МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 января 2007 г. N 08-04-14/5210
Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации в связи с обращением Федерального казначейства о предоставлении в адрес территориальных органов Федерального казначейства позиции Министерства финансов Российской Федерации по разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм
Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление
от 22.06.2006 N 23) сообщает следующее.
1. Пунктом 18 Постановления
от 22.06.2006 N 23 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Пленум ВАС РФ), в частности, разъяснил следующее, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит исходить из того, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следовательно, при рассмотрении арбитражными судами дел о взыскании платы, не полученной от льготной категории граждан, обязанность по возмещению которой законодательством, действовавшим до 01.01.2005, возлагалась на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, территориальные органы Федерального казначейства при представлении интересов Минфина России должны уделять особое внимание выяснению вопроса о том, имело ли место недостаточное выделение денежных средств из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В ходе судебного разбирательства территориальные органы Федерального казначейства должны использовать все полномочия, предоставленные лицам, участвующим в деле,
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а именно:
- принимать меры к проверке представляемых истцами расчетов размера заявленных исковых требований;
- заявлять ходатайство о представлении заявителем доказательств фактического оказания услуг;
- осуществлять проверку представленных истцом и лицами, участвующими в деле, расчетов и доказательств;
- заявлять ходатайство о привлечении к участию в деле органа власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, уполномоченного осуществлять функции распорядителя средств, выделенных из федерального бюджета в спорный период, а при отсутствии такового - соответствующего финансового органа субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
- заявлять ходатайство об уточнении уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования сведений о суммах, полученных из федерального бюджета на компенсацию платы, не полученной от льготной категории граждан, и направлении расходования выделенных на эти цели средств;
- выявлять причину недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета, кто виноват в этой недостаточности: субъект Российской Федерации, который во время не представил соответствующие документы, или Российская Федерация (субъект Российской Федерации обосновал и запросил финансирование в требуемом ему размере, а Российская Федерация удовлетворила потребности финансирования субъекта Российской Федерации в меньшем размере).
Полномочия участника арбитражного процесса должны быть реализованы территориальными органами Федерального казначейства только посредством изучения фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
2. При рассмотрении дел по искам организаций о взыскании платы, не полученной от льготной категории граждан, территориальным органам Федерального казначейства необходимо вести аналитический учет предъявленных требований организациями, предоставлявшими услуги, по следующим критериям:
- период, за который взыскиваются средства федерального бюджета;
- категория льготников;
- суммы взыскания;
- и др.
Учитывая, что статьей
36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена подсудность по выбору истца при предъявлении иска к ответчикам, находящимся на территории разных субъектов Российской Федерации, целесообразно выяснить наличие исков этой же организации с таким же предметом и основанием в Арбитражном суде г. Москвы по месту нахождения Минфина России или другого главного распорядителя бюджетных средств.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи
200 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункты 11 Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм
Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"). Предприятие, предоставившее льготу, должно узнать о нарушении своих прав с момента предоставления установленной законом льготы (см. например Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.08.2005 по делу А19-5059/05-13-14-Ф02-3782/05-С2). Срок исковой давности, таким образом, начинает течь с момента предоставления вышеуказанной льготы.
На данном основании, в ходе судебного заседания представителю Минфина России (сотруднику территориального органа Федерального казначейства) в ходе судебного заседания следует на основании статьи
199 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлять о применении срока исковой давности, исчисленного от момента предоставления льготы.
4. Обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации не обладает полномочиями по разъяснению судебной практики.
Исходя из положений статьи 13 Федерального конституционного закона
от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Постановление Пленума ВАС РФ само по себе является разъяснением судебной практики, данным уполномоченным органом государственной власти, которым должны руководствоваться арбитражные суды при рассмотрении судебных дел.
В случае возникновения ситуации, требующей получения территориальными органами Федерального казначейства позиции Министерства финансов Российской Федерации по делам о взыскании платы, не полученной от льготной категории граждан, представление указанной информации возможно только после представления материалов по конкретным делам с указанием имеющихся фактических обстоятельств дела.
Вместе с тем в связи с упоминанием в обращении Федерального казначейства о случаях оказания судьями арбитражных судов давления на должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства при представлении ими интересов Министерства финансов Российской Федерации в судах, обращаем внимание, что в соответствии со статьей
8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо сторону в преимущественное положение. По имеющимся фактам давления со стороны судей арбитражных судов территориальным органам Федерального казначейства следует немедленно информировать Минфин России и соответствующую квалификационную коллегию судей.
Директор
Правового департамента
Н.Н.ЗАХАРОВА