НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина РФ от 12.11.2007 N 08-04-14/3225 "О представлении интересов Российской Федерации и Министерства финансов РФ в случае предъявления исков о взыскании с Российской Федерации или Министерства финансов РФ убытков от оказания льготным категориям граждан коммунальных услуг"

"О представлении интересов Российской Федерации и Министерства финансов РФ в случае предъявления исков о взыскании с Российской Федерации или Министерства финансов РФ убытков от оказания льготным категориям граждан коммунальных услуг"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 2007 г. N 08-04-14/3225
Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации в связи с участившимися случаями взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу жилищно-эксплуатационных организаций (ДЕЗ, ЖЭУ, ЖКУ и т.д.) убытков, причиненных в результате оказания льготным категориям граждан ряда коммунальных услуг (предоставление электрической энергии, отопления, горячего и холодного водоснабжения, газа) (далее - коммунальные услуги), на основании п. 2.7 Приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 N 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" (далее - Приказ) доводит указания о представлении интересов Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в случае предъявления исков о взыскании с Российской Федерации или Министерства финансов Российской Федерации убытков от оказания льготным категориям граждан коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Кодексом также определено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законодательством, применяются правила о договоре энергоснабжения.
Таким образом, за предоставленные коммунальные услуги льготным категориям граждан право требования к Российской Федерации может возникнуть как непосредственно у производителя таких услуг, так и посредников (жилищно-эксплуатационных организаций), осуществляющих их дальнейшую перепродажу потребителям (абонентам).
При подготовке правовой позиции по существу заявленных требований в целях недопущения необоснованных выплат из федерального бюджета необходимо следующее:
1. При рассмотрении каждого дела необходимо установить, является ли жилищно-эксплуатационная организация непосредственно энергоснабжающей организацией, осуществляющей продажу населению коммунальных услуг, приобретенных последней у их непосредственного производителя. В том случае, если в процессе судебного разбирательства будет установлено, что жилищно-эксплуатационная организация выступает в качестве агента (комиссионера) энергоснабжающей организации по сбору от потребителей коммунальных услуг платы за представление производителями коммунальных услуг таких услуг населению, то такие организации не имеют статуса энергоснабжающих и, следовательно, в соответствии с действующим законодательством не имеют права требования к Российской Федерации за убытки, причиненные в результате недофинасирования такого рода расходов.
2. Установить, не были ли ранее удовлетворены требования производителей коммунальных услуг за тот же временной период, по тем же правовым основаниям предоставления указанных льгот, что и требования, заявленные жилищно-коммунальными организациями.
3. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований. Бремя доказывания размера понесенных расходов, связанных с оказанием коммунальных услуг льготным категориям граждан, несет энергоснабжающая организация. В связи с заявительным характером предоставления указанных льгот истец должен подтвердить допустимыми средствами доказывания факт оказания льгот при продаже коммунальных услуг льготным категориям граждан.
Следовательно, необходимо обращать внимание арбитражного суда на недопустимость расчета исковых требований исходя из общего количества льготников, обслуживаемых той или иной энергоснабжающей организацией, рассчитанного на основании сведений, представленных органами социальной защиты населения. Таким образом, по каждому делу нужно проверять обоснованность и доказанность заявленных исковых требований.
4. Учитывая, что льготы по оплате коммунальных услуг могут быть установлены как федеральным, так и региональным законодательством, а также актами органов местного самоуправления, при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо выяснить, какому уровню принадлежат расходные обязательства по финансированию данных льгот.
5. Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации (публично - правового образования) по искам о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (п. 1 ст. 158 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2007 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования (Российской Федерации), и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации указано, что в том случае, "если государственный орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде".
Государственный орган - представитель Российской Федерации по такой категории дел определяется через статус главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, до рассмотрения дела по существу, необходимо заявить ходатайство о привлечении к участию в деле соответствующих главных распорядителей бюджетных средств, а также органов социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.
6. Согласно статье 200 Кодекса, течение срока исковой давности начинается с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Организация, предоставившая коммунальную услугу льготнику, должна узнать о нарушении своих прав с момента предоставления установленной законодательством льготы (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2005 по делу N А19-5059/05-13-14-Ф02-3782/05-С2, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2006 по делу N А42-2313/2005-21). Следовательно, срок исковой давности должен определяться по общим правилам гражданского законодательства, то есть с момента, когда энергоснабжающей организацией были оказаны льготнику коммунальные услуги.
Обращаем внимание, что при выявлении фактов отсутствия со стороны представителя Минфина России (Российской Федерации) заявления о применении исковой давности в соответствии с требованиями главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии на то оснований Правовым департаментом на основании п. 3.8 Приказа будет поставлен вопрос о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, о чем Правовой департамент ранее информировал управления Федерального Казначейства по субъектам Российской Федерации письмами от 09.01.2007 N 08-04-14/5210 и от 14.03.2007 N 08-04-14/419.
Директор
Правового департамента
Н.Н.ЗАХАРОВА