НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Письмо Минфина РФ от 23.01.1998 N 05-01-04 "К поручению аппарата Правительства Российской Федерации от 05.01.98 N П13-4"

"К поручению аппарата Правительства Российской Федерации от 05.01.98 N П13-4"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 января 1998 г. N 05-01-04
К ПОРУЧЕНИЮ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 05.01.98 N П13-4
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом от 13.01.98 N 05-02-06/5 рассмотрело проект условий выпуска и обращения беспроигрышного золотого сертификата (далее - БЗС) и сообщает следующее.
Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется Минфином России для финансирования дефицита бюджета в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Дополнительный выпуск государственных ценных бумаг приведет к необходимости внесения изменений в уже запланированную стратегию выпуска государственных ценных бумаг на 1998 год, росту расходов на обслуживание государственного внутреннего долга, а также к превышению установленного законом о федеральном бюджете верхнего предела государственного внутреннего долга. Рост расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в свою очередь приведет к недофинансированию расходов федерального бюджета по иным статьям.
Кроме того, следует учитывать высокую степень напряжения на финансовом рынке, связанную с последними потрясениями на международном рынке капиталов, и актуальность снижения уровня доходности по государственным ценным бумагам.
При этом отметим, что в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 73 утверждены условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг - облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации. Выпуск указанных государственных ценных бумаг, которые являются удобным и надежным средством сбережения накоплений граждан, альтернативой вложениям в иностранную валюту, золото и другие активы, осуществлялся Минфином России ранее и будет продолжен в 1998 году. Указанные государственные ценные бумаги (ОГСЗ) отвечают также требованиям свободного вторичного обращения, постоянного роста их стоимости с приближением даты погашения (выплаты купона), о которых, как о преимуществах БЗС, говорят авторы проекта.
Условиями выпуска и обращения БЗС предусмотрены также его котировка по отношению к иностранным валютам и стоимости золота на международном рынке в целях установления наиболее справедливой рыночной доходности указанного инструмента. В связи с этим отметим, что величина купонного дохода по ОГСЗ определяется исходя из складывающейся в момент его объявления ситуации на рынке государственного долга и, таким образом, является справедливой; при этом предлагаемый авторами проекта механизм определения доходности БЗС потребует дополнительных вложений для построения инфраструктуры, позволяющей продавать БЗС, котировать и выкупать их у владельцев. Отметим, что указанные расходы не запланированы в проекте Закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
Таким образом, по нашему мнению, цели, поставленные авторами проекта выпуска БЗС, практически решены Минфином России, осуществляющим выпуск ОГСЗ с 1996 года; при этом формирование рынка ОГСЗ не требовало изначально и не требует в настоящее время расходов на создание инфраструктуры рынка, чего нельзя сказать о предлагаемом проекте.
В связи с изложенным Министерство финансов Российской Федерации не считает возможным поддержать предлагаемый проект выпуска государственных ценных бумаг - БЗС.
Вместе с тем имеется ряд замечаний к механизму реализации рассматриваемого проекта.
В соответствии со статьями 142, 816 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащими определение ценной бумаги, а также со статьями 2, 16, 17, 22 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", регулирующего процедуру эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг, требование об указании номинальной стоимости ценной бумаги является обязательным.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации не могут превышать 30 лет. По этой причине БЗС не могут являться бессрочными ценными бумагами.
В связи с тем, что стоимость БЗС может выражаться не только в рублях, но и в инвалюте, а также ввиду того, что владельцами БЗС могут быть резиденты и нерезиденты Российской Федерации, считаем необходимым соотнести порядок выпуска и обращения БЗС с нормами валютного законодательства.
Заместитель Министра
О.В.ВЬЮГИН