МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 мая 1998 г. N 7-02-00/285
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с планом основных вопросов экономической и контрольной работы Минфина России на 1998 год (пункт 8.7), одобренного коллегией Минфина России 12 марта 1998 года (решение N 1-3), направляет Примерную программу проверки целевого и эффективного использования государственных инвестиций, осуществляемых за счет средств федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе, предприятиями и организациями министерств и ведомств Российской Федерации.
Минфин России просит осуществить проверки целевого и эффективного использования государственных инвестиций по прилагаемой Программе в организациях и на предприятиях региона, указанных в Приложении к настоящему письму, а материалы проверок с предложениями направить в Департамент инвестиций Минфина России не позднее 20 августа 1998 года.
Заместитель Министра
А.Ю.ПЕТРОВ
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.А.АСТАХОВ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА ВОЗВРАТНОЙ И БЕЗВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ
И ОРГАНИЗАЦИЯМИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на 1998 год (пункт 8.7) предусмотрено провести проверку целевого и эффективного использования капитальных вложений, выделяемых за счет средств федерального бюджета на безвозвратной и возвратной основе, предприятиями и организациями министерств и ведомств Российской Федерации и подготовить предложения по ее результатам.
Цель проверки - выявление фактов нецелевого и неэффективного использования капитальных вложений, выделяемых за счет средств федерального бюджета, и принятие мер по возврату их в федеральный бюджет.
Проверка проводится специалистами Департамента инвестиций и финансовых органов субъектов Российской Федерации.
Перед выездом на проверку проверяющему рекомендуется ознакомиться с:
- информацией территориальных органов федерального казначейства "Об использовании средств федерального бюджета, направленных на капитальные вложения в разрезе федеральных программ, строек, объектов", представляемых ежемесячно по форме, сообщенной письмом Минфина России от 11.05.95 N 3-Е1-5;
- нормативно - методическими документами о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации (перечень прилагается).
Уточнить объемы капитальных вложений, предусмотренных в федеральной инвестиционной программе, в соответствии с перечнем строек и объектов, формируемым Министерством экономики Российской Федерации.
В процессе проверки необходимо:
- ознакомиться с уставом (положением), учредительными документами проверяемой организации, ее уставными целями и задачами;
- проверить наличие:
1) титульных списков вновь начинаемых строек с разбивкой по годам и соответствие их объемов капитальных вложений объемам, предусмотренным в соответствующих федеральных программах;
2) сводных сметных расчетов стоимости строительства;
3) заключения государственной вневедомственной экспертизы по проектной документации;
4) подрядного договора (контракта) между заказчиком и подрядчиком на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы, а по переходящим стройкам - наличие дополнительного соглашения к договору подряда, уточняющего объемы работ по результатам предыдущего года. При проверке стройки представить информацию о проведении подрядных торгов.
Особое внимание необходимо уделить приложениям к договору подряда, материалам, определяющим договорную стоимость строительства объекта.
В случае отсутствия указанной документации или неправильного ее утверждения вносить предложения о прекращении финансирования стройки и о возврате бюджетных средств.
В ходе проверки необходимо отразить весь процесс финансирования по следующим направлениям:
1. Дата и сумма платежного документа (платежного поручения, реестра), отправленного из Минфина России.
2. Дата и сумма поступления средств на счет распорядителя;
3. Направления использования средств определенных исходя из выписки банка.
4. Номер, дата платежного поручения и сумма разассигнованных средств получателям (номер авизо).
5. Дата и сумма отправки банком средств непосредственно получателю.
6. Зачисление средств на счет получателя.
В ходе проверки необходимо установить обоснованность документов, по которым производились перечисления средств (акты выполненных работ, авансовые назначения, предъявленные счета и т.д.).
Указанные данные отражаются в таблицах 1 и 2 (прилагаются) с краткими пояснениями причин отклонения по срокам и назначениям.
Данные о фактически выполненных объемах работ должны соответствовать данным отчета 2-кс, составленного на основании актов выполненных работ и затрат, подписанных подрядчиком и подтвержденных заказчиком о принятии работ согласно заключенным договорам и контрактам.
Следует проверить правильное отражение получения и использования бюджетных средств на счетах бухгалтерского учета.
