НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФНС России от 27.01.2021 N СД-4-23/831@ "О возможности перехода на налоговый мониторинг"

"О возможности перехода на налоговый мониторинг"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 января 2021 г. N СД-4-23/831@
О ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕХОДА НА НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) сообщает, что в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга принят Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон).
В целях расширения перечня потенциальных участников налогового мониторинга Федеральный закон предусматривает изменение критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг в части снижения их суммовых значений, а также учета налога на доходы физических лиц и страховых взносов в совокупной сумме исчисленных налогов и исключение таких критериев для участников консолидированных групп налогоплательщиков.
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 миллионов рублей.
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей.
Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 Кодекса выполнение условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса, не является обязательным.
Срок представления заявления о проведении налогового мониторинга, установленный пунктом 1 статьи 105.27 Кодекса продлен до 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Кроме того, в целях совершенствования механизма проведения налогового мониторинга Федеральный закон предусматривает:
исключение основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга;
введение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость и акцизов из бюджета для участников налогового мониторинга, без предъявления дополнительных требований;
исключение возможности приостановления операции по счетам участников налогового мониторинга налоговыми органами, не проводящими налоговый мониторинг;
возможность автоистребования недостающих документов у налогоплательщиков через их информационные системы, отказ от традиционной системы истребования документов.
Указанные изменения улучшают систему налогового администрирования участников налогового мониторинга и могут повлиять на решение организаций, соответствующих условиям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса о возможности перехода на налоговый контроль в форме налогового мониторинга.
В случае принятия положительного решения о возможности перехода на налоговый контроль в форме налогового мониторинга организация направляет в межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам или в межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам проект дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг (далее - Дорожная карта).
На основании вышеизложенного, Управление поручает:
1) направить информационные письма в адрес администрируемых налогоплательщиков, в отношении которых налоговый мониторинг не проводится по форме согласно приложению N 1 - в срок не позднее 28.01.2021;
2) представить в Управление налогового мониторинга ФНС России информацию о принятых налогоплательщиками решениях о возможности перехода на налоговый контроль в форме налогового мониторинга по форме согласно приложению N 2 - в срок не позднее 12.02.2021.
3) представить в Управление налогового мониторинга ФНС России информацию о количестве налогоплательщиков, администрируемых налоговым органом по форме согласно приложению N 3 - в срок не позднее 12.02.2021.
Информация должна быть представлена с учетом решений, принятых налогоплательщиками, администрируемыми в подведомственных межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Дорожные карты, представленные в межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам или в межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, должны быть направлены в Управление в порядке, установленном письмом ФНС России от 07.05.2019 N ЕД-4-15/8599@.
Заместитель руководителя
Государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С.САТИН
Приложение N 1
к письму ФНС России
от 27 января 2021 г. N СД-4-23/831@
"Наименование налогового органа" в целях реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.02.2020 N 381-р, и с учетом положений Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", сообщает следующее.
С 1 января 2016 года, в целях улучшения условий предпринимательской деятельности ФНС России реализует новую форму налогового контроля - налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг - это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета.
Согласно пункту 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга вправе обратиться организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, НДФЛ и страховых взносов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за минувший год, составляет не менее 100 миллионов рублей. Кроме того, общие доходы организации за минувший год и стоимость активов на конец предыдущего года должны составлять не менее 1 миллиарда рублей.
Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 Кодекса, выполнение условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса, не является обязательным.
Вступление в налоговый мониторинг позволяет перейти от традиционных проверок к онлайн контролю, что снижает административное давление, трудозатраты и повышает прозрачность налогоплательщика. В частности, при осуществлении контроля в форме налогового мониторинга снижается объем истребования документов, что позволяет сократить издержки налогоплательщика.
В рамках налогового мониторинга налогоплательщики получают возможность запрашивать мотивированное мнение налогового органа, содержащее позицию налогового органа по порядку налогообложения как совершенных, так и планируемых сделок. Получение позиции налогового органа позволяет значительно снизить налоговые риски и ускорить решение спорных ситуаций, повысить уровень определенности и избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов.
При переходе на налоговый мониторинг в отношении налогоплательщика не проводятся камеральные и выездные налоговые проверки за исключением случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 Кодекса.
В отношении налоговых деклараций, представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 1 июля 2021 года для участников налогового мониторинга реализован заявительный порядок возмещения НДС и акциза без предъявления дополнительных требований; проверка налоговых деклараций (уточненных налоговых деклараций), в которых сумма налога заявлена к возмещению из бюджета происходит непосредственно в рамках налогового мониторинга (статьи 176, 176.1, 203, 203.1 Кодекса).
Кроме того, при администрировании участников налогового мониторинга предусмотрен принцип "одного окна".
С 1 января 2022 года функция по принятию решений о приостановлении операций по счетам в банках может осуществляться только межрегиональным (межрайонным) инспекциям, проводящим налоговый мониторинг (статья 76 Кодекса).
С 1 января 2024 года для участников налогового мониторинга меняется порядок представления документов при проведении "встречных проверок". Формирование запросов необходимых документов будет осуществляться через информационные системы налогоплательщиков, которые уже содержат достаточно информации, необходимой для подтверждения корректности показателей налоговой отчетности (статьи 93.1, 105.29 Кодекса).
Для проведения налогового мониторинга организации, соответствующей условиям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса, необходимо не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить заявление, регламент информационного взаимодействия, информацию о взаимозависимых лицах, учетную политику для целей налогообложения организации и документы о системе внутреннего контроля по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
При принятии решения о переходе на налоговый контроль в форме налогового мониторинга организация совместно с налоговым органом по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика разрабатывает дорожную карту по подготовке к переходу на налоговый мониторинг в порядке, установленном письмом ФНС России от 07.05.2019 N ЕД-4-15/8599@.
Стратегией развития системы налогового мониторинга, утвержденной руководителем ФНС России Д.В. Егоровым, предусмотрен постепенный перевод всех крупнейших налогоплательщиков, стоящих на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и подведомственных им межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам на налоговый мониторинг.
В связи с вышеизложенным, "наименование налогового органа" предлагает рассмотреть вопрос перехода на налоговый мониторинг и сообщить о налоговом периоде, в котором планируется представление заявления о проведении налогового мониторинга.
Также необходимо сообщить сведения о желаемых датах проведения рабочих встреч с налоговым органом для подготовки дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг и контакты должностных лиц, ответственных за подготовку перехода на налоговый мониторинг.
С уважением, (Ф.И.О. начальника налогового органа)
Приложение N 2
к письму ФНС России
от 27 января 2021 г. N СД-4-23/831@
Информация
о принятых налогоплательщиками решениях о возможности
перехода на налоговый контроль в форме
налогового мониторинга
Код налогового органа
Наименование организации
ИНН
Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, НДФЛ и страховых взносов за 2019 год в млн. руб.
Суммарный объем полученных доходов по данным бухгалтерской отчетности за 2019 год (млн. руб.)
Суммарная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности за 2019 год (млн. руб.)
Номер и дата информационного письма
Принято решение о переходе на налоговый мониторинг (да/нет)
Период налогового мониторинга (год)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Приложение N 3
к письму ФНС России
от 27 января 2021 г. N СД-4-23/831@
Информация
о количестве налогоплательщиков, администрируемых
налоговым органом
Код налогового органа
Количество налогоплательщиков, администрируемых налоговым органом
Из них соответствующие условиям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 НК РФ, с учетом изменений, внесенных 470-ФЗ
Количество налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг за 2021 год
Количество налогоплательщиков, в отношении которых планируется проведение налогового мониторинга за 2022 год
Количество налогоплательщиков, в отношении которых планируется проведение налогового мониторинга за 2023 - 2024 годы
1
2
3
4
5
6