НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Письмо ФНС России от 27.05.2022 N БС-4-21/6551@ "О начислении пеней на сумму недоимки по налогу на имущество организаций в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости" (вместе с "Письмом" Минфина России от 24.05.2022 N 03-02-06/49086)

"О начислении пеней на сумму недоимки по налогу на имущество организаций в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости" (вместе с "Письмом" Минфина России от 24.05.2022 N 03-02-06/49086)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 мая 2022 г. N БС-4-21/6551@
О НАЧИСЛЕНИИ
ПЕНЕЙ НА СУММУ НЕДОИМКИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО
ОРГАНИЗАЦИЙ В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВСЛЕДСТВИЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОШИБКИ
В СВЕДЕНИЯХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ
Направляем для использования в работе письмо Минфина России от 24.05.2022 N 03-02-06/49086 о начислении пеней на сумму возникшей недоимки по налогу на имущество организаций в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 2022 г. N 03-02-06/49086
Департаментом налоговой политики рассмотрено письмо по вопросу о начислении пеней на сумму возникшей недоимки по налогу на имущество организаций в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Кодекса изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 15 статьи 378.2 Кодекса.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, применяются со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, послужившего основанием для такого изменения.
Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Случаи, при которых пени не начисляются, определены Кодексом.
При этом указание, что пени не начисляются на сумму недоимки по налогу на имущество организаций (авансовым платежам по такому налогу), которая образовалась в результате изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения в связи с исправлением технической ошибки в сведениях ЕГРН, в Кодексе отсутствует.
Однако, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, выступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы (например, Постановление от 02.07.2013 N 17-П).
Также Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования, которое должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия к закону и действиям государства, предполагающий недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм. Только в таком случае возникают предпосылки для конституционно-правового режима разумной стабильности условий хозяйствования, при котором налогоплательщики, действующие добросовестно, должны получать государственную защиту от рисков, создаваемых публичной властью, и в том числе от внезапных изменений налогового законодательства, не позволяющих налогоплательщикам своевременно подготовиться к изменяющимся условиям осуществления предпринимательской деятельности. Защита от подобных рисков для субъектов предпринимательской деятельности, гарантируемой в статье 34 Конституции Российской Федерации, является составной частью конституционной обязанности государства по охране законом права частной собственности (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 28.02.2019 N 13-П).
Исходя из нормативного содержания принципа правового государства и конституционного принципа добросовестности, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.02.2019 N 13-П пришел к выводу, что налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в случае добросовестности действий налогоплательщика, исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН не является основанием для доначисления налогоплательщику сумм соответствующих пеней.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