МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 1998 г. N 11-01-08/150
ПО ЗАПРОСУ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Д. ВЕНГЕРОВСКОГО
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28.03.98 N БН-П2-09024 Минфин России рассмотрел запрос депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Д. Венгеровского и сообщает информацию по затронутым вопросам.
По вопросу присоединения Российской Федерации к Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (FATF).
Согласно Положению о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю одной из задач, стоящих перед ВЭК России, является участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества в области валютного и экспортного контроля по каналам международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций, обеспечение взаимодействия с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств.
Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю проводится определенная работа по вступлению в FATF совместно с МИД России, МВЭС России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами, однако, это длительный процесс, при котором необходимо выполнить более 40 рекомендаций указанной международной организации.
По вопросу создания единого межведомственного органа финансового контроля.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 06.03.97 "Порядок во власти - порядок в стране" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) разрабатывается концепция системы государственного контроля, предполагающая четкое разграничение функций и полномочий контролирующих органов, ликвидацию дублирующих друг друга контролирующих служб. Возглавляет данную работу Минэкономики России.
Согласно указанному документу исполнение бюджета должно осуществляться исключительно через казначейскую систему. Все доходы и расходы бюджета должны проходить через единый счет федерального казначейства.
Минфин России, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета.
Что касается вопроса валютного контроля, то в соответствии с Законом от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля являются Банк России, Правительство Российской Федерации, ГТК России (в соответствии с Таможенным кодексом) и ВЭК России, реализующий функции Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю.
В связи с тем, что действующий Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" был принят в октябре 1992 года и экономика Российской Федерации (в том числе внешнеэкономическая деятельность) претерпела существенные изменения за истекший период, принятие новой редакции Закона - назревшая необходимость.
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Необходима скорейшая доработка и принятие находящегося в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации указанного проекта Федерального закона с учетом замечаний и предложений, высказанных министерствами и ведомствами в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26.04.97 N АЧ-П2-13144.
По вопросу введения в действие Государственного реестра по учету зарегистрированных за рубежом российских коммерческих структур.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.94 N 655 "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации" осуществляется регистрация предприятий, созданных за рубежом с участием российского капитала. Однако нет ни одного законодательного акта, обязывающего резидентов зарегистрировать находящийся за рубежом капитал вне зависимости от форм собственности и времени его появления за границей.
Что касается вопроса урегулирования международных соглашений в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, то Минфин России полагает, что в случае наличия у депутата А.Д. Венгеровского конкретных предложений по корректировке существующих международных соглашений в данной области Правительство Российской Федерации может их рассмотреть в установленном порядке и в случае необходимости войти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания.
А.Л.КУДРИН