При выявлении факта невыполнения обязательств сторонами договора - подряда (контракта) необходимо отразить, в какой мере реализованы предусмотренные в договоре санкции по имущественной ответственности сторон.
Для оценки возможностей предприятия в направлении собственных средств на строительство объекта следует выяснить:
а) наличие незавершенного строительства, в том числе не завершенных строительством жилых домов. Какие меры принимались по вовлечению незавершенного строительства в хозяйственный оборот. Выставлялось ли оно на продажу на аукционах;
б) использование собственных средств, направляемых на капитальное строительство:
- амортизационных отчислений в доле средств капитальных вложений, предусмотренных и фактически используемых с учетом переоценки основных фондов, движение амортизации, применение ускоренной амортизации и целевое использование этих средств;
- прибыли и других средств предприятия.
При проверке целевого использования выделенных государственных инвестиций за счет средств федерального бюджета следует обратить внимание на наличие следующих фактов нецелевого использования бюджетных средств:
- погашение кредиторской задолженности сверх установленных лимитов капитальных вложений;
- помещение бюджетных средств в банк на депозитные счета, использование для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, а также передача другим банкам на договорных условиях с взиманием процентов и комиссий, отвлечение в другие операции краткосрочного характера;
- отвлечение средств на приобретение машин, механизмов, оборудования, не требующего монтажа и не входящего в смету стройки, и не предусмотренных сводным сметным расчетом;
- оплату проектно - изыскательских работ по другим объектам за счет средств, выделенных для финансирования затрат по данной стройке;
- перефинансирование объектов социальной сферы и жилья за счет производственных строек;
- оплату работ по внеплановым объектам;
- оплату услуг других организаций: не имеющих отношения к затратам по данной стройке (приобретение горюче - смазочных материалов, оплата стройматериалов для текущего ремонта служебных помещений, услуги ГАИ по регистрации автомобилей заказчика и другие);
- оплату страхования сырья, погашение процентов и маржи за пользование инвестиционным льготным кредитом, пени и штрафы за несвоевременные платежи и расчеты, целевые перечисления для погашения задолженности по заработной плате аппарату управления за счет капитальных вложений и другие.
В материалах проверки следует указать сумму уплаченных процентов за пользование заемными средствами федерального бюджета.
В ходе проверки при необходимости могут быть изучены и другие вопросы.
По результатам проверки составляется соответствующая справка, а также заполняются таблицы 1, 2, 3, 4, прилагаемые к настоящей Программе.
Материалы проверки должны быть закреплены подписями проверяющих, руководителя и главного бухгалтера организации.
Руководитель Департамента
инвестиций
В.В.КОСТЫРКО
Приложение
к Программе проверки
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИХ,
ИНСТРУКТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РУКОВОДСТВА
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1. Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 220 (письмо Минфина России
от 4 апреля 1994 г. N 44).
2. Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд).
3. Указание Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 1995 г. N 3-Е1-5 "О порядке исполнения федерального бюджета по финансированию отдельных видов расходов и федеральных целевых программ, осуществляемых на территории субъектов Российской Федерации органами федерального казначейства".
4. Схема Центрального банка Российской Федерации о выделении и возврате средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе для финансирования инвестиционных программ (
от 27 сентября 1995 г. N 195 и
от 27 сентября 1995 г. N 196 за подписью и.о. председателя Центрального банка Российской Федерации Т.В. Парамоновой).
5. Положение о подрядных торгах, утвержденное распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России
от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7.
6. Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, введенный в действие письмом Госстроя России
от 29 декабря 1993 г. N 12-349.
Таблица 1
ДАННЫЕ
О ФИНАНСИРОВАНИИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В 199_ ГОДУ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ
ПО ___________________________________________________
(наименование министерства, ведомства, организации)
(млн. руб.)
