НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина РФ от 10.04.2009 N 08-04-01/551 "О взыскании убытков организаций общественного транспорта от перевозки льготных категорий граждан"

"О взыскании убытков организаций общественного транспорта от перевозки льготных категорий граждан"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 апреля 2009 г. N 08-04-01/551
Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание на неоднородную практику по искам предприятий городского пассажирского транспорта о взыскании убытков, образовавшихся от перевозки льготных категорий граждан после 1 января 2005 года.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте льготным категориям граждан отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Исковые требования к Российской Федерации по вышеуказанным спорам основываются на Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предметом правового регулирования которого не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки. Данный Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, как указано в преамбуле. В состав набора социальных услуг, установленного вышеуказанным Законом, не входят льготы по проезду общественным транспортом.
Право на льготный проезд устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Величина стоимости проезда для льготной категории граждан определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.
Таким образом, обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации, что соответствует установленному статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов и принципу самостоятельности бюджетов, установленному статьей 31 БК РФ.
В соответствии со статьей 6 БК РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета. Таким образом, субъект Российской Федерации обязан предусмотреть в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год средства на реализацию расходных обязательств, вытекающих из принятых им нормативных правовых актов.
Статьей 132 БК РФ предусмотрена возможность представления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Средства финансовой помощи предоставляются регионам, соблюдающим равные условия доступности услуг общественного транспорта для всех льготных категорий граждан, с целью поощрения субъектов Российской Федерации. Такая финансовая помощь предоставлялась в 2006 - 2009 годах, федеральным бюджетом на 2010 год предоставления вышеуказанной финансовой помощи субъектам Российской Федерации не предусмотрено.
Однако предоставление финансовой помощи в форме субсидий не сопряжено с переходом расходного обязательства от субъекта Российской Федерации или муниципального образования к Российской Федерации, что было бы нарушением принципа самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов, а также подлежащих исполнению одновременно за счет двух и более бюджетов.
Финансовая помощь субъектам Российской Федерации на обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан предоставляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". Приказом Минфина России от 30.03.2006 N 49н утверждена отчетность о фактически произведенных расходах на обеспечение равной транспортной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Распределение средств осуществляется согласно методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827 "Об утверждении Правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации", учитывающей количество граждан, обладающих правом на льготы.
Согласно данной отчетности субъектов Российской Федерации задолженность на обеспечение равной транспортной доступности отсутствует.
На основании вышеизложенного прошу рассмотреть одно из арбитражных дел, связанных с взысканием убытков организаций общественного транспорта от перевозки льготных категорий граждан после 1 января 2005 года, на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для выработки единообразной судебной практики по такого рода спорам.
Заместитель Председателя
Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН