НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина РФ от 02.07.2009 N 06-04-11/01-154 "О полномочиях субъектов Российской Федерации в части наполнения местных бюджетов"

"О полномочиях субъектов Российской Федерации в части наполнения местных бюджетов"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 2009 г. N 06-04-11/01-154
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросам реализации отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных и иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем по поставленным в письме вопросам считаем возможным отметить следующее.
1. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты определены статьей 58 Бюджетного кодекса. Пунктом 3 указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Нормы статей 137 и 138 Бюджетного кодекса регулируют порядок установления дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, то есть определяют общие подходы и требования, в соответствии с которыми субъектами Российской Федерации может осуществляться полномочие по установлению дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты, установленное статьей 58 Бюджетного кодекса.
Так, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статей 137 и 138 Бюджетного кодекса порядок расчета и установления дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты является частью порядка (методики) распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями данных статей Бюджетного кодекса.
В этой связи установление дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты не является обязательным и определяется Бюджетным кодексом как один из возможных механизмов реализации полномочия субъекта Российской Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Принятие решения об исполнении указанного полномочия в форме предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местным бюджетам и (или) в форме их замены на дополнительные нормативы отчислений относится к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации и осуществляется в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса.
В случае, если субъект Российской Федерации принимает решение не устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты, соответствующий закон субъекта Российской Федерации может не содержать порядка их расчета и установления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Бюджетного кодекса дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, могут быть установлены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 137 и пунктом 4.1 статьи 138 Бюджетного кодекса предусмотрено установление дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц на срок не менее трех лет. При этом, учитывая, что согласно положениям указанных пунктов дополнительные нормативы отчислений рассчитываются как отношение расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (части расчетного объема дотации) к прогнозируемому объему налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в консолидируемый бюджет субъекта Российской Федерации по территории соответствующего муниципального образования, распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, заменяемых на дополнительные нормативы отчислений, также должно быть установлено на срок не менее трех лет.
Пункт 6 статьи 137 и пункт 5 статьи 138 Бюджетного кодекса содержит требование об утверждении как распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями, так и заменяющих их дополнительных нормативов отчислений законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Таким образом, право субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты полностью или частично взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований может быть реализовано в случае, если закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 142.2 Бюджетного кодекса законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов).
Пунктом 1 статьи 142.2 Бюджетного кодекса также предусмотрено, что уровень расчетных налоговых доходов местных бюджетов, являющийся необходимым критерием для установления указанных субсидий из местных бюджетов, не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта Российской Федерации уровня в расчете на одного жителя.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации средний уровень расчетных налоговых доходов местных бюджетов определяется отдельно соответственно для поселений и муниципальных районов (городских округов). В целях расчета указанных субсидий из бюджетов городских округов предусмотрено сопоставление уровня расчетных налоговых доходов бюджетов городских округов и бюджетов муниципальных районов.
Данный порядок согласуется с нормой пункта 2 указанной статьи, согласно которой субсидии из бюджетов городских округов, перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации, учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях исключительно регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Возможности предоставления из бюджетов городских округов двух субсидий, рассчитываемых для указанных бюджетов отдельно в сравнении с налоговыми доходами по нормативам отчислений, установленным для поселений и муниципальных районов, Бюджетным кодексом не предусмотрено.
Вместе с тем необходимо отметить, что пунктом 2 статьи 142.2 Бюджетного кодекса право установления порядка расчета и перечисления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов, в том числе городских округов, отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента межбюджетных отношений
О.Г.БЕЖАЕВ