┌─────────────┬───────┬──────────────────────────────┬──────┬──────┬─────────────┬────────────────────┬──────┐
│Наименование │ Уточ- │Профинансировано по состоянию │ % от │Объем │ кроме того: │ в том числе через: │Приме-│
│министерства,│ненный │на _________________ с учетом │уточн.│выпол-├──────┬──────┼─────────────┬──────┤чание │
│ ведомства, │ лимит │ заключительных оборотов │годов.│ненных│ кре- │профи-│ бюджет │другие│ │
│ организации │ц/кв на├────┬─────────────────────────┤лимита│работ │дитор-│нанси-├──────┬──────┤источ-│ │
│ │ 199_ │все-│ в т.ч. через: │ │ за │ ская │ровано│минис-│систе-│ ники │ │
│ │ год │ го ├─────────────┬────┬──────┤ │___ г.│задол-│в счет│терст-│му ор-│(рас- │ │
│ │ │ │ бюджет │НКО │другие│ │ │жен- │пога- │ ва и │ганов │шифро-│ │
│ │ │ ├────────┬────┤<*> │формы │ │ │ность │шения │ведом-│ Каз -│вать) │ │
│ │ │ │ минис- │сис-│ │финан-│ │ │за │кред. │ ства │ ва │ │ │
│ │ │ │терства,│тему│ │сиро- │ │ │___ г.│ зад. │ │ │ │ │
│ │ │ │ведомст-│орг.│ │вания │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ ва │каз.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────┼───────┼────┼────────┼────┼────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │ 15 │
└─────────────┴───────┴────┴────────┴────┴────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘
--------------------------------
<*> НКО - налоговые казначейские освобождения.
Таблица 2
ДАННЫЕ
О ПРОХОЖДЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ В 199_ ГОДУ ПО СТРОЙКЕ И ОБЪЕКТУ
________________________________________________
(наименование стройки, объекта)
┌───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────┬────────┬─────┬────────────┬─────────┬───────────┐
│ I │ II │ III │ IV │ Итого │ Номер │ Дата │Про- │ Примечание │Фактичес-│Установлено│
│квартал│квартал│квартал│квартал│профи- │платеж- │платеж- │веде-│(в том числе│ки разас-│ нецелевое │
│ │ │ │ │нанси- │ного по-│ного по-│ но │ на целевое │сиг-но по│использова-│
│ │ │ │ │ровано │ручения │ручения │ОПЕРУ│финансирова-│ выписке │ние средств│
│ │ │ │ │за год │Минфина │Минфина │ЦБ РФ│ние строек и│ банка │ (млн. │
│ │ │ │ │ (млн. │ РФ │ РФ │ │ объектов) │ │ рублей) │
│ │ │ │ │рублей)│ │ │ │ │ │ │
├───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼────────┼─────┼────────────┼─────────┼───────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │
├───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼────────┼─────┼────────────┼─────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┴────────┴─────┴────────────┴─────────┴───────────┘
Таблица 3
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
__________________________________
(наименование предприятия)
(млн. руб.)
┌───────────────────────────────────────┬───────┬────────┬───────┐
│ │199_ г.│Истекший│199_ г.│
│ │ отчет │ период │прогноз│
│ │ │199_ г. │ │
│ │ │ отчет │ │
├───────────────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├───────────────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┤
│1. Производство продукции в натуральном│ │ │ │
│ выражении: │ │ │ │
│ (ед. измерения) │ │ │ │
│______________________________________ │ │ │ │
│______________________________________ │ │ │ │
│______________________________________ │ │ │ │
│______________________________________ │ │ │ │
│______________________________________ │ │ │ │
│(3 - 5 наименований) │ │ │ │
│2. Товарная продукция │ │ │ │
│ - в сопоставимых ценах │ │ │ │
│ - в действующих ценах │ │ │ │
│3. Прибыль │ │ │ │
│4. Рентабельность (в %) │ │ │ │
│ - к себестоимости товарной продукции│ │ │ │
│ - к себестоимости реализованной │ │ │ │
│ продукции │ │ │ │
│5. Платежи в бюджет │ │ │ │
│ - причитающиеся к уплате │ │ │ │
│ - фактически внесено │ │ │ │
└───────────────────────────────────────┴───────┴────────┴───────┘
Таблица 4
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
ПО ______________________________
(наименование предприятия)
(млн. руб.)
┌────────────────────────────────────┬────────┬─────────┬────────┐
│ Показатели │199_ год│Истекший │199_ год│
│ │ отчет │ период │прогноз │
│ │ │199_ года│ │
│ │ │ отчет │ │
├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Балансовая прибыль │ │ │ │
│Необлагаемая прибыль │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │
│направленная на содержание объектов │ │ │ │
│соцсферы и жилого фонда │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Налог на прибыль │ │ │ │
│Прибыль, остающаяся в распоряжении │ │ │ │
│предприятия │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │
│- фонд потребления │ │ │ │
│- фонд накопления │ │ │ │
│- благотворительные цели │ │ │ │
│- другие цели │ │ │ │
│ Справочно: │ │ │ │
│ Из прибыли, остающейся в │ │ │ │
│ распоряжении предприятия, │ │ │ │
│ показать: │ │ │ │
│ суммы, направленные на погашение │ │ │ │
│ просроченного кредита │ │ │ │
│ (если предприятие │ │ │ │
│ пользовалось кредитами банков) │ │ │ │
└────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴────────┘
Руководитель предприятия
Главный бухгалтер
Исполнитель: Фамилия И.О.
N телефона
Приложение
к письму Минфина России
от 8 мая 1998 г. N 7-02-00/285
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, СТРОЕК,
НА КОТОРЫХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОВЕРКУ
ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ НА БЕЗВОЗВРАТНОЙ И ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ
ПО КОМИТЕТУ ПО ФИНАНСАМ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Адрес:
125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6
Наименование объекта:
ЦАБ "Авиалесоохрана"
Мелик - Давидова М.А. 298-97-46
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (в ценах 1997 года)
- бюджетные ассигнования 13140,0
- расчеты в особом порядке 26698,4
Адрес:
125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6
Наименование объекта:
АО "Компания нутритек" завод лечебного питания, Московская
область
Госзаказчик: Минсельхозпрод России
Жижина 298-92-11
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (в ценах 1997 года)
- бюджетные ассигнования 14100
в т.ч. на погашение кредитор-
ской задолженности за 1996 год 4000
текущее финансирование 10100
1998 год (в ценах 1998 года)
- бюджетные ассигнования 6
в т.ч. на погашение кредиторской
задолженности за 1997 год 6
Адрес:
125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6
Наименование объекта:
АО "Братцевское" птицефабрика "Луневская" цех детского питания
Госзаказчик: Минсельхозпрод России
Жижина И.Н. 298-92-11
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (в ценах 1997 года)
- бюджетные ассигнования 9700
в т.ч. на погашение кредиторской
задолженности за 1996 год 7700
текущее финансирование 2000
Адрес:
125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6
Наименование объекта:
Центр подготовки спасателей МЧС, г. Ногинск
Андросова В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.) в ценах 1997 г.
кредит под гарантию
договор поручительства
N 803 от 12.05.97
с АКБ "Сбербанк" на
общую сумму 63000 млн. руб. 7579
в т.ч. на погашение
кредиторской задолжен-
ности за 1996 г. 1416,4
Наименование объекта:
Академия гражданской защиты, МЧС, г. Новогорск
Андросова В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (цены 1997 года)
- Кредит. Договор поручительства
N 803 от 12.05.97 с АКБ "Сбербанк"
на общую сумму 63000 32415,9
- бюджетные ассигнования (целевой
финансовый резерв МЧС) - ЦФР 15516,0
1998 год (цены 1998 года)
- бюджетные ассигнования (целевой
финансовый резерв МЧС) 4,1
Наименование объекта:
Центроспас - Жуковский, МЧС
Андросова В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (цены 1997 года)
- Кредит. Договор поручительства
N 803 от 12.05.97 с АКБ "Сбербанк"
на общую сумму 63000 млн. руб. 4056
- прямые ассигнования (ЦФР МЧС) 1608
1998 год (цены 1998 года)
- прямые ассигнования (ЦФР МЧС) 4,1
Наименование объекта:
В/часть 35489, МЧС, г. Москва
Андросова В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (цены 1997 года)
- Кредит. Договор поручительства
N 803 от 12.05.97 на общую
сумму 63000 6084
- бюджетные ассигнования
(ЦФР) 7504
Объекты оздоровительного комплекса "Спасатель"
Андросова В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (цены 1997 года)
- Кредит. Договор поручительства
от 12.05.97 N 803 на общую
сумму 63000 5780
- бюджетные ассигнования (ЦФР) 1072
1998 год (цены 1998 года)
- бюджетные ассигнования (ЦФР) 1,9