НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина РФ от 17.03.2009 N 08-04-06/424 "О выплатах отпускных за 2006 год медицинским работникам, оказавшим первичную медико-санитарную помощь в рамках государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи"

"О выплатах отпускных за 2006 год медицинским работникам, оказавшим первичную медико-санитарную помощь в рамках государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 марта 2009 г. N 08-04-06/424
Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации на основании пункта 3.4 Приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 N 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации", сообщает позицию по вопросу, касающемуся выплаты отпускных за 2006 год медицинским работникам, оказавшим первичную медико-санитарную помощь в рамках государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, для использования ее в работе по представлению интересов Министерства финансов Российской Федерации в судах.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 114 Кодекса работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
На основании статьи 139 Кодекса для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
В 2006 году порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера был установлен "Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213. Так, пунктом 2 указанного Положения устанавливалось, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
Вместе с тем в Федеральный закон от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (часть 4 статьи 9) была включена норма, согласно которой денежные выплаты медицинским работникам не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Аналогичные положения содержались и в "Правилах предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851, в ранее действовавшей редакции. Так, в районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врача-терапевта участкового, медицинским сестрам участковым врача-педиатра участкового, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) осуществлялись с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитывались при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включали средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, включение в 2006 году в объем субвенций средств на оплату отпускных, больничных листов, командировочных медицинским работникам, участвующим в выполнении государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи и получающим денежные выплаты, законодательством Российской Федерации не установлено.
Исходя из вышеизложенного считаем, что выплаты, предусмотренные врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врача-терапевта участкового, медицинской сестре участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестре врача общей практики (семейного врача), Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213, могут быть отнесены к выплатам стимулирующего характера.
Дополнительно обращаем внимание, что в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2008 N 3-В08-4 отмечено, что анализ нормативных актов свидетельствует о том, что поскольку указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, то их следует квалифицировать как дополнительные денежные выплаты медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, которые установлены в фиксированном размере, в связи с чем заработной платой не являются и не должны учитываться при исчислении средней заработной платы и для оплаты отпусков.
Директор
Правового департамента
С.В.ЯЧЕВСКАЯ