НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФНС России от 26.10.2021 N БС-4-21/15080@ "О направлении сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога в отношении юридических лиц, признанных недействующими"

"О направлении сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога в отношении юридических лиц, признанных недействующими"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 26 октября 2021 г. N БС-4-21/15080@
О НАПРАВЛЕНИИ
СООБЩЕНИЙ ОБ ИСЧИСЛЕННЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СУММАХ
ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам направления сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога (далее - сообщение об исчисленной сумме налога) в отношении юридических лиц, признанных недействующими, и направляет следующие рекомендации.
Порядок исчисления транспортного и земельного налогов, установленный статьями 362, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не содержит особенностей применительно к налогоплательщикам - организациям, признаваемым фактически прекратившим свою деятельность в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.
Судебные инстанции отмечали, что исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в случае фактического прекращения организацией своей деятельности. В частности, при рассмотрении Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа дела N А70-6073/2013 установлено, что исключенное из ЕГРЮЛ по формальным основаниям, предусмотренным статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, хозяйственное общество является действующим, о чем свидетельствует наличие действующих договоров аренды земельного участка; запись об исключении из ЕГРЮЛ организации признана недействительной.
В постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 02.02.2017 N Ф09-11986/16 по делу N А76-260/2016 указано, что обстоятельства нахождения у организации на праве собственности недвижимого имущества является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии оснований, перечисленных статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, поскольку регистрационные действия создают угрозу нарушения защищаемого статьями 8, 35 Конституции Российской Федерации права частной собственности. При таких обстоятельствах суды, учитывая, что материалами дела подтверждается наличие условий для восстановления организации - собственника объекта недвижимости в ЕГРЮЛ, удовлетворили заявленные требования.
Кроме того, полагаем необходимым учитывать постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 26-П, согласно которому правовое регулирование, предусмотренное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей. Данный признак не имеет такого же определяющего значения для религиозных организаций, которые обладают особым публично-правовым статусом и осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.
Учитывая, что применение предусмотренного статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ является правом, а не обязанностью регистрирующего органа, а также вышеперечисленные выводы судебных инстанций, полагаем целесообразным рекомендовать налоговому органу при выявлении решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ информировать регистрирующий орган о наличии переданных (направленных) такому юридическому лицу сообщений об исчисленной сумме налога за истекший налоговый период. При этом указывать предусмотренные пунктами 4 - 7 статьи 363 Кодекса цели и последствия направления сообщения об исчисленной сумме налога, в т.ч. выражающиеся в обеспечении полноты уплаты налога и обоснованного выявления недоимки по налогу до исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК