном году (в соответствии с первоначальным вариантом закона о федеральном бюджете на соответствующий год и отчетом об исполнении бюджета), в текущем году (ожидаемое исполнение в соответствии со сводной бюджетной росписью), в очередном году (в соответствии с проектом федерального бюджета) и в последующие 2 года (в соответствии с перспективным финансовым планом Российской Федерации).
17. В графе 19 для каждого расходного обязательства и его составных частей указывается код метода расчета объема ассигнований на исполнение расходного обязательства (составной части расходного обязательства) в очередном финансовом году и плановом периоде.
18. Для целей настоящих Методических указаний:
под нормативным методом (код 1) понимается расчет ассигнований на основе нормативов, утвержденных в соответствующем нормативном правовом акте;
под методом индексации (код 2) понимается расчет ассигнований путем индексации на уровень инфляции или иной коэффициент объема ассигнований текущего (отчетного) года;
под плановым методом (код 3) понимается установление объема ассигнований в соответствии с показателями, указанными в нормативном правовом акте (договоре, паспорте федеральной целевой программы, условиях займа), либо в соответствии со сметной стоимостью объекта;
под иными методами (код 4) понимается определение объема ассигнований методами, не подпадающими под определения нормативного метода, метода индексации и планового метода.
19. В приложении к реестру расходных обязательств субъекта бюджетного планирования (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по расходным обязательствам приводится выписка из соответствующего основания, за исключением:
- обязательств, в качестве основания для которых приводится перечень строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы;
- обязательств, в качестве основания для которых приводится федеральный закон о федеральном бюджете.
20. Одновременно с реестром расходных обязательств представляется пояснительная записка, в которой по каждому расходному обязательству, включенному в реестр расходных обязательств, приводятся:
- полный перечень правовых актов, являющихся основанием для возникновения расходного обязательства;
- ссылка на положения федеральных законов (с выпиской), устанавливающих полномочия федеральных органов государственной власти (вопросы ведения Российской Федерации), в соответствии с которыми были приняты соответствующие нормативные правовые акты, если в качестве основания в реестре указан не федеральный закон;
- описание методов расчета объема ассигнований на исполнение расходного обязательства на очередной финансовый год и плановый период (с указанием соответствующих формул и источников, используемых в расчетах исходных данных).
В описании методов расчета объема ассигнований на исполнение расходного обязательства в зависимости от используемого метода приводятся:
- для нормативного метода - формула для расчета объема ассигнований и выдержки из правовых актов, которыми утверждены соответствующие нормативы;
- для метода индексации - формула для расчета объема ассигнований, сведения об уровне инфляции или ином коэффициенте, используемом для расчетов;
- для планового метода - выдержки из нормативных правовых актов, договоров, в которых установлен объем ассигнований на исполнение расходного обязательства, а также, в случае необходимости, порядок его корректировки;
- для иных методов - формула(ы) для расчета объема ассигнований, выдержки из правовых актов, в соответствии с которыми устанавливаются значения используемых в формулах показателей.
20.1. Нормативный метод подразумевает определение объема расходов по формуле:
РО = n1 x K1 + n2 x K2 +...,
где:
РО - объем расходов;
n1, n2,... - нормативы расходов на одного условного носителя расходного обязательства (части расходного обязательства) (тыс. руб.);
K1, K2,... - планируемое (прогнозируемое) число условных носителей расходного обязательства (ед.) в соответствующем году.
Если иного не установлено законодательством Российской Федерации, при определении объема расходов нормативным методом используются нормативы, устанавливаемые Министерством финансов Российской Федерации либо в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
20.2. Метод индексации подразумевает определение объема расходов по формуле:
РО = t1 x R1 + t2 x R2 +...,
где:
РО - объем расходов;
t1, t2,... - коэффициенты увеличения (индексации) объема расходов в соответствующем году планового периода по сравнению с текущим годом;
R1, R2,... - объем расходов, представленный в текущем году.
Коэффициенты увеличения (индексации) объемов расходов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
20.3. Плановый метод подразумевает установление объема расходов на соответствующий год соответствующим нормативным правовым актом, договором, соглашением (долговые обязательства).
В случае, если в качестве основания расходного обязательства в реестре расходных обязательств указан подзаконный правовой акт либо правовой акт Президента Российской Федерации, в пояснительной записке приводится ссылка на положения федеральных законов, устанавливающих полномочия федеральных органов государственной власти (вопросы ведения Российской Федерации), в соответствии с которыми был принят соответствующий подзаконный акт.
III. Представление реестра расходных обязательств
21. Во исполнение Положения о ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 440, субъекты бюджетного планирования и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации должны представлять в Минфин России:
- в срок до 15 февраля текущего года предварительные реестры расходных обязательств;
- в срок до 15 июля текущего года плановые реестры расходных обязательств;
- в срок до 1 декабря текущего года уточненные реестры расходных обязательств.
22. Субъект бюджетного планирования отдельно составляет реестр расходных обязательств, не содержащий сведений, относящихся к государственной тайне, и реестр расходных обязательств, содержащий сведения, относящиеся к государственной тайне.
23. Реестр расходных обязательств субъекта бюджетного планирования (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), не содержащий сведений, относящихся к государственной тайне, с приложением и пояснительной запиской, подготовленными в соответствии с пунктами 20, 21 и 22 настоящих Методических указаний, представляются в Департамент бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации с сопроводительным письмом руководителя (заместителя руководителя) субъекта бюджетного планирования (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) на бумажном носителе (в 2-х экземплярах), на магнитном носителе и по электронной почте на адрес p1100_ei@minfin.ru.
Субъекты бюджетного планирования и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации обязаны обеспечить идентичность информации, представляемой в бумажной и электронной формах.
Реестры расходных обязательств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации представляются в Министерство финансов Российской Федерации с отметкой об их согласовании с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
24. Реестр расходных обязательств по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета должен быть представлен в виде отдельного файла Excel в соответствии с шаблоном, размещенным на сайте Минфина России в разделе "Бюджетная реформа", подразделе "Реестр расходных обязательств". Название (имя) указанного файла должно соответствовать формату "00 000.xls", где первые две цифры - код субъекта бюджетного планирования (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), пробел, три последние цифры - код главного распорядителя средств федерального бюджета.
25. Реестр расходных обязательств субъекта бюджетного планирования (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне, с приложением и пояснительной запиской подлежит представлению в Минфин России в порядке, установленном для представления сведений, отнесенных к государственной тайне.