МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2010 г. N 06-04-12/01-347
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан рассмотрело обращение по вопросу выделения средств из федерального бюджета для осуществления местного самоуправления и сообщает следующее.
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей
3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статьей
18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Федеральным законом
от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что выборы являются формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (пункт 9 статьи 2).
Глава 5 Федерального закона
от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) устанавливает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Так, нормами статьи 22 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения, а нормами статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ регламентируются вопросы муниципальных выборов, которые проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Сход, конференции и собрание граждан являются наряду с выборами и референдумом формами, через которые граждане и жители муниципальных образований реализуют свое конституционное право на осуществление власти.
Таким образом, в развитие положений
Конституции Российской Федерации в Федеральном законе N 131-ФЗ определены формы непосредственного волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления.
В отношении использования средств федерального бюджета отмечаем следующее.
Бюджетные правоотношения регулируются
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее -
Бюджетный кодекс). Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Статьей
10 Бюджетного кодекса определена структура бюджетной системы Российской Федерации, которая включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты.
На основании статьи
65 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Так, например, в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, оборона и безопасность, судоустройство. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, организации оказания специализированной медицинской помощи. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи, создание условий для массового отдыха и организации досуга, физической культуры и массового спорта относится к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, каждый уровень публичной власти (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) имеет свои полномочия по предоставлению бюджетных услуг для соответствующего круга потребителей.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения определен Федеральным законом N 131-ФЗ. При этом решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования в соответствии со статьей 45 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).
Законодательством Российской Федерации не установлены полномочия органов государственной власти или органов местного самоуправления по финансовому обеспечению непосредственного решения гражданами вопросов местного значения в иных формах.
Заместитель директора
Департамента межбюджетных отношений
О.Г.БЕЖАЕВ