МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 06-06-05
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 32298-ЮО/09
ПИСЬМО
от 1 октября 2009 года
По итогам совещаний, проведенных заместителями Председателя Правительства Российской Федерации с руководителями субъектов Российской Федерации в федеральных округах по вопросу "О подходах к формированию межбюджетных отношений на 2010 - 2012 годы в условиях оптимизации расходов федерального бюджета", и во исполнение пункта 8 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 10 сентября 2009 г. N ИШ-П16-58пр Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации направляет информацию о принятых Правительством Российской Федерации решениях по вопросам формирования межбюджетных отношений на 2010 - 2012 годы.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
Статс-секретарь - заместитель
Министра регионального развития
Российской Федерации
Ю.В.ОСИНЦЕВ
ПРИНЯТЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ НА 2010 - 2012 ГОДЫ
1. По вопросу увеличения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, который в 2010 году составит 63% от среднего по России, и доведения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до уровня текущего финансового года, объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2010 год составит 397 млрд. рублей (или 6,1% от уровня 2009 г.).
С целью учета негативных последствий финансового кризиса в экономике выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2010 год производится с учетом налогового потенциала, сложившегося за 2007 - 2008 годы и за 5 месяцев 2009 года, а также пересмотра удельных весов каждого периода, в котором производится расчет показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта Российской Федерации (с 0,25; 0,3; 0,45 на 0,3; 0,35; 0,35).
Изменения порядка расчета налогового потенциала по налогу на прибыль организаций направлены на учет изменений структуры прибыли крупных и средних организаций по видам экономической деятельности и доли отдельных отраслей в экономике региона, что позволит повысить объективность расчета бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в условиях произошедших структурных сдвигов в экономике.
При этом сохранен действующий компенсационный механизм доведения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до уровня текущего финансового года (90 - 75 - 70%) с учетом корректировки расчетного объема дотаций в зависимости от выполнения показателей, характеризующих снижение удельного веса кредиторской задолженности в доходах бюджета субъекта Российской Федерации за 2008 год, сокращение кредиторской задолженности бюджета субъекта Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2009 г. к 1 января 2007 г.) и увеличение поступления доходов в бюджет субъекта Российской Федерации (2008 г. к 2006 г.), что позволит обеспечить стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы без резкого снижения объемов финансовой помощи из федерального бюджета.
У 36 субъектов Российской Федерации объем дотаций будет выше 2009 года и у 34 - ниже уровня 2009 года в общем объеме 18,0 млрд. рублей. При этом только у трех регионов объем дотаций будет ниже уровня 2009 года на 25%, у 5 - сокращение составит от 10 до 20%, у 26 регионов - менее 10 процентов.
Кроме того, на 2010 год предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 90 млрд. рублей, в том числе в целях компенсации выпадающих доходов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в доход федерального бюджета 5% налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 42,7 млрд. рублей, бюджету Чеченской Республики - 16,7 млрд. рублей, на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в энергетике - 5,6 млрд. рублей, резерв - 25,0 млрд. рублей, который будет распределен между субъектами Российской Федерации в течение 2010 года по результатам исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
2. По вопросу увеличения объема бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) из федерального бюджета.
На 2010 год предусматриваются бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 140 млрд. рублей, в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) - 40 млрд. рублей. Указанные бюджетные кредиты будут предоставлены в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
3. По вопросу оказания финансовой помощи из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов или авансового предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В случае существенного сокращения доходов бюджета субъекта Российской Федерации, обусловливающего невозможность обеспечения реализации первоочередных расходных обязательств, в том числе при возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций, Минфином России оказывается финансовая помощь в виде авансового перечисления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и предоставления бюджетных кредитов.
4. По вопросу уточнения методики распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в части исключения из доходов бюджетов субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных образований.
Критерии распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году рассмотрены и одобрены на заседании рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации, состоявшемся 17 сентября 2009 г.
Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации по итогам 8 месяцев 2009 года будет производиться без учета межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных образований.
Результаты распределения указанных дотаций будут внесены в Правительство Российской Федерации в октябре текущего года.
5. По вопросу учета протяженности автозимников при расчете нормативов распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
При расчете нормативов распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей на 2010 год использованы данные о количестве зарегистрированных автотранспортных средств на территории субъекта Российской Федерации (50%) и протяженности автомобильных дорог субъекта Российской Федерации с включением в них 1/4 протяженности автозимников (50%). Указанные подходы одобрены на заседании рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации (протокол от 17 сентября 2009 г. N 44).
6. По вопросу компенсации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выпадающих доходов в связи с изменением методик расчетов отдельных налогов и сборов и отменой софинансирования части расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
На заседании рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации, состоявшемся 17 сентября 2009 г., принято решение об оказании в текущем году финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, у которых дополнительные доходы в 2010 году от индексации ставок отдельных видов налогов и государственных пошлин не покрывают выпадающие доходы в связи с изменением методик расчета нормативов от уплаты некоторых видов акцизов и дополнительные расходы с учетом отмены софинансирования из федерального бюджета части обязательств субъектов Российской Федерации.
При этом субъектам Российской Федерации, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2010 году больше двукратного среднероссийского уровня, будут предоставлены бюджетные кредиты, а субъектам Российской Федерации, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2010 году составляет менее двукратного среднероссийского уровня, - дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти будет проведена работа по:
- уточнению методик предоставления субвенций из федерального бюджета в части учета затрат на администрирование субвенций, связанных с реализацией делегированных полномочий;
- вопросу о внесении изменений в статью 153 Федерального закона
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части норм, не позволяющих ухудшать меры социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- рассмотрению вопроса о предоставлении субъектам Российской Федерации права определять льготы по жилищно-коммунальным услугам педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